Отправляясь в путешествие, обычно ставят перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей и тогда туристическая поездка становится познавательной, религиозной, спортивной, экзотической, лечебно-оздоровительной, гастрономической и еще много какой. Но эти виды туризма массовые, широко распространенные, хорошо знакомые, а что вы знаете о черном туризме?
Причиной появления такого пугающего и одновременно неординарного явления в современной туристической практике стали военные конфликты на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Африке, когда начали набирать популярность не просто поездки по пострадавшим от войн и революций регионам, но и посещение горячих точек непосредственно в момент боевых действий. Оказалось, что риск стать свидетелем, а если «повезет» — и участником событий, прельщает многих людей. Можно сказать, что черный туризм (Dark tourism) – это путешествие, целью которого является посещение различных мест, так или иначе связанных с войнами, трагедиями, природными или техногенными катастрофами.
Термин «черный туризм» придумали в 1996 году Леннон и Фоли, преподаватели кафедры гостеприимства, туризма и управления отдыхом Каледонского университета Глазго. Они говорили, что к первым примерам черного туризма можно отнести поездки на гладиаторские бои в римский Колизей, посещение публичных казней — сожжения во времена средневековой инквизиции или обезглавливания при Французской революции.
В черном туризме нет ничего нового: собирающиеся на полях сражений под Ватерлоо или Аустерлицем армии сопровождали толпы нетерпеливых зрителей. Во время Крымской войны американские туристы посетили разрушенный город Севастополь, а Марк Твен ругал своих товарищей по путешествию за то, что они собирали шрапнель на сувениры. На первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США у реки Булл-Ран приехало множество представителей американской элиты, включая несколько конгрессменов с семьями. Они рассчитывали понаблюдать за быстрой победой Федеративной армии, распивая дорогие вина и прогуливаясь с биноклями по холму. Однако войска северян были разгромлены, запаниковавшие участники пикника побросали свои вещи и стремительно уехали обратно в Вашингтон, создав из экипажей огромную пробку, которая заблокировала дорогу отступавшим солдатам.
Этот случай послужил началом коммерциализации черного туризма основателем индустрии туризма британцем Томасом Куком. Его туристическая компания стала организовывать поездки в США на места боевых действий Гражданской войны. Томас Кук писал, что прибыльность подобных туров напрямую зависела от наличия или отсутствия боевых действий в момент путешествия — чем выше шанс увидеть военный конфликт, тем большую сумму готовы заплатить жадные до впечатлений богатые европейцы.
Сейчас на мировом рынке два лидера черного туризма, продающих туры в горячие точки Афганистана, Сирии, Палестины, Ливии: американская компания WarZone Tours и британская Untamed Borders. Специализированную турфирму WarZone Tours основал в 2008 году Рик Свини, который 25 лет проработал в структурах безопасности. Идея бизнеса возникла у него во время службы в горячих точках: «Я много бывал в Боснии и Ираке. Мне очень хотелось общаться с местным населением и изучать местные памятники культуры. Но у меня не было такой возможности».
Warzone Tours позиционирует себя на рынке как компания, предоставляющая услуги экстремальных путешествий в зоны военных конфликтов. Индивидуальные туры для отдельных лиц или небольших групп до 10 человек организовываются в горячие точки планеты, где идет настоящая война, где действительно свистят пули, взрываются бомбы в кафе по соседству, а местное население в повседневной жизни редко расстается с огнестрельным оружием. Клиентов везут не на передовую, а в места, где можно сделать несколько эффектных фотографий, и не только из окна бронированного автомобиля, а например, у подбитого танка на обочине. Рик Свини заявляет, что туристам-экстремалам оружия не выдают, и ничего общего с «охотой на человека» данный вид туризма не имеет: «Мы избавляемся сразу от клиентов, кто хочет, чтобы ему дали АК-47. Мы считаем, что оружие должно находиться в руках профессионалов, а не клиентов».
Типичный клиент компании Warzone Tours — это человек, который никогда не служил в армии, но «сделал деньги и обладает средствами для чего-нибудь авантюрного, что не мог себе позволить, пока зарабатывал капитал». Именно для преуспевающих бизнесменов среднего возраста, «белых воротничков» с деньгами и разработаны путешествия в зоны боевых действий, душераздирающие кадры из которых мелькают в новостях. «Наверное, эти места кажутся людям опаснее, чем они есть на самом деле. Бывает, что стреляют неподалеку или взрывается машина, но ничто не направлено именно против моих клиентов», — говорит Рик Свини.
Самая затратная статья его бизнеса — это расходы на безопасность. Прежде чем отправить в «горячую точку» группу туристов, туда выезжают специалисты по безопасности для изучения ситуации на месте и где нанимаются сопровождающие охранники и проводники из числа местных. Необходимо оформить визы и пропуска, организовать питание и проживание в местах, где нет банкоматов и не работает сотовая связь — не удивительно, что все туры строго индивидуальные и очень дорогие: такая поездка может обойтись в $50 000 на одного человека. При этом форс-мажор очень даже возможен и риск попасть под обстрел или оказаться в плену остается всегда.
Рик Свини заявляет: «Обычно критики обвиняют нас в том, наш бизнес — это неполиткорректно. А это совсем не так. Наоборот. Я хочу, чтобы клиенты сели бы с местными за один стол, разделили бы общую трапезу и поговорили бы друг с другом». По его мнению, путешествие в зону боевых действий дают туристу возможность своими глазами увидеть войну без прикрас и сделать собственные выводы, что в конечном итоге должно способствовать установлению мира во всем мире.
Туристическая фирма Untamed Borders была создана в 2006 году британцем Джеймсом Вилкоксом и двумя компаньонами из Пакистана и Афганистана. В отличие от Рика Свини, имевшего колоссальный опыт работы в службах безопасности, основатели компании не обладали таким опытом и не участвовали в военных действиях, зато были опытными путешественниками со знанием местных языков и обычаев. Компания Untamed Borders организует туры в Азию, Африку, на Средний Восток и в бывшие советские республики Кавказа при средней стоимости $3 000 за человека.
В компании заявляют: «Военные туристы, черные туристы, дьявольские достопримечательности, военные туры — все эти термины мы стараемся не применять, так как они не отражают того, чем мы занимаемся». Джеймс Вилкокс добавляет: «Неправильно считать нас туристическим агентством, которое возит людей в зоны военных конфликтов или очаги нестабильности. Прежде всего, мы хотим показать нашим клиентам уникальные места на нашей планете, куда сложно добраться самим. За 15 лет мы не один раз меняли маршруты своих поездок, руководствуясь соображениями безопасности. Безопасность наших клиентов имеет первостепенное значение для нас».
Наибольшей популярностью у клиентов Untamed Borders пользовались туры в Афганистан, особенно посещение пещер в Бамианской долине, где талибы разрушили огромные статуи Будды. В тур входил осмотр Кабула: «Люди считают, что вся страна охвачена военным конфликтом. Но в Кабуле 6 млн. людей ежедневно отправляются на работу — и с ними ничего не случается. У страха, как известно, глаза велики. На самом деле риск не столь высок».
Бывший специальный корреспондент «The New York Times» Николас Вуд, имея за плечами колоссальный опыт журналиста-международника, стал организовывать политические туры в нестабильные страны мира. Его туристическое агентство, созданное в 2011 году, так и называется — Political Tours, и предлагает туры в Ливию, Иран, Палестину, Боснию, Косово, Эфиопию, на Кубу, в Северную Корею.
Николас Вуд лично участвует в разработке маршрутов, организации встреч с местными политиками (как находящимися у власти, так и оппозиционными), чиновниками, журналистами и представителями международных организаций. Клиенты компании Political Tours могут задать им интересующие вопросы, поговорить с местными жителями и составить собственное мнение о политических процессах в посещаемой стране. Николас Вуд заявляет: «Для нас важна безопасность клиентов, поэтому мы никогда не организовываем туры в места конфликтных или военных действий». Он также просит не путать его политические туры с экстремальным туризмом, где высок риск стать жертвой конфликта или нападения. Тем не менее, специалисты считают политический туризм одной из разновидностей черного туризма.
По данным основанного в 2012 году британского Института исследования черного туризма спрос на туры в зоны боевых действий и горячие точки растет в среднем на 65 % в год и оценивается в 263 миллиарда долларов. Филипп Стоун, директор Института, отмечает, что сейчас такие поездки становятся частью традиционной туристической отрасли, а интерес к черному туризму подогревают СМИ, новостные сайты и документальные фильмы, после просмотра которых люди лично хотят увидеть происходящее.