Дан приказ: ему - на запад, ей - в другую сторону
В начале нашего первого турпохода, в своей вступительной речи, едва сойдя с железнодорожной платформы, руководитель группы произнес: "Минут через десять, когда дойдем до того леса, будет объявлен приказ".
"Что еще за приказ? - подумали мы. - Мы сюда, между прочим, отдыхать приехали, а не чьи-то приказы выполнять".
В ближайшем же лесу выяснилось, что "приказ" - термин, объединяющий место, время для отправления естественных надобностей и сам процесс. Слово мне понравилось. Так и повелось. В музее: "А где у вас приказ?" Дома: "Кошка опять в соседские сапоги на приказ сходила" и т.д.
И в данной статье этим термином обозначен не только важнейший аспект каждого похода, но и все учреждения, выполняющие эту функцию, а также особенности процесса выполнения функции, если нужного учреждения поблизости не оказалось.
Лучший вариант приказа - это, конечно, на пленэре. Никто в дверь не ломится, птички поют, вдыхаешь запахи леса, а не того, чем обычно пахнет в общественных туалетах, к тому же можно воспользоваться кленовым или еще каким-нибудь листочком, мягким и бархатистым и гораздо более экологичным, чем туалетная бумага.
В некоторых географических районах возможна, правда, одна напасть - клещи. Они норовят впиться в обнажаемое на приказе место, и, вследствие неудобного расположения этого места на организме, от них бывает трудно избавиться без посторонней помощи.
Походные приказы имеют также познавательное значение. У одного из авторов, например, собран тематический гербарий "Растения приказов".
Наконец, трудно переоценить эстетическое значение приказов. Когда группа движется со скоростью шесть километров в час, по сторонам смотреть особенно некогда. А приказ обычно объявляется в каком-нибудь живописном месте, где можно полюбоваться красотами природы и сделать пару-тройку фотоснимков.
Вокзалы, музеи и достопримечательности
На узловых станциях приказ, как правило, платный, и цена далеко не всегда соответствует качеству. В архитектурном отношении все они одинаковы - сортир совдеповский вокзальный типовой. Висят упреждающие надписи: "Мыть голову и обувь запрещается". Моют. Иногда в одном ведре. Зато на память вы можете получить чек с указанием названия фирмы, точного времени вашего посещения и его цели: "Услуга № 1". И это верно. Проехав час по Москве и три часа в электричке, какую услугу вы хотите получить первой?
Гораздо интереснее в этом отношении маленькие станции. Какой дивный приказ на ст. Савелово! В нем нашли отражение черты кимрской городской архитектуры: то же дерево, окрашенное в белый и светло-коричневый цвета, те же плавно закругленные линии модерна, напоминающие грот и морскую волну. Как сказали бы походники, даже не приказная изба, а целые приказные палаты. И заметьте - совершенно бесплатный!
Или чудный, недавно снесенный ради пришедшего ему на смену современного собрата приказ в Балабанове! Архитектурный тип - классическая дворовая уборная без выгреба. Но при этом великолепный обзор из щелей, куда свободно пролезает кулак, романтическое жужжание навозных мух и... необходимость резиновых сапог, чтобы из этого чуда выбраться: ведь подавляющее большинство граждан осуществляет свой приказ, не заходя в зеленый домик.
Впечатляет и старый приказ на станции Коломна. Архитектурный тип – советская стандартная автобусная остановка, снабженная перегородкой внутри, разделяющей ее на «М» и «Ж», а также доской с двумя дырками в полу, но не дополненная дверью, что открывает пользователям дивный обзор на Старорязанское шоссе, а едущим по шоссе – соответственно на пользователей.
А приказ на ст. Расторгуево! Если перелезть через кучу горелой помойки, можно оказаться рядом с щелястой постройкой на два посадочных места, одна из дверей в которую отсутствует, другая – лежит рядом в перевернутом виде.
А однажды поздно вечером на автовокзале в Покрове мы тщетно искали «нужный домик», но так и не нашли, и нам пришлось пользоваться прикрытием фонарного столба, который не шире обхвата тела самого худого из авторов в самом узком месте, причем делали мы это на глазах местных жителей. Они, собственно, и подсказали нам такую возможность.
Музейные туалеты, как правило, разнообразием не отличаются. Исключение - Тверской областной краеведческий музей. Из вестибюля ведет длинный, довольно темный коридор, слева две весьма неприметные двери с традиционными "М" и "Ж", но за ними... Стены обшиты малахитовыми плитами. Войдя в кабинку, мы первым делом поразились, что и вся сантехника сделана из того же материала, а вторым - что по площади кабинка не уступает нашим кухням, вместе взятым. На полу резвый кот играл двухлитровой бутылкой из-под пива "Афанасий".
Использование по нужде объектов, не завершенных строительством
Эта реальная несколько двусмысленная цитата из строительного справочника после долгих лет путешествий обрела для нас свой единственный смысл.
Когда в славном городе Раменском мы взяли "языка", он доходчиво объяснил, что никакого общественного туалета здесь нет и быть не может. Мы огляделись и метрах в двухстах от вокзальной площади обнаружили недостроенное кирпичное здание, обнесенное забором, по меньшей мере половину досок из которого предприимчивые горожане успели экспроприировать для хозяйственных нужд. Тогда еще стыдясь своего поступка, мы протиснулись в щель и обнаружили, что не мы первые додумались использовать объект по такому назначению.
В центре не менее славного города Рязани официальных приказов тоже, видимо, не предусмотрено. А дождь лил как из ведра и провоцировал. Около одной из заброшенных строек нами были обнаружены заросли крапивы-лебеды в человеческий рост и моментально опробованы.
Осенью того же года мы вернулись в Рязань. Проходя мимо исторического места, увидели, что стройка по-прежнему заброшена, а густые заросли отсутствуют, открывая взорам пустое пространство площадью примерно три на три метра. "Смотри, - была наша реакция, - это место еще хранит частичку нашего тепла".
Санитарные остановки
«Уважаемые экскурсоводы-мужчины! Не забывайте, что у нас емкость мочевого пузыря в два с половиной раза меньше, чем у вас (а также на экскурсиях много пожилых людей, у которых ситуация еще усугубляется), и исходя из этого устанавливайте частоту санитарных остановок. Также прошу вас помнить, что, хотя среди нас есть люди, способные справить нужду там и тогда, где и когда она их застанет, но много и таких, которые стыдятся произнести слово "туалет", поэтому дело экскурсовода - решать эту проблему до того, как она перельется через край.
На днях на экскурсии (не буду уточнять на какой, ибо ситуация повторяется нередко) экскурсовод по своей инициативе предложил санитарную остановку один раз за 14 часов, а далее туристы сами упрашивали либо музейных работников пустить их в "нужный домик", либо остановиться водителя, который в ответ орал и отпускал оскорбительные замечания, вроде предложения подать каждому индивидуальный горшок, после чего останавливал автобус в самом неподходящем для этой цели месте, какое только мог найти на трассе.
Известно, что при переполненном мочевом пузыре эффективность усвоения информации снижается на 80%, а женщинам терпеть вообще нельзя - это плохо сказывается на здоровье нации. Очень надеюсь, что экскурсоводы, столь добросовестные в главном, будут больше внимания уделять и этой мелочи».
Вот что было написано на одном туристическом форуме. Если быть до конца откровенными, это написала лично автор данного туалетного обзора после приснопамятной автобусной экскурсии. Кто бы мог подумать, что такая приземленная тема вызовет столь оживленную дискуссию, смысл которой сводился к тому, что нечего стесняться, нужно требовать свое за уплаченные деньги и здоровье дороже. Что ж, и на упомянутой экскурсии мы регулярно без всякого стеснения упрашивали водителя и экскурсовода. Один раз экскурсовод отговорился тем, что в городе будет клозет пять звездочек (через час в музее оказался туалет типа сортир, но пускать туда страшно не хотели), и остановка была сделана только после предупреждения, что вот-вот безвинно пострадает автобус, и то метрах в двухстах от ближайших кустов, до которых надо было лезть через пески, оказавшиеся зыбучими (кто был на каблуках, мог и не дойти), а в следующий раз - водитель согласился выпустить только одного сугубо страдающего человека, грубо обругав остальных. В местах пребывания никакой информации о человеколюбивых заведениях нам не давалось, мы сами спрашивали местных музейный и т.д. работников: кто-то пускал, а кто-то нет.
На том же форуме дискутировали, что больше от туалета в автобусе – вреда или пользы. Кто уверен во втором, попробуйте в жару посидеть рядом с туалетом и на протяжении всей экскурсии вдыхать умопомрачительные ароматы. Так что в основном вопрос решается привычным «мальчики налево, девочки направо». К этому располагает и такое явление, как вопиющее несоответствие численности экскурсионных групп и количества посадочных мест (как вы понимаете, не в автобусе). Приезжает автобус человек на пятьдесят на бензозаправку, а на ней один деревянный «скворечник». Вспоминается старый анекдот: что могут сделать десять мужчин и не могут две женщины? А большинство экскурсантов как раз женского пола. Ситуация усугубляется тем, что многие экскурсанты – не туристы, то есть им проблематично справлять нужду в лесу, на морозе или в обществе комаров: некоторые друг друга-то стесняются, не то что летучих вампиров.
Или вот однажды в славном городе Гжатске нас было если не пол-электрички, то человек двести точно. Времени было мало; рядом с маловместительным заведением находился забор, отгораживающий вокзальную территорию от частных владений. Угадайте, что мы с ним сделали? И кто виноват – группа туристов или тот, кто не позаботился?
Но самое нетривиальное отношение к проблеме было в одной паломнической поездке: «Какой туалет, у нас другие цели!»
Садово-парковое искусство
Английский парк мы любим больше, чем французский. В пейзажном парке можно присаживаться под любым полюбившимся тебе деревом. Во французском же парке каждое дерево расположено продуманно, просматривается издалека и не спешит оказать тебе услугу № 1. Поэтому так любим нами Павловск, где, как говорится, "под каждым ей кустом...", и меньшими симпатиями пользуется Петергоф.
В городе Шуе на реке Тезе стоит городской сад. Он молодой, и деревья в нем невысокие и не густо растущие. "Не скажете, где здесь туалет?" - спросили мы у девушки, читавшей на скамейке книгу. "Здесь?!" - был недоуменный ответ. Так, одной из нас пришлось воспользоваться кустом жасмина, сквозь который предательски просвечивало мое красное платье.
Второй член нашего коллектива оказался практичней и сходил на приказ прямо на небольшой городской, больше похожей на деревенскую, улочке, под прикрытием нависавшей из-за чьего-то забора сирени. Прохожие видели, но не обратили ни малейшего внимания.
Дорога дальняя в казенный домик
Помните у Пушкина:
Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
\...\ И заведет крещеный мир
На каждой станции... приказ.
И пятисот лет не прошло, как дороги начали безмерно меняться. Россию пересекла трасса "Дон", на которой., подобно верстовым столбам, только что не полосатые, поднялись типовые, аккуратные, одинаковые, как клонированные близнецы, приказы. Это, конечно, благо. Но предсказуемость лишает нашу жизнь элемента романтики. Эта абсолютная упорядоченнось отбирает у нас свободу выбора. Если еще упомянуть сетку вдоль дороги, ограждающую от посягательств прекрасные леса, то наш человек, генетически привыкший снимать портки где придется, оказывается как бы втиснут в графу бланка, где ему на протяжении всей дороги через каждые n метров предлагают типовой казенный домик.
Человек, получив великое благо цивилизации - хорошую дорогу и благоустроенный приказ, - оказывается лишен свободы справить нужду где ему нравится. Наш взор ласкают деревья, а приклонить зад мы можем только на стандартных казенных досках.
Когда Екатерина путешествовала по России, на всем ее пути по обочинам дороги Потемкин выстроил фальшивые деревни. Не есть ли акт строительства благоустроенных туалетов на фоне заброшенных пашен и хиреющих деревень повторение истории с целью поразить воображение иностранцев?
Но русскому народу претят подобные вещи. Сколь бы крепки ни были стены, они подвергнутся нападению граждан, желающих привести новопостроенные объекты в соответствие с окружающей действительностью. Эти маленькие аккуратные сооружения будут поломаны, исцарапаны, исписаны (во всех смыслах слова). Нашему человеку свойственно вырываться из оков, поэтому можно смело заявить: не приживутся на Руси верстовые столбы казенных домиков.
Сейчас наши туалеты становятся приличными. С одной стороны, это замечательно. С другой - мы теряем национальную самобытность. Избалованным цивилизацией европейцам наш прогресс по душе, но истинным любителям романтики и экзотики остается только рыдать.
P.S. Недавно в некоем подмосковном музее-усадьбе мы были грубо обруганы за то, что имели наглость воспользоваться туалетом, предназначавшимся исключительно для служебного пользования. Мы извинились и пообещали следующую нужду справить посреди усадебного парка.