13 октября 1835 года Остин закончил формирование армии и пошел на Сан Антонио, где были сконцентрированны основные силы мексиканцев. На лицо было странное для нападения соотношение сил. Остин имел под своим началом 600 человек без профессиональной военной подготовки, ему противостояло армейское военное соединение как минимум из двух тысяч человек, размещенное на защищеной позиции и вооруженое тяжелой артилерией. Я долго пытался понять какие основания Остин имел для таких наглых действий. Посмотрел оружие, да повстанцы были вооружены дальнобойными охотничьими ружьями и могли обстреливать противника с большего расстояния чем мексиканцы вооруженые мушкетами. Но ведь из того же мушкета (Браун Бесс) Крокет (Зверобой) с пятидесяти метров попал в лезвие топора и пуля рассеклась ровно пополам. Нет дело не в оружии.
У меня не большой опыт службы в армии, но какой никакой есть. Я просто прикинул, что бы было если бы тот же Крокет со своими двадцатью «дикими гусями» напал бы на нашу часть под Смоленском. Да, он бы победил безо всяких сомнений, при этом совершено не имело бы значения кто и чем вооружен. «Бойцы» у нас были в основном из Средней Азии. Ребят довели до такого состояния, что у них не осталось никаких признаков человеческого достоинства. Предположить, что эти голодные, грязные и до смерти испуганые существа будут с кем то драться было просто не возможно. Я вспомнил «подвиги» многомилионых китайских армий в их борьбе с горсткой степняков и подумал, что наверно так было всегда и количество стрелков и их оружие отнюдь не всегда определяет победу.
Вернемся к рассказу о Техасе, 27 октября 1835 года разведгруппа, состоящая из 90 человек, под командованием Боуи, подошла на расстояние двух миль к Сан Антонио и попыталась скрытно занять позицию для атаки в районе миссии Консепсеон. Группа была обнаруженна и атакована превосходящими силами противника в составе 275 человек и двух орудий. Техасцы успешно отбили атаку и пререйдя в контратаку захватили вражеские пушки (Битва при Консепсеон).
Дальнейшее развитие ситуации определялось, по всей видимости тем, что обе стороны не знали, что делать. Они ожидали неких новых событий, которые сами вызовут активность. Событий не происходило. Время шло. Одни революционеры дезертировали, но на их место приходили другие. Из Луизианы подошли «Серые» (милиция тридцать человек) с точки зрения всех остальных переселенцев – «они были здорово похожи на настоящюю армию». Приехал Сэм Хьюстон, Остин предложил ему возглавить армию, тот отказался. Несколько раз Остин предлагал своему штабу начать штурм, штаб заявлял о не готовности. 22 октября, после того как восставшие отказались выполнить приказ о начале штурма, Остин уехал в Америку за подмогой. Техасцы голодали, мексиканцы, запертые в городе, голодали еще хуже (Осада Берхара).
Опять всплыла история о 50 тыс. долларов Коса. Разведка доложила о мексиканском караване. Предположить, что караван везет что либо кроме серебра Коса переселенцы не могли, не интересно было. Крупный специалист по поиску сокровищ Боуи собрал и возглавил отряд, который незамедлительно напал на караван. Мексиканцы решились на вылазку с целью прикрыть караван, и вывели на боевые позиции несколько пушек. Тревис поддержал Боуи кавалерией и чуть было не захватил мексиканскую аритилерию. Вобщем повеселились. Караван отбили, правда в тюках оказалось не серебро а сено (Битва за Сено). Ничего тоже в хозяйстве пригодилось.
В конце концов не выдержал Бен Милам, сделавший блестящюю военную карьеру. За несколько дней он превратился из беглого заключенного в солдата, а потом из солдата в полковника. Собрав 300 добровольцев, он начал штурм города. Атаки проведенные его войсками 5-7 декабря вынудили мексиканцев запереться в миссии Аламо. Полковник Милам погиб и атакующих возглавил полковник Джонсон, тоже известный стратег. Деморализованные и измотанные мексиканцы 10 декабря сдались. Техасцам достались большие трофеи включая тяжелые орудия. Куда делось серебро не известно, скорее всего его и не было, история очень напоминает фокус в стиле известного вруна Сэма Хьюстона. Мексиканская армия покинула Техас. Победа была полной, хотя люди имеющие политический опыт, такие как бывший помощник президента Соединенных Штатов, бывший губернатор Теннесси и бывший вождь Апачи Сэм Хьюстон прекрасно понимали как далеко до окончательной победы.