Сейчас я вам расскажу про суданский, а точнее, нубийский, танбур. По сути это самый древний струнный инструмент на Земле. Это потом уже появились гитара и басуха. Даже и гусли намного его младше, причем танбур с гуслями явно в родстве. На таком и в древнем Египте играли и в древней Греции. А в народной культуре он до сих пор сохранился в Судане и Эфиопии. В Судане на нем пять струн и называется он “танбур”, в Эфиопии – шесть и звать его “крар”. В других странах Африки тоже аналоги есть, но я до них пока не доехал, поэтому расскажу про суданский и немного про эфиопский.
Искали его долго. Как и во многих странах, настоящий традиционный инструмент, не сувенирку, в Судане найти непросто. Попробуйте-ка на Арбате найти балалайку, на которой можно играть, а не только к стенке прибить. Так и там.
Вначале Абдалла через своего брата нашел Асима. Асим нубиец по происхождению, у него танбур есть, от дедушки еще достался, семейная реликвия. Он треснутый уже, но звучит. И кожу на нем он один раз менял, оттого, что старую мыши сожрали.
Потом уже Асим нашел мастера, который делает танбуры. Тут должен признаться, не запомнил я, как зовут его, извиняюсь. Потому буду называть его просто “Мастер”.
В одни из выходных мы все собрались и поехали в гости к Мастеру на окраину Хартума. Там мы и познакомились поближе с этим замечательным инструментом.
Танбур делают из деревянного корпуса в форме тарелки, на которую спереди натягивают кусок кожи в качестве деки. Кожа верблюжья, она очень твердая, почти как деревяшка. Вбок торчат две палки, между ними крепится третья, к ней привязаны струны.
Корпус недаром тарелковидный. Традиционно его, действительно, делали из тарелки, из которой до этого ели. Уж не знаю почему, может, дерево какие-то хорошие акустические свойства приобретает от такого использования. Может, промасливается. А может просто так. А эфиопские крары, даже вполне профессиональные и качественные, и сейчас часто делают из больших мисок, только уже металлических.
Как уже сказал – пять струн. Потому что пять пальцев. Левой руки пальцы ставятся каждый на свою струну, правой бренчишь. На левой руке палец поднял – струна звучит, опустил – заглохла. Как на гуслях. Сами струны – жилы от велосипедного тормоза. Перебором тоже можно играть. Кстати, минимальное количество струн на гуслях – тоже пять.
Настроить танбур сложно, хоть и струн немного. Система настройки традиционная – струна наматывается на длинную тряпку и вместе с ней приматывается к деревяшке, колков как на гитаре нету. Я пробовал эти струнотряпки крутить – все пальцы стер с непривычки, так и бросил. Эфиопский крар чутку легче настроить, там специальные деревянные рычажки есть. А современные и вовсе делают с гитарными колками.
Какой строй – объяснить никто не может, только на слух. Играть тоже не учат, Асим говорит: “Сами сидим и бренчим, пока не начнет получаться. У нас только так”.
В отличие от других африканских стран, в Судане танбур обычно раскрашивают яркими красками. А если зайдете в магазин музыкальный, то там очень много записей танбуристов продается. Причем они в большинстве своем еще на кассетах даже, а не на дисках.
А самый, пожалуй, известный исполнитель на сегодняшний день – Гафар Альсегид.
Интересно еще вот чего – под названием “танбур” в других странах существуют совершенно иные инструменты. Узбекско-таджикский танбур – это длинная узкая балалайка, почти что палка со струнами. Турецкий – тоже длинная балалайка, но с круглым корпусом, похожим на банджо. Но про те танбуры — как-нибудь в другой раз, иншалла.
Как Асим играет, можно посмотреть тут: Видео на Youtube
Эфиопский крар из миски.
Наше общество любителей танбура. Слева направо: Асим, я, Мастер, Виталик, Абдалла.
Изготовление тряпичного "колка".
Установка струн — Делай раз!
... — Делай два!
Диски Гафара Альсегида.
Увидимся на этой веселой планете!