В эти майские дни в Берлине туристов больше, чем обычно. Объясняется это не только хорошей погодой и весенним настроением, но и сложившейся традицией. Люди едут на место, где кончилась война. Самая страшная. Едут и едут. Что-то их манит — зов предков, внутренний голос, генетическая память, не знаю. Только едут.
Столпотворение – у стен рейхстага, как в мае 1945. Пейзаж, естественно, другой. Мирное небо и все такое… Но в пестром разноплеменном потоке то и дело встречаешь сосредоточенные лица с необщим выражением, будто из той эпохи. Обычно я обхожусь без патетики. Но в данном случае не могу. Ничего не могу с собой поделать. В этом тихом, умиротворенном благоухании, действительно, слышишь эхо ушедшей войны.
Вообще-то, праздик Победы на Зпаде отмечают 8 мая. Именно в этот день в Потсдаме, во дворце Цицилиенхоф был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. По заведенному обычаю немцы до сих пор приглашают ветеранов из России, тех, кто штурмовал рейхстаг.
Обычай завели с апреля 1999 года, когда сюда после капремонта из Бонна переехал немецкий парламент – бундестаг, а Берлин снова стал официальной столицей единой Германии. Ремонт стеклянного купола велся по проекту британского архитектора Нормана Фостера, больше знакомого нам тем, что хотел построить в Москве художественную галерею в виде желтого апельсина.
Но мы о ветеранах. Когда я бываю в здании бывшего рейхстага, обязательно поднимаюсь на второй этаж и иду к дальним стенам, где остались автографы советских воинов. Надписи, тщательно скопированны при реставрации и хранятся как докумет военной истории. Всего их около 300. Вот некоторые из них. Посмотрите.