Создателем первой в мире ручной гармоники (гармони) считается Кристиан Фридрих Людвиг Бушман (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann, 1805 — 1864).
Гармоника — все музыкальные инструменты, звук в которых воспроизводится металлическим, свободно проскакивающим язычком (голосом), колеблющимся под действием струи воздуха. Основной элемент в конструкции гармоник — это голосовая планка. Она состоит из самой планки (рамки) и язычков. Язычок, колеблясь в проёме планки, издаёт звук определённого тона.
Источником звука у гармоники — является свободно проскакивающий язычок. Этот новый способ звукоизвлечения изобрел в 1780 году универсальный органный мастер, чех п национальности, Франц Киршник, живший и работавший в Санкт-Петербурге, начиная с 1770-х годов. Жил он на Васильевском острове, служил органистом в церкви Святой Анны и музыкальным мастером Императорских театров.
Его гармоника была настольной.
Левой рукой мастер нагнетал мехом воздух, а правой играл, нажимая на клавиши фортепианной клавиатуры. В 1783 году он продемонстрировал свою музыкальную диковинку в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте. В результате с 1802 года за короткое время в различных странах появляется много инструментов, являющихся модификацией гармоники Киршника. Например, в Вене — пангармоника Мельцеля, в Праге — инструмент Зауэра, в Париже — орган-экспрессив Гренье, в Лондоне — симфониум Уитстона.Примерно в 1820 году Фридрих Бушман сконструировал инструмент с растяжными кожаными мехами. Чтобы инструмент издал требуемый тон, нужно было раздвинуть меха, подняв вверх стенку инструмента, открыть требуемый клапан, а затем опустить верхнюю стенку. Инструмент сжимался, как бы оседая под собственным весом, и издавал звучание определенной высоты.
В 1822 году на основе этого инструмента Фридрих Бушман сделал ручной инструмент с медными клапанами и с кожаным мехом в три складки — ручную эолину (Handaoline). Так официально на свет появилась первая гармоника.
В России во многих местах появились свои виды гармоней, в том числе и в Туле.
Сохранились сведения, что тульские мастера братья Шкунаевы в 1808 – 1820 годах изготовляли в своей домашней мастерской звучащие языковые планки. Их они использовали в свистульках, свирельках, а затем и в ручных гармониках. Все эти изделия носили характер оригинальных забав или детских игрушек. По мере роста и развития кустарного гармонного промысла братья Шкунаевы сбывали планки по заказам и изготовляли сами небольшое количество гармоник.
Тульский оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов (1793 -1855) в июле 1830 года приобрел на Нижегородской ярмарке (за 40 рублей ассигнациями) немецкую однорядную гармонь. Вернувшись домой он изготовил копию, которая не уступала в качестве звучания зарубежному оригиналу. Затем в домашней мастерской продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов.
Растущий спрос на гармони способствовал тому, что многие тульские мастера взялись за их изготовление. Домашние мастерские стали преобразовываться в гармонные фабрики. Сизов организовал одну из первых гармонных фабрик России. После смерти Ивана Евстратьевича его детище прекратило своё существование.
Но первую в России гармонную фабрику открыл не Сизов, хотя косвенно способствовал этому.
Первая гармонная фабрика России была организована в Туле Тимофеем Пименовичем Воронцовым (1787 — 1854).
Свою деятельность Воронцов начал с самоварной фабрики, открытой им в 1815 – 1818 годах. В полуподвальном этаже этой фабрики, примерно с 1820 г., организовал, как дополнительный цех, изготовление простых гармоник. Примером ему послужили свистульки-пищалки, которые делали у себя дома братья Шкунаевы.
В 1830-е годы Воронцов познакомился с музыкальным инструментом, привезённым с Нижегородской ярмарки Иваном Евстратьевичем Сизовым . После внесения некоторых изменений в конструкцию, которые заметно улучшили качество инструмента, Тимофей Пименович наладил собственное производство гармоней.
В начале 40-х годов его гармонное производство переросло в самостоятельную "Вольно-оружейную гармонную фабрику" — первую в России. На ней трудились 10 наёмных рабочих, которые производили инструменты трех видов: большие, средние и малые. Всего изготовлялось до 4000 гармоней в год.
Перед революцией фабрикой владел его внук Алексей Акимович Воронцов (1865—1918) .В 1918 году фабрика была национализирована, а Алексей Акимович на другой день после национализации умер от сердечного приступа.
Новая страница в истории тульских гармоник была открыта Николаем Ивановичем Белобородовым (1828 -1912).
Осенью 1875 года Николай Иванович договорился с гармонным мастером Леонтием Алексеевичем Чулковым об изготовлении экспериментального инструмента по разработанным чертежам. За основу новой гармоники, получивший название хроматическая, была взята тульская диатоническая однорядка. К первому ряду Белобородов добавил второй — с недостающими полутонами. Клавиатура гармоники обрела новые формы, заимствованные из фортепиано, однако их группировка была иной, попеременной: после белой клавиши шла чёрная. В марте 1878 года первая в России (по мнению некоторых исследователей — первая в мире) хроматическая гармоника была сконструирована.
Хроматическая гармонь Н. И. Белобородова, изготовленная Л. А. Чулковым в 1878 году (Мемориальный музей Н. И. Белобородова)(Из Интернета)
В 1885—1886 годах из рабочих оружейного и патронного заводов Белобородовым был создан первый в мире "Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках".
«Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках». В центре Н. И. Белобородов (Из Интернета)
Леонтий Алексеевич Чулков (1846 -1918)
в 1859 году был отдан в ученики на гармонную фабрику Г. Т. Воронцова.Совместно с Н. И. Белобородовым сконструировал и в 1878 (по другим данным в 1871) году изготовил хроматическую гармонь, оказавшую решающее влияние на развитие пневматических клавишных язычковых музыкальных инструментов. В ней впервые применил резонаторную камеру, которая явилась прообразом тембровой камеры современных баянов, аккордеонов, гармоней.
В 1880 г.оду Чулков организовал свою гармонную мастерскую, в которой работали также и шесть его сыновей.
Браться Николай Сергеевич Киселёв (1848 – 1919) и Василий Сергеевич Киселёв (1854 – 1934.) с 12-летнего возраста были вынуждены работать. В свободное от работы время стали заниматься дома изготовлением гармоник.
В 1883 году братья организовали мастерские по изготовлению гармоник в своем доме. В 1886 году на их продукцию обратил внимание владелец московского магазина на улице Тверской Петр Павлович Ватутин. В 1890 году братья построили отдельный дом, где организовали сборочную мастерскую-фабрику "Бр.Киселёвы".
Николай Сергеевич (сидит второй справа) и Василий Сергеевич (стоит) Киселёвы в кругу семьи. Фото начала ХХ в.(Из Интернета)
В начале ХХ века продукция фабрики Киселёвых продавалась в ряде московских магазинов, в Казани, Саратове, Нахичевани, Ереване. Предприятие успешно конкурировало со многими фирмами на мировом рынке. Киселёвские «венские» гармоники в 1914 году на различных выставках получили золотую, три серебряных и бронзовую медали.
Сама фабрика в 1918 году была национализирована и закрыта, а ее владельцы с семьями оказались на улице. Весной 1919 года Николай Сергеевич был подвергнут нападению и избит как "классовый враг", вскоре после которого умер от кровоизлияния. Василий Сергеевич с сыном Валерием продолжали изготовление гармонных планок в сарае вплоть до 1927 года, когда у них описали инструменты, приспособления и личные вещи. Василий до конца своей жизни работал на фабрике сторожем.
После революции дело гармонных дел мастеров в Туле не погибло, появились новые мастера.
Юрий Павлович Маторин (1936 -2010).
В двенадцать лет самостоятельно смастерил свой первый музыкальный инструмент – игрушечную гармонику. Являлся конструктором баянов "Тула", "Пионер", "Юность". Сконструировал и изготовил (совместно с В.В. Проскурдиным) концертный многотембровый готово-выборный баян "Левша" (1974 г., диплом и бронзовая медаль ВДНХ СССР).При его участии были изготовлены такие известные модели многотембровых готово-выборных баянов, как "Тула-401", "Мир", "Русь". Юрием Павловичем изготовлено немало инструментов по специальным заказам – для Людмилы Зыкиной, Геннадия Заволокина и Воронежского хора
Виктор Васильевич Проскурдин (1926 -2015).
Автор многих моделей баянов: готово-выборный баян в соавторстве с В.К. Овсянкиным (1968 г., серебряная медаль ВДНХ СССР – Проскурдину, бронзовая – Овсянкину); концертный многотембровый готово-выборный баян "Левша" в соавторстве с Ю.П.Маториным (1974 г., бронзовая медаль ВДНХ СССР); концертный многотембровый готововыборный баян "Русь»"в соавторстве с Л.Ф. Козловым (1982 г., серебряная медаль ВДНХ СССР — Проскурдину, бронзовая медаль за аккорд – Козлову); концертный многотембровый готово-выборный баян "Мир" (1982 г.) в соавторстве с Л.Ф.Козловым (аккорд) и В.А.Гаврилиным (корпус).И напоследок песня:
Мы играем от души
И поём, и пляшем.
Мы — наследники Левши
В Тульском крае нашем.
Славит пряник, славит чай,
Славит хлеба каравай,
Славит наш родимый край
Тульская гармошка.
Примечание: Использованы материалы
1) .С сайта ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=55 2). С сайта harmonica-tula.ru/?category=a…
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ну а тюляки — на все руки мастера оказались — и блоху подковать, и оружие сваять, и для души гармонь развернуть. МАЛАДЦА!!!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Еще пряники тульские славятся.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сколько различных гармоней на территории России — тьма!
Комментарий понравился: