На Вацлавской площади, центральной площади Праги, напротив Национального музея, возвышается самая известная в стране скульптура – открытый в 1912 году памятник князю Вацлаву, святому патрону земли чешской. Каждую осень этот памятник становится местом торжественных церемоний: к нему возлагают венки 28 сентября, в День чешской государственности, отмечаемый в день смерти Святого Вацлава, и 28 октября, в день провозглашения независимости Чехословакии в 1918 году.
На постаменте памятника выбиты слова Святовацлавского хорала, старочешского гимна XIII века: «Святой Вацлав, князь земли чешской, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам».
Для чехов святовацлавская традиция — это национальная традиция, связанная с надеждой. Как у французов есть почитаемая Жанна д’Арк, так и в Чехии не может считаться настоящим чехом тот, кто не чтит традицию Святого Вацлава. Дело в том, что на годы недолгой жизни и правления князя Вацлава приходятся, с одной стороны, первые попытки сплотить разрозненные чешские княжества, с другой — распространение и укрепление христианской веры среди чехов.
Вацлав стал чешским князем в 924 году, когда ему было всего лишь 14 лет. Рано оставшись без отца, Вацлав был воспитан в христианской вере своей бабушкой Святой Людмилой. Христианство, введенное в Чехии его дедом князем Борживоем, приживалось крайне сложно . Простой народ не понимал, как это «вчера» все молились языческому Святовиту, а «сегодня» объявили, что это ложный Бог, и его надо сменить на настоящего христианского Иисуса Христа. Смена веры осуществлялась насильственным крещением и сопровождалась стихийными вспышками вооруженного сопротивления. Вацлав ясно видел, что народ чешский только тогда объединится и сохранит свою свободу, когда создаст прочный фундамент будущей культуры, основанный на христианской вере.
Вацлав с детства был религиозен, набожен, добродетелен, миролюбив и, став во главе государства, вел скорее монашеский, нежели светский образ жизни. Он многое сделал для распространения христианства в Чехии, и именно по его распоряжению была построена церковь, послужившая основой собора Святого Вита в Пражском Граде.
Еще до того, как вступить на чешский престол, Вацлав в молодости часто задерживался в храмах, где прислуживал священникам во время мессы. Чтобы при алтаре всегда было вино, он попросил у отца участок земли, на котором собирался выращивать виноград и делать вино для потребностей церкви.
Его отец, чешский князь Вратислав I, выделил ему такое место на восточной части Градчанского отрога у Старой замковой лестницы Пражского Града. Так и возник виноградник Святого Вацлава, и здесь набожный молодой человек изготавливал вино и пек облатки для храмов, для чего сам заготавливал дрова и колол их на чурбане, который доныне хранится в капелле Святого Вацлава в соборе Святого Вита. Вацлав много работал на своем винограднике вместе со своим товарищем Подивином.
Мать Вацлава, язычница Драгомира, не благоволила его деятельности, поэтому Вацлав разносил в храмы вино с облатками в ночное время. Вацлав с Подивином уходили из Пражского Града тайно, по подземному коридору, ведущему в город. Однажды ночью они отправились в костел на Скальце, чтобы передать священнику вино и облатки. Был трескучий мороз, за ночь выпало много снега, и Подивин жаловался, что у него мерзнут ноги. Вацлав предложил ему идти по его следам на снегу. И как только Подивин так сделал, то сразу перестал мерзнуть. С тех пор пошла народная молва о святости Вацлава.
Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства, а сам он упоминается как усердный христианин, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Именно Вацлав способствовал тому, чтобы в Чехии проводилась литургия, как на славянском, так и на латинском языке. Таким образом, уже в X веке была реализована идея римского папы современности Иоанна Павла II о том, что «церковь будет богаче, если будет дышать обоими своими легкими — восточным и западным».
Для своего времени Вацлав был необыкновенно образованным человеком: он писал глаголицей, говорил по-латыни и по-гречески. Получив власть, он уже знал, что такая маленькая страна как Чехия, терзаемая внутренней усобицей и окруженная жадными до чужой земли соседями, может выжить и расцвести только в том случае, если ее народ будет более требователен к своему образованию и нравственности.
Вступая на престол, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. В этом он сам подавал пример, но правил твердой рукой: «знал, когда надо взять в руки меч, а когда можно избежать зла в процессе терпеливых переговоров».
В 929 году князь Вацлав проиграл войну более сильной Баварии с Саксонией и в обмен на мощи Святого Вита согласился платить ежегодную дань немецкому королю Генриху I «Птицелову» в размере 120 волов и 500 гривен серебра. Родной брат Вацлава, Болеслав, воспитанный в языческих традициях, воспринял положение вассала немецкого королевства в качестве позора для чешского государства. Желая захватить престол, Болеслав составил заговор против Вацлава и, воспользовавшись поддержкой комитов – знатных языческих вельмож, задумал братоубийство.
Чтобы убить Вацлава, Болеслав пригласил его на инсценированные крестины новорожденного сына. Непонятно, почему князь Вацлав не догадался о том, что это — ловушка. Вацлав отправился по приглашению брата Болеслава в его замок города Стара-Болеслав, где утром 28 сентября 935 года произошла роковая ссора, стоившая князю жизни. Во время пира Болеслава, и раньше имевшего с Вацлавом споры, разъярила надменность, с которой к нему обратился князь. Болеслав набросился на брата с ножом, но Вацлав был сильнее, легко одержал верх над Болеславом. Вацлав был искренним христианином, не стал убить Болеслава и сказал: «Бог тебя простит, брат!». Он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви, но у самого порога Вацлава настигли двое убийц. Они прокололи его копьем, когда Вацлав схватился за кольцо дверей.
Это кольцо позже было перенесено из города Стара-Болеслав в Пражский Град, и сейчас находится на дверях капеллы Святого Вацлава в соборе Святого Вита. Говорят, на нем можно было увидеть капли крови святого мученика, и это объясняет, почему к этому кольцу набожные паломники относятся с таким почтением.
Так закончилась жизнь самого доброго чешского князя Вацлава и одновременно началась вечная жизнь нового святого-мученика. Со временем Болеслав раскаялся в содеянном и, так как в день убийства у него родился сын, назвал его Страхквасом, что означало «страшный пир». В 938 году по приказанию Болеслава останки Вацлава были торжественно перевезены в пражский собор Святого Вита. На каждом месте по дороге из Стара-Болеслава в Прагу, на котором похоронная процессия останавливалась, чтобы отдохнуть, построили по часовне, и большинство из них сохранилось до наших дней.
Вскоре после смерти князь Вацлав был провозглашен «Мартыром». Это греческое слово обозначает человека, который своей собственной пролитой кровью присягает на правдивость учения Иисуса Христа. Когда в 972 — 975 годах в Праге было основано епископство, церковь провозгласила князя Вацлава святым, ходатайствующим на небе о чешском народе перед Богом.
Из чешских правителей более позднего времени большую роль в укреплении святовацлавской традиции сыграл правивший в XIV веке чешский король и германский император Карл IV, прозванный чехами «отцом Отечества». По его распоряжению была изготовлена корона Святого Вацлава, которой короновались чешские монархи — вплоть до середины XIX столетия.
В давние времена бедному люду оставались для еды мука, крупа и турнепс, а в неурожайные годы в Чехии господствовал голод. Голоду сопутствовали болезни и иногда мор, который не выбирал — косил бедных и богатых. Так, в XVII веке в Чехии был очень неурожайный год, и кусочек хлеба был на вес золота. И если уж голодали люди в деревнях, то в Праге было еще хуже. Советники пришли к решению уговорить императора издать приказ о привозе зерна из других частей его владений, где голод еще не был таким жестоким. И только старший советник выступил против, так как знал, что обычно властители вспоминают о своем народе, когда нужны деньги или солдаты. Он посоветовал обойтись своими силами, поступить, как это делали предки в трудные времена: обратиться с молитвой к Святому Вацлаву.
Так и сделали, и в тот же день пошел дождь, земля увлажнила семена, уродился такой богатый урожай, что с голодом было покончено. Советники в память об этом счастливом спасении и в благодарность Святому Вацлаву постановили вытесать из камня его скульптуру и поставить ее на самое видное место. Нашли хорошего скульптора, предложили ему деньги, но он захотел взять оплату зерном. Скульптуру приказали поставить в верхней части Вацлавской площади, где она и была до 1879 года, потом ее перенесли в Вышеград,
а ее оригинал хранится в Лапидарии Национального музея в пражском районе Голешовице.
Но богатый урожай не решил всех проблем, сама просьба скульптора об оплате работы зерном говорила, что все еще далеко не в порядке. Из-за недостатка муки и хлеба в стране господствовала дороговизна, ростовщики жестоко обирали простой люд. Самыми жадными были пражские пекари. Хлеб стал едой богатых. Советники решили противостоять ростовщичеству сильнее прежнего. Торговлю зерном разрешили только на Конском рынке (на Вацлавской площади), поближе к новой скульптуре Святого Вацлава, чтобы продажа зерна была под контролем, а деревенским пекарям позволили торговать в нижней части площади. Пражские пекари забеспокоились, но деревенский хлеб в Праге продавался, был дешевле и намного лучше. Деревенские пекари продавали не только буханки, но и кусочки хлеба, так что не уходил с пустыми руками и самый бедный человек.
Над всем этим стояла скульптура Святого Вацлава, и наблюдал он за пекарями и жителями. И говорили тогда в Праге, что скульптура обладает особенной силой, что трудные времена еще не прошли и что когда отсутствие единства достигнет вершины, в страну нагрянут захватчики и будут убивать, поджигать, грабить. Чехи объединятся, но будет уже поздно, враг победит и доберется до Праги. Сама великая битва произойдет на Вацлавской площади, резня будет такая жестокая, что кровь потечет по всей площади. И едва только одна капля окропит скульптуру Святого Вацлава, князь со своим конем оживет, поднимет копье, флаг и мечом укажет в сторону Бланика — горы под Прагой, в которой почивают его рыцари. Тогда бланицкие рыцари выедут из своего подземного укрытия, быстро доберутся до Праги и во главе со Святым Вацлавом навсегда выгонят неприятеля. После этого в Чехии навсегда наступит мир, покой и процветание.