Чтобы сувенир как шедевр декоративно-прикладного искусства нашел своего владельца, сохранил на долгие годы самые лучшие воспоминания от поездки и страны в целом, он должен соответствовать требованиям органического единства утилитарности вещи и ее декора, национальному колориту. Современные казахские сувениры справляются с этой задачей. Сувениры Казахстана сегодня являются достойным отражением истории и художественного опыта нескольких тысячелетий, самобытности культуры и лучших традиций народа. Это квинтэссенция одновременно нескольких легенд. Это солнце и мудрость Казахстана, которые можно увезти в другую страну, где бы она ни находилась.
В наш дом сувениры из Казахстна попадают главным образом в таких пакетах.
Самым первый сувенир появился на моем столе 3 года назад. Это подставка для бумаг в виде *юрты кииз уй*. С юртой связана вся жизнь кочевников, поэтому она занимает особое место в быту казахов.
Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, плодородия, роста, благополучия ее обитателей. На достижение этих целей была направлена вся обрядовая практика кочевого социума, с ними были связаны и ими определялись категории и морали традиционного общества. Таким образом, древнее жилище предков, место их постоянного обитания сакрализовано, защищено от зла. Форма жилища, его части, обращенные во все стороны света; материал, из которого строилось жилище, фактура, цвет, качество компонентов, составляющих юрту, все это связано с понятием — идеологическим зодчим и хранителем семейного благополучия древних казахов.
Коробка от сувенира также сохранилась — это крепкая коробка, черная с золотым. На коробке на трех языках (казах., англ. и рус) написано пожелание: Пусть просторен будет твой дом,
Пусть детишки резвятся в нем,
А твой двор будет полон скотом.
*Декоративная тарелка "Кунсулу"*. Материал: фарфор Fine Porcelain, золотая деколь. При оформлении тарелки использованы произведения молодого художника Мухита Мырзалиева-Аканаева. Кунсулу — это женское имя, "солнечная".
Издревле небо для кочевников имело особое значение. В бескрайних степных просторах звезды служили ориентирами, а по движениям небесных тел определяли время для перекочевки. Каждая звезда имела свое имя и легенду. А у детей, слушавших эти истории, ночное небо пробуждало воображение, и они каждую ночь окунались в этот таинственный мир. Волшебный свет далеких звезд вдохновлял влюбленных и поэтов. И даже само понятие прекрасного казахи связывали с небесными светилами — Солнцем (Күн), Луной (Ай) и Венерой (Шолпан), — а красивых девушек называли "Айсұлу" (Луноликая красавица), "Күнсұлу" (Красивая, как Солнце).
Все подарки упакованы в добротные коробки с национальными орнаментами снаружи и богатой тканью внутри.
*Декоративная тарелка "Я — казах"*. Материал: фарфор Fine Porcelain, золотая деколь. Скорее всего автор рисунка на тарелке — известная казахстанская художница Нели Бубэ. Лейтмотивом ее выдающихся работ является наследие богатой кочевой культуры казахов: обычаи, традиции, национальные костюмы, предметы быта.
На обратной стороне тарелки размещены стихи, выдержка из известной поэмы «Я — казах», поэта, народного писателя Жұбана Молдағалиева: Я — казах,
умирал я и тысячу раз
воскресал, чтобы жизни продолжить рассказ.
Если плакал я, солнце на небе темнело,
а смеялся — и тьма отступала от глаз.
Я — казах.
Я по-своему тоже велик,
Я — как будто бы новый, седьмой материк
между старой Европой и Азией древней…
Но со всеми людьми вместе быть я привык.
*Серия тарелочек "Четыре этапа жизни женщины кочевницы"* (в оригинале, как написано на тарелках, Four stages of nomad woman's life). Девочка, невеста, мать, бабушка.
Я преклоняюсь перед их образом жизни в гармонии с природой, умению создавать гармонию и красоту вокруг себя…» — говорит Нели Бубэ.
Еще одно сокровище из фарфора с золотой деколью поселилось у меня на кухне. Это заварочный чайник с чашкой. Блюдечко погибло в микроволновке. Я редко завариваю чай в этой посуде, редко и пью из нее. И берегу, и настроение нужно особенное.
//"Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу"— так говорил Абай о чайной церемонии на казахской земле.
Чай является самым популярным и всенародно любимым напитком в Казахстане. Казахстан входит в «пятерку» стран с самым высоким уровнем потреблением чая, являясь лидером среди других стран СНГ. Дастархан (застолье, среднеазиатский обед) всегда заканчивался чаепитием. Казахи в основном готовят крепкий черный чай со сливками. По пять–семь пиал чая за завтраком, обедом и ужином – это вполне нормальное явление.
Несколько лет подряд мы получаем отличного качества — из плотной бумаги и безукоризненной полиграфии, с головокружительными пейзажами и яркой печатью — *календари* всех видов. Настенные огромные, настольные меньше и еще меньше.
В 1993 году на смену советского рубля пришла валюта — казахстанский тенге.
Но этот календарь все-таки посвящен не новому времени, а старым казахских монетам.
*Салтанат*. Каждый день радость и удовольствие мне и моим знакомым доставляет моя сумка – сувенир из Казахстана. Сувенир, который помогает мне в самом прямом смысле, берет на себя мои заботы и тяжести, и дополняет мой образ, зачастую делая его неотразимым.
Это сумка из джута, в черных и золотых тонах, с национальным орнаментом. Разберем все смысловые составляющие сувенира.
Джут — это экологичный натуральный материал, издревле использующийся в Азии, а сегодня приобретший новую жизнь. На протяжении ряда последних лет изделия из джута считаются ультрамодными. Чистольняные ткани с их натуральной неровностью поверхности, фактурой и грубостью создают ощущение и очарование натурального материала и видимости ручной работы.
Ткани из джута обладают высокой износостойкостью, прочностью, теплопроводностью, воздухопроницаемостью и гигроскопичностью.
Изделия из джута считаются лечебными. Они способны поддерживать и питать положительный баланс организма человека, снижают риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Люди, использующие на протяжении всей своей жизни в одежде и в быту лен джут, болеют меньше и живут в среднем на 10 лет дольше. Использование в интерьере помещений джутовой ткани способствует улучшению микроклимата, снижению зашумленности, уменьшению уровня аллергических заболеваний.
Таким образом, сумка не только удобная и прочная, но еще и полезная.
И конечно, что немаловажно для женщины, она красивая. И красота эта роскошная. Сумка волей создателей носит название «Салтанат» — как известно, это женское имя, распространенное в Казахстане, переводится с арабского как «правление» или «жена царя»; казахи же чаще всего придают ему значение «торжество, блеск». И то, и другое значения относятся к сумке – она достойна жены царя, она рождена блистать и создавать торжество.
Преобладание черного цвета не отпугивает – ведь черный в данном случае не общий символ физической смерти, конца, траура. Черный цвет казахской джутовой сумки может символизировать сушу, землю, материк. Наша земная жизнь неразрывно связана с «кара жер», матерью-землей, поэтому черный цвет имеет также смысл «самый древний, первоначальный, основной».
Сумка расшита орнаментами золотого цвета. Это характерно для казахской традиционной одежды. Из исследований многих ученых известно, что вышивка у казахов была известна очень давно, это один из наиболее самобытных видов казахского народного искусства, казахи достигли в нем настоящего совершенства. Вышивка заменила изображение магических знаков на одежде и интерьерном текстиле, поэтому можно предположить, что и современные вышитые орнаменты не только что-то символизируют или украшают, но и оберегают. Особенно искусным у казахских мастериц получалось золотое шитье — алтындап тігу. Золотом расшивают обычно крупные, центральные элементы композиции, редко – всю композицию, изделие полностью. Обогащение одежды, аксессуара или тканевого предмета интерьера золотом, тем более масштабной золотой вышивкой, возникло вместе с разделением на классы – богато украшенная вещь помогала определить положение человека в обществе, его принадлежность к высокому сословию.
Золотой цвет почти во всех культурах занимает особое место, в системе культовых и эстетических представлений он отождествляется с солнцем, блеском, светом. Желтый, равнозначный по смыслу цвет, в казахской культуре является символом знания, мудрости, а также простора и верховодства.
Таким образом, одновременно несколькими средствами: фактурой, цветом, художественным исполнением – сувенир характеризуется как шикарный, торжественный, принадлежащий высшему классу.
Еще более древним, чем характер вышивки на сумке, является сакральный смысл орнамента. Орнаменты в далеком прошлом несли в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Орнаменты могут отражать представление древних людей о мироустройстве, а также нести какое-то послание. Художественные элементы орнаментов, их сочетание и приемы изображения отточены веками и тысячелетиями, поэтому они смотрятся лаконично, совершенно и гармонично.
Орнамент на сумке состоит из трех повторяющихся элементов. В центре – космогонический крест, означающий четыре стороны света, пространство вокруг. Обрамлена крестовина четырьмя сплетенными бараньими рогами (кошкар муйиз), зооморфным элементом, чаще всего встречающимся в казахских орнаментах. Совокупность этих двух элементов – крестовины и изящно переплетенных меж собой пар рогов – образует «торт кулак». Это очень древняя комбинация элементов, встречающаяся в самых ранних казахских артефактах. Тем не менее, нельзя уверенно сказать, как читается орнамент отдельно, вне связи с целой изобразительной композицией и функциональностью изделия. С каждой эпохой и каждым мастером меняется стиль исполнения одних и тех же элементов; многие орнаменты, несмотря на усилия многих ученых разгадать их на протяжении многих веков, остались тайными по своему магическому смыслу. И современность может воспринимать их только с эстетической точки зрения.
К крестовине, внутри рогов, находятся еще одни мелкие элементы – это точки, геометрический элемент, наиболее сложно интерпретирующийся. Вероятно, это зерно.
И если прочесть весь орнамент совсем вольно, опираясь на обывательские знания о казахском орнаменте, то это будет пожелание богатства, зерна и скота в большом количестве, распространяющееся на все четыре стороны. Орнамент настойчиво повторяется по всей поверхности сумки, уверяя в искренности и настоятельности своего пожелания.