Ввиду дефицита времени, через интереснейший регион бразильского и боливийского Пантанала продвигался на этот раз ускоренным маршем — целью маршрута была соседняя равнина Чикитании. Осознать этот парадоксальный факт помогли вечерние виды из окна самолёта в начале снижения к Куйяба: лучи скатывавшегося за горизонт солнца отражались в на удивление извилистых речках и во множестве озёр самого разного формата.
Теоретически аэропорт CGB столицы штата Мату Гроссу Cuiabá — MT — Аэропорт столицы Пантанала — обещал наиболее короткий и экономичный доступ к боливийской границе. Во всяком случае, он заметно ближе к ней, чем аэропорт CGR столицы соседнего штата Campo Grande — MS, а приграничный Corumbá — MS принимает совсем мало рейсов, билеты туда обычно дорогие, а за бонусные мили и вовсе практически недоступны. К тому же северный маршрут более экзотичный и увлекательный. Правда, не знаю как там пришлось бы бразильским нерезидентам: обычно там нет никакого паспортного контроля с бразильской стороны, а при повторном въезде это чревато штрафом за отсутствие выездной отметки — значительно более вероятным если двигаться уже через другое место.
В моём случае отрезок от данного аэропорта до погранперехода был пройден на двух микроавтобусах (24 и 21 мест соотв.), по цене 50 и 21 реала, 71 реал в сумме. Простейшая ночлежка около городского терминала в Касерис обошлась в 15 (мой минимум по всему маршруту), итого 86 реалов на логистику, что почти точно соответствовало тогдашней цене автобусного билета между Кампу Гранди и Корумба (84 реала) — на комфортабельных автобусах с кондиционером, которые останавливаются и в аэропорту тоже.
При этом микроавтобус от аэропорта Куйяба в Касерис не регулярный, место нужно заказывать по тел. в конторе Mato Grosso Turismo. При себе иметь телефон с бразильским моб. номером, по которому вас отловят встречающие (транспорт ждет несколько в сторонке). Меня угораздило улететь вообще без телефона, поэтому потратил минут 10 на покупку местной телефонной карты и на звонок с тел. автомата в контору, чтобы узнать номер транспортного средства. Это было некритично, т.к. в багаж ничего не сдавал. После меня успешно отловили ещё несколько заказчиков, и уехали ещё до договорных 19 ч.
Минут 20 колесили в темноте по не очень симпатичным окраинам города Куйяба, потом заехали в гараж туркомпании. Там все вышли для покупки билетов в оффисе. В это время в автобусик ломанулись уже обилеченные граждане, прибывшие в гараж своим ходом, или привезённые туда вэном той же компании из центра города. Места были неномерные, занятые ранее не сохранялись, поэтому грозило серьезной разборкой, епсли бы туда побольше наших людей. Но в Латинской Америке обошлось без особых сложностей, все быстро расселись и поехали.
Шоссе хорошее, водитель катил уверенно. В середине пути остановка для ужина, минут 20. Пирожки с фаршем и кока-кола, первое на удивление массивно и дёшево, второе стандартно. Чистого времени езды между городами часа 2 в половиной, но в Касерис было много остановок. Уже на въезде в город часть пассажиров и багажа перегрузили в вспомогательный вэн. Потом оба развозили всех по адресам, а пригородный автовокзал был почти самой последней остановкой.
Несмотря на поздний час, на автовокзальчике работала одна из касс, и кассир показал мне другую, которая должна открыться рано утром и продать билет до границы. Простеньких отелей вокруг виднелось несколько, пошёл в ближайший Paraíso, не столько из-за названия, сколько из-за шашлычков, которые пеклись прямо перед входом. Персонал был в курсе ранних рейсов к границе и обещал разбудить вовремя, да ещё и предупредил, что по случаю воскресенья будет только самый первый, ближе к 5 утра, а потом ловить нечего. Телефона с собой не было, в дешёвых наручных часах отвалилась одна кнопка и будильник в них задействовать не удалось. Но каждый час они пикали, и выпитое к шашлычкам пиво помогло прочувствовать самый важный сигнал, в 4 утра.
Привел себя в полный порядок и к 4:30 вместо побудки дежурным уже выдвинулся с рюкзачком к выходу, но там облом — закрытая решётка. Сумел просунуть руку и надавить на кнопку звонка извне. В совокупности с честно заведённым будильником дежурного, это помогло поднять его со второй попытки, после пятиминутного досыпания. В 4:36 он отомкнул уцелевшую таким образом решётку, и автовокзал принял меня в ряды ожидавших выезда к границе.
Там было уже было с десяток человек, касса вскоре открылась, и вот уже билет на руках, с отправлением в 5:30. Кто-то хотел вернуться домой попить кофе, но кассир предупредил: не уходите, поедем раньше. Вскоре прикатил микроавтобус модели Marcopolo Volare, аналогичный вчерашнему, но на ряд короче, зато с прицепом для багажа. И ещё до 5 утра мы все расселись и поехали. При этом, кассир закрыл кассу и укатил на мотоцикле ещё раньше. Зигзагами по улицам города подобрали ещё нескольких пассажиров. А ближе к выезду на большой остановке нас ждала ещё солидная кучка, во главе с тем же кассиром, продававшим билеты у двери.
Мест и билетов многим не хватило, начались долгие переговоры, всё очень вежливо и немного грустно. Потом медленно поехали дальше, оставив несчастных стоять где были. Потом долго заправлялись на выезде из города, водитель говорил по мобильнику и ехать не спешил. Пассажиры начали шипеть, что так мы не успеем к боливийскому автобусу от границы в Санта-Круз. Вскоре всё-таки едем дальше, но медленно. Через десяток километров нас обогнал серебристый вэн, водитель первый раз за утро улыбнулся и притопил за ним. Ещё десяток км — пункт выборочного контроля. Вэн прокатил насквозь. Нас завернули на взвешивание, ещё потерянное время, и визуальный контакт тоже потерян.
Ещё немного, и свернули с федеральной трассы на дорогу местного значения, тоже асфальтированную. У ближайшего столба стоит тот вэн, а водителем в нём наш знакомый кассир-мотоциклист. Он перегружает нам тех самых пассажиров, оставшихся за бортом в Касерис. Проход заполняется разнообразной публикой, включая трёх женщин с детьми 1-3 лет. Мест никто не уступал, пока такая идея не пришла в голову мне самому. Предложил одной из мамаш сесть и взять не только своего ребенка, но и ещё одного. Оба тут же закрыли глаза и отключились, а кто-то из ветеранов автобуса взял на колени ещё одного. Через полчасика остановка на какой-то фазенде. Все догруженные и ещё кое-кто сошли, опять штатный режим. И сразу же питстоп, закусочная у речки Лимона (Rio do Limão).
Чебуречек с мясом и полстакана кофе, всё за 3 реала — заслуженный уже завтрак.
И ещё чуть не час пути среди леса, водоёмов и пастбищ...
В конце асфальта небольшая военная часть, но там никто не реагирует на наше продвижение. Обещанные бразильскими коллегами рюкзачниками приграничные полицейские штата Мату-Гроссу с грубыми повадками совсем отсутствуют. Высаживаемся из автобусика прямо на последних метрах асфальта и идём к ожидающим нас боливийским такси, экипажи компонуются на ходу.
Опытные бразильцы успели скучковаться экипажами еще в автобусе, подсаживаюсь к розничным боливийцам (справа, а левее кадра была ещё пара машин). Простой тариф до города или до автовокзала — 5 реалов (7-8 км). Запросил остановку в "миграсьёне", чтобы легально проникнуть за пределы приграничной зоны, водитель сделал хитрое лицо и заломил 7 реалов. Через несколько минут начался боливийский отрезок моего маршрута...
Прим.: указаны координаты того самого пригородного автовокзала в центре г. Касерис. Кроме него там есть ещё и большой дальнерейсовый терминал на окраине