Вот не сказал бы, что в нынешнем Фотобиеннале все ровненько и ожидаемо. Есть экспозиции, которые (терпеть ненавижу это выражение!) просто взрывают мозг. Заставляют все перечеркнуть и пересмотреть, что читал раньше о фотографии, разувериться в собственных способностях и способностях коллег. Ведь по факту, то, что мы делаем, и обезьянка осилит!..
К такому выводу подталкивают фотографии шипанзе Микки, выставленные в ММАМе. Правда, у него есть два соавтора – Виталий Комар и Александр Меламид. Но, похоже, их роль в создании этих галерейных работ, достойных тонкого вкуса Ольги Свибловой, не так уж и высока. Они просто не мешали делать эти шедевры, иногда поправляя фокусировку. Было трудно, признаются авторы. Упрямая обезьяна не сразу врубалась в творческий процесс, «прижимаясь то носом, то лбом к объективу». «В результате, — пишет Виталий Комар, — фотографии знаменитого храма Василия Блаженного напоминают мне туманный импрессионизм соборов Клода Моне…»
Но опыт у соавторов Микки уже был. Раньше они делали рисунки с собакой Трандой. И с теплотой вспоминают то сотрудничество, обогатившее их духовный мир и представления о прекрасном: «Отпечатки-следы её правой лапы на бумаге создавали РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ…» Дальше – больше и глубже: «Затем, в 90-х мы ОБУЧАЛИ слонов АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ и, позднее, работали над ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ бобров и термитов – их плотин и башен…»
Нет, вы поняли? Бобры и термиты ни хрена не понимали в собственной АРХИТЕКТУРЕ, которую развивали сотни тысяч лет, строя свои жилища. Тупые ведь. Не то, что люди с тонким и экстравагантным художественным вкусом!.. Иначе ведь, будучи в здравом уме и рассудке, и не выговоришь всего того, что пишут они в своем релизе:
«Мне кажется, красота форм, созданных животными, это не «красота в искусстве», а «красота в природе», не зависит от ИСТОРИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА, от моих знаний истории стилей, биографий и т.п.»
«Фотоработы, созданные Микки, я воспринимаю, как ДВОЙСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ. Они – на грани ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ и ИСТОРИИ ИСКУССТВА…»
А вот что Виталий Комар говорит об обезьянке: «Микки не был обыкновенным шипанзе. Он родился в Москве В ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ СЕМЬЕ. Его родители РАБОТАЛИ в научно-исследовательском институте Павлова. В раннем возрасте Микки проявил удивительное ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА и ТАЛАНТ ТАНЦОРА…»
Разумеется, после института Павлова у Микки сложилась блестящая карьера в цирке, о которой с нескрываемой завистью говорят авторы проекта: «Во время его выступлений я увидел, что для Микки это НЕ РАБОТА, а УДОВОЛЬСТВИЕ и РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА…»
И совсем уж с грустью фотохудожник добавил о себе: «В какой-то момент я понял Микки как пародию на самого себя…»
Но хочется утешить: да никто и не сомневается в этом!..
ПРОГУЛКИ ПО ФОТОБИЕННАЛЕ-16. Музей архитектуры имени Щусева
ПРОГУЛКИ ПО ФОТОБИЕННАЛЕ-16. Манеж, вперед в прошлое!..
ПРОГУЛКИ ПО ФОТОБИЕННАЛЕ-16. Манеж, ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
ПРОГУЛКИ ПО ФОТОБИЕННАЛЕ 16. Манеж, ТРЕВОЖНОЕ...
ПРОГУЛКИ ПО ФОТОБИЕННАЛЕ 16. Манеж, О ПРИКОЛЬНОМ…
ПРОГУЛКИ ПО ФОТОБИЕННАЛЕ 16. ММАМ, О БАНАЛЬНОМ…
ПРОГУЛКИ ПО ФОТОБИЕННАЛЕ 16. ММАМ, ОТОВАРЕННАЯ МЕЧТА
Прогулки по Фотобиеннале 16, ММАМ. КОГДА ФОТОГРАФ - ОБЕЗЬЯНА
Анатолий Струнин