В красочном интерьере отеля (Отель TIBET VILLA улучшенного типа в Лхасе. Ч.53) особенно живо приходят воспоминания об уже виденном или слышанном об этой стране.
Вдохновленная фильмом «Семь лет в Тибете», рассказывающем о мучительном пути к богу и себе везунчика и циника, жаждущего еще большей славы путем покорения неприступной вершины Эвереста, о его преображении и превращении в человека мыслящего, и все это в тесном контакте с молодым далай-ламой, я была готова войти в святая святых этого «места богов» (так переводится слово Лхаса с тибетского языка). И здесь самое время поговорить об истории государства Тибетского.
Его соседями были великие Индия и Китай, но нельзя сказать, что тибетцы произошли оттуда, хотя в их языке прослеживаются не только китайские, но даже и бирманские корни. Из чего можно предположить, что народ Тибета – это совместное творчество стран Центральной и Восточной Азии, при этом все же Тибет изначально и с древних времен обладал некоей независимостью от них. Географическая изоляция позволяла поддерживать ее, но с соседями жили дружно, подкрепляя отношения через династические браки тибетских правителей с танским Китаем. Также политические, хозяйственные и культурные связи развивались за счет взаимного проникновения и неофициальных лиц. В период максимального могущества страны (с 7 по 11 века) ее территория охватывала не только горные районы, но и огромный кусок от Бенгалии (с выходом к Индийскому океану) до Монголии, включая территории нынешних Бангладеш, Ассам, Бутана. Из-за смутных времен (как в Китае, так и в самом Тибете), страна к середине 13 века перешла в зависимость от Монгольской империи. В период династии Мин Китай вышел из-под власти Монголии, и стал требовать от Тибета повиновения в деле назначения религиозных и светских правителей. Так зародилось великое противостояние Тибета с Китаем, который в течение XIV столетия предпринимал безуспешные попытки вооруженного вторжения в Тибет. Последующие правители, уже династии Цин, также ставили своей целью покорение Тибета. Опасаясь иностранного влияния в Тибете, цинские императоры осуществляли политику изоляции Тибета от внешнего мира. Даже переписка Далай-лам подвергалась перлюстрации. В период соперничества Великобритании и России, обе страны имели свои виды на Тибет, поэтому каждая из этих держав предпочла признать страну под властью слабеющей династии Цин.
В 1911 году в китайской империи началось восстание с целью свержения маньчжурской династии, страна впала в хаос, Империи Срединного государства, как владыке мира, пришел конец. Тибет и Монголия объявили свои независимости, но великие державы мира проигнорировали это. Во время Второй Мировой войны Тибет занял позицию нейтралитета, и это настораживало Китай, который раз за разом пытался подавить такое вольнодумство под своим боком. Такой момент настал к 1950 году, когда войска Народно-освободительной Армии Китая вошли на территорию Тибета и насильственно присоединили к себе независимое Тибетское государство. Не сумев оказать сопротивление, в 1951 году под давлением Китая представители верховного духовного правителя страны (Далай-ламы) вынужденно подписали соглашение о правах Китая на Тибет. Этим документом была открыта экспансия китайцев на тибетские территории. Насаждаемые насильно реформы сопровождались репрессиями, казнями, уничтожением религии, как объединяющей силы страны. Насильственная китаизация не могла не вызвать ответного отпора народа и в 1959 году начались восстания, вовлекшие в волнения территорию, подконтрольную правительству в Лхасе. В ходе подавления восстания это стало основанием для закрытия монастырей, часть из которых была разрушена. «Буддийские статуи в основном вывезены в Китай и переплавлены, драгоценные камни из них изъяты, не содержащие хозяйственно ценных материалов произведения религиозного искусства в основном уничтожены, значительная часть населения репрессирована или уничтожена». По мнению диктаторского китайского режима в Тибете были проведены демократические реформы, в ходе которых был ликвидирован «отсталый феодально-крепостнический режим» — т..е. лес рубят, щепки летят. Очень узнаваемо по нашей новой истории и новейшей. Правительство Тибета во главе с Далай-ламой вынужденно покинуло страну, как и тысячи других беженцев. Индия приютила их, и с 1959 года на ее территории действует правительство Тибета в изгнании.
Далай-лама XIV прибывает в дом Бирла в Муссури, Индия, после бегства из Тибета в апреле 1959 года. Из интернета
В пику этому Китай в 1965 году официально провозгласили Тибет автономным районом. Здесь разместили китайские войска и осуществили массовое переселение народа (этнических китайцев), приступили к развитию инфраструктуры. Все что не успели разрушить в это время, исчезло в ходе китайской Культурной революции. Ненужные в новой жизни произведения буддийского искусства и книги были подвергнуты уничтожению, а ненашедшие себя в новой жизни монахи репрессированы. Как и весь Китай, так и Тибет был объят хаосом. Несмотря на бодрые заверения Володи о численном преимуществе тибетцев в Лхасе, Тибетское правительство в изгнании считает, что это не так, и мы знаем тому примеры, как фальсифицировались итоги переписи населения. Этнические тибетцы вынужденно покинули насиженные места и в основном нынче живут в труднообжитых сельских местностях. Можно этому верить или нет, (Володя ставит это в заслугу Китаю), но за время китайского правления в Тибетском автономном районе «утроились сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет, само население выросло почти в 3 раза и в 2009 году приблизилось к 3 миллионам человек».
Менялась расстановка сил в мире, шла борьба за сферы влияния, лицемерно провозглашался мир во всем мире, основные демократизаторы насаждали во всех странах (в том числе с коммунистическим режимом правления) свой образ жизни. Поверили в свободу волеизъявления и монахи в Тибете, решив провести в 2008 году мирную акцию протеста к годовщине изгнания Далай-ламы в Индию. Думаю, во всех странах такие мирные демонстрации перерастают в массовые беспорядки по одному и тому же сценарию, чтобы потом можно было смело применять жесткие меры. Трудно представить себе, чтобы смиренные монахи со своим добрым посылом могли осуществить нападение на китайский полицейский участок, послужившее началом разгона демонстрации с применением огнестрельного оружия по версии СМИ (китайская сторона это отрицает).
Теперь ясно, почему китайцы в кратчайшие сроки построили такую сложную высокогорную железную дорогу, чтобы связать Тибет со столицей хотя бы за 48 часов. Вдруг здесь будет царить вольнодумство, постоянно дразня этим граждан Поднебесной. Нет, лучше взять под еще больший контроль. Углубившись в историю, вспомним, что для этих целей в свое время в Германии построили берлинскую стену (чтоб не было соблазна убежать туда, где не надо жить строем).
Поскольку большинство тибетцев традиционно (а некоторые после определенных событий) живут в отдаленных районах, занимаясь в большей степени скотоводством и ведя кочевой образ жизни, властям было очень сложно отследить их передвижения и настроения. Чтобы держать эту часть населения в подконтрольном состоянии китайские власти активизировали меры по навязыванию оседлой жизни этнических тибетцев, что в свою очередь вело к утрате традиционного уклада. В противовес этому минусу правительство Китая направляло огромные инвестиции на развитие этого района, и этот строительный бум мы увидели сразу по прибытию в Лхасу, и это плюс. Однако не все так «хорошо в датском королевстве», и мало кто сможет поспорить с тем, что тибетцы у себя на родине являются более бедным и менее образованным слоем населения. Эти причины не позволяют им занять сколь угодно малые, но хорошие позиции на работе, и это напоминает мне наших Джамшутов и Равшанов только китайского разлива. Как и все страны азиатского района Тибет не стал исключением в росте проституции и вовлечении в нее малолетних детей, не говоря о наркотиках.
Думаю, что любое насилие, любое уничтожение и даже попытки сделать это, вызывает противодействие и интерес со стороны мирового сообщества. В страну, где «сердце молчит, а душа не тревожит» начинают подтягиваться люди, и власти понимают бессмысленность и бесперспективность запретов и начинают искать пути примирения и хрупкого равновесия. Хотя не могу не сказать, что ведь и растущий туристический поток (и как следствие, увеличение бюджета) не может не греть душу местных властей. Ведь у нас также в свое время на Соловки ссылали ненужных и лишних людей, а теперь туда ездят туристы, чтобы приобщиться к святости мест. А уж, сколько мест силы в России, куда не зарастает народная тропа!
Вернусь к рассказу о Тибете. Ассимиляция местного населения с титульным привела к частичной потере языка и культурных традиций, а поскольку для приезжих китайцев здесь нет корней, то нет и памяти мест (это и у нас очень заметно). В связи с этим китайское правительство даже стало задумываться о сохранении уникальной многовековой культуры Тибета за границей цивилизации.
Что касается божественного происхождения страны, то ее прародителем считается бодхисатва Авалокитешвара в облике обезьяны, женившийся на горной демонице, чтобы подчинить ее и укротить ее норов. Вот от них и пошли тибетцы… Первый царь Тибета был божественного происхождения и возможно, прибыл из Индии, сохраняя посредством веревки тесную связь с небом. Однако с годами ли или как, веревка оборвалась, связь нарушилась и цари стали обычными земными людьми. В 7-8 веках в Тибет пришел буддизм, заменив религию бон (традиционную для Тибета). Круг идей, являющихся основой учения буддизма, говорит, что все в мире связано и имеет причинно-следственную связь, наша жизнь – «миг между прошлым и будущим» и надо прожить ее так, «чтобы не было мучительно горько за бесцельно прожитые годы», не создавая кармических последствий для следующих поколений. Весь мир полон страданий и в каждом случае для реализации буддийских идей важно составить своеобразный эпикриз (как в медицине), т.е. констатировать болезнь, поставить диагноз, выяснить причину страданий (сансара), определить прогноз его развития и назначить курс лечения, который приведет вас к выздоровлению (нирвана). Только все это относится к очищению человека, к его преображению, к отвлечению его от страданий, изменении ориентации от страданий к свободе и совершенству. В общем, принимать все как есть, радоваться жизни, «быть проще, и к тебе потянуться люди» — вот такая психотерапия…
Тибет, прячущийся от глаз среди вершин Гималаев, всегда манил сюда путешественников: ведь чем недоступнее, чем запретнее, чем закрытее, тем более сладок этот плод и хочется им обладать. Однако доступ в священную Шангри-Ла длительное время было проблематичным не только по географическим причинам, и небольшому количеству европейцев удавалось сделать это. Даже сейчас нужно специальное разрешение-пермит на посещение Тибета.
Так еще перед Второй мировой войной таинственное буддийское королевство неоднократно посещал немецкий натуралист, один из его визитов был поддержан Аненрбе (//«Наследие предков»//), немецкой организацией, созданной для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью создания и поддержания идеологии Третьего рейха. Мьянма, Бутан, Камбоджа – тоже длительное время были закрыты для посещения иностранцев, ну а про наш «железный занавес запретной страны» еще, думаю, многие помнят. Но не только чистый горный воздух свободы от условностей манил всех сюда, из Тибета легче, чем из Непала, покорить высочайшую точку мира Эверест (Джомолунгму), и многих тянуло с крыши мира увидеть край земли, постичь истину мироздания. Доступ в страну открыли совсем недавно, только в 1979 году.
Но Тибет может похвастаться не только Эверестом, хотя ни одна другая страна мира с горными вершинами (Анды, Кордильеры и др.) не является ему конкурентом и их высота несопоставима с гималайскими 8-тысячниками. В Азии много буддийских стран, в которых множество монахов (Лаос, Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Бутан и др.), но именно сюда тянет не только туристов, но и буддистов-паломников. А манит их оплот буддизма, священное для тибетцев место и многовековая обитель духовных лидеров Тибета — Далай-лам – резиденция и Зимний дворец Потала. Эта крепость-дворец имеет четырехвековую историю с момента, когда Далай-лама V Лобсанг Гьяцо начал его строить. К этому моменту благодаря установлению единой светской и духовной власти с его легкой руки Лхаса превратилась в полноценную столицу (хотя он не дождался окончания строительства Поталы). Примечательно, что Дворец стали строить на вершине холма Марпори, где ранее был дворец второго императора Тибета Сонгцэн Гампо, еще в 7 веке сделавшего Лхасу своей столицей (дворец строился для свадьбы с танской принцессой Wenchang). Лхаса стала официальной резиденцией Далай-лам, и Потала (как их резиденция) видела всех из них – до последнего, 14-го. Бывший оплот религии в Тибете вознесен на скалу, делая его самым высоким культовым сооружением мира, и понятное дело, он является символом Лхасы и Тибета в целом, олицетворяя рай на земле. Сегодня трудно представить, что в далеком 1959 году этот рай подвергся обстрелу, был покинут владельцем и на долгое время окунулся в забвение. Поскольку история культуры неразрывно связана с религией и что тут первичнее неясно, в 80-х годах правительство очнулось и организовало здесь музей, используя монахов как его служащих.
Вот в эту сокровищницу духовной жизни Тибета мы и направляемся завтра — Входные ворота для туристов или как попасть в Поталу. Ч.55
Продолжение следует...