У каждого человека всегда что-то случается первый раз в жизни. Первые впечатления, как правило, незабываемы! Они остаются надолго.
Сентябрь 1972 г. Мне 5 лет. В тот год я впервые полетел на самолёте на море. Маме от работы дали путёвку в Сочи. После некоторых раздумий она решила взять с собой и меня. Думаю, главным аргументом в её решении было то, что она хотела меня, вечно кашляющего и чихающего, прогреть.
Каждый раз просматривая великолепный фильм "Ещё раз про любовь", где Татьяна Доронина сыграла роль стюардессы, я вспоминаю свой первый полёт.
В фильме то и дело мелькает аэропорт Внуково. В те годы можно было выйти на открытый балкон, откуда наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров. Самолёты подкатывали буквально к зданию аэропорта. В настоящем даже не верится, что пассажиры в то время самостоятельно ходили по лётному полю.
Помню, что я крайне тяжело перенёс полёт. Возможно, это и спасло нас в дальнейшем. Впрочем, обо всём по-порядку.
Перед взлётом стюардесса прошла по салону с подносом, с которого я взял несколько сосательных конфет. Нас покормили обедом, одним из компонентов которого был — бутерброд с красной икрой. Позже меня несколько раз вырвало. Бумажные мешочки в то время уже были. Сидели мы где-то в районе крыла, и потому интересных видов из иллюминатора, у меня в памяти не осталось.
Казалось бы, фильм "Ещё раз про любовь" снят в 1968 г. Что в СССР за четыре года могло измениться? Стюардесса Доронина в одном из эпизодов прощается с Лазаревым и вполне спокойно направляется в самолёт. Я же запомнил, что мы с мамой проходили уже через рамку металлоискателя.
***
Сентябрь 1972 г. вошёл в мировую историю как "чёрный сентябрь". На израильских спортсменов во время Олимпиады в Германии было совершено нападение террористов. При этом мало кто помнит, что у нас в СССР за 2 года до этого случился "чёрный октябрь". 15 октября 1970 г. состоялся первый угон советского самолёта в другую страну.
Литовец Пранас Бразинскас (1924 г.) по советским законам имел целый букет проблем. Он и с лесными братьями сотрудничал, и махинациями занимался, и спекуляциями. Милиция и КГБ шли по его следу, и он это понимал. Заручившись согласием сына, отец решил вместе с ним бежать за границу. Предполётного досмотра на тот момент не было, и потому на борт судна они вполне спокойно пронесли оружие.
Террористы — Пранас Бразинскас (45 лет) и его сын Альгирдас Бразинскас приобрели билеты на рейс «Батуми — Сухуми» и сели на передние места, перед дверью в кабину пилотов. Через пять минут после взлёта, на высоте 800 метров они вызвали бортпроводницу Надежду Курченко и вручили ей конверт с запиской, потребовав передать конверт командиру экипажа.
Бортпроводница Надежда Курченко вбежала в кабину и успела крикнуть: «Нападение!». Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать! — заорал младший. — Иначе взорвём самолет!» Надя пыталась преградить бандитам путь в кабину: «Туда нельзя!» . «Они вооружены!» — были последние слова Нади. Тут же бортпроводница была убита двумя выстрелами в упор.
После этого террористы продолжили стрелять. Всего они сделали 24 выстрела, ранив командира экипажа, штурмана и бортмеханика.
После захвата кабины старший Бразинскас остался в кабине и потребовал лететь в Турцию, а младший перешёл в салон, контролируя поведение пассажиров.
Угнанный Ан-24 совершил посадку в аэропорту турецкого города Трабзон.
СССР стал требовать у Турции выдачи террористов, но турки на это не пошли. Как теперь пишут, Л.И.Брежнев был буквально взбешён подобным происшествием. По его приказу спецназ ГРУ тайно перешёл границу, намереваясь выкрасть террористов. Однако к этому моменту папу и сына перевели в тюрьму, откуда достать их не представлялось возможным.
Как известно, от ошибок никто не застрахован. Могучая советская пропаганда в случае с Бразинскасами допустила очень серьёзный ляп. В газетах был подробно описан захват, гибель двадцатилетней Нади, а также последующее нежелание Турции выдать террористов. Увы, подобное послужило стартом для новых угонов.
За всю историю советской и российской гражданской авиации была зафиксирована 91 попытка и 26 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих 117 инцидентов погибли 111 пассажиров и членов экипажей, а также были застрелены 17 террористов.
В советских газетах вплоть до Перестройки о подобном более не писали, тогда как о судьбе Бразинскасов периодически что-то сообщалось. Отсидев в комфортных условиях, папа и сын, при помощи США, оказались сперва в Венесуэле, а после в Нью-Йорке.
С самого начала Бразинскасы были объявлены Западом борцами за Свободу. На пресс-конференции 21 марта 1978 года официальный представитель империи Добра заявил советскому журналисту, что «озабоченность США международным терроризмом не распространяется на случай с Бразинскасами».
Папа и сын вполне успешно устроились в одном из маленьких городков США. Однако у Бразинскаса старшего начало развиваться постоянное чувство страха. Боясь агентов КГБ, он накупил гору оружия. Несколько раз чуть было не застрелил прохожих, показавшихся ему подозрительными. И тем не менее в 2002 г. справедливость восторжествовала! Престарелый папа взял на мушку сына, приняв его за агента КГБ, после чего выводок раскроил своему подонку отцу череп. Бразинскас младший заявил о содеянном в полицию только на следующий день. Суд приговорил его к 16 годам тюрьмы.
Всё это произошло позже, и всех деталей советские люди конечно не знали. В свою очередь, в прессе постоянно упоминалась Надежда Курченко.
Двадцатилетняя девчонка! Через пару месяцев у неё должна была состояться свадьба. В настоящем о её подвиге почти не вспоминают, тогда как в 70-х Надю сравнивали с Зоей Космодемьянской.***
Вернёмся в сентябрь 1972 г. в салон самолёта, летящего рейсом Москва — Адлер.
Как мы садились, как получали вещи и как ехали на автобусе, я помню весьма смутно. Правда отмечу, что в автобусе меня опять вырвало. К месту назначения мы добрались в полной темноте. Чёрных южных ночей я до этого, конечно же, не видел, и позже, наличие светлячков, стало для меня ещё одним открытием.
Кто отдыхал в советское время на юге, тот вспомнит, что все приезжающие курортники (про "дикарей" речь не идёт, имеются в виду те, кто имел так называемую "курсовку") должны были отметиться в специальном бюро, которое распределяло по квартирам. Приезжающие отправлялись на постой в местную семью, где для них выделялось койка-место. Так было и в нашем случае. Нам дали адрес, куда надлежало направиться. В поисках нужного дома по тёмным пустым улицам мы с мамой потратили кучу времени, вселившись далеко за полночь. Мы разместились на веранде, где вместе с нами у хозяев квартировали ещё две женщины.
Утром, проснувшись, мама повела меня на завтрак. С питанием в те годы всё было ой как не просто! Уже позже в 1990 г. я вновь посетил Сочи — система кормёжки за 18 лет практически не изменилась. Оформившие путёвку туристы в советское время получали талоны. Их следовало предъявлять в столовых на завтрак, обед и ужин. Можно было пойти и в бар, и вместо завтрака, обеда и ужина отовариться курицей-гриль — но это уже на заре капитализма.
В начале 70-х никаких кафешек, баров и куриц-гриль не было. Мама, предъявив талон, получила завтрак, тогда как на меня пайка изначально не предусматривалась. Путёвка была выписана на одного взрослого. Соответственно что-то она мне там отщипнула и пропихнула, но проблему это не решало.
Мы пошли в магазин. Мама купила кашу, и далее мы отправились к месту проживания. У хозяйки была двухконфорочная плита, на которой она постоянно что-то варила. Соответственно, её никак не порадовал тот факт, что на постой приехала мама с ребёнком, для которого нужно готовить.
Позже всё это кое-как утряслось. Мама встретила своих коллег по работе, и они меня как-то и где-то подкармливали. Добавим к этому, что в Сочи в сентябре превосходные фрукты. Я впервые увидел как на ветке растёт виноград. Особенно поразил тот факт, что он бывает чёрным. И тем не менее некие проблемы с питанием у нас были....
Дом, где мы остановились, располагался на склоне горы. Его парадная часть с террасой выходили в сторону моря. Тыл упирался в гору. В курятник и в свинарник хозяйка лазала вверх по склону, используя приставную лестницу. Позже много раз сообщалось про оползни в Сочи. Район Мамайка, где нам довелось остановиться, в последующем неоднократно страдал от оползней. Были и жертвы. Тогда же мы ни о чём плохом не думали.
Море! Бескрайняя водная поверхность поразила до глубины души. Мне было совершенно непонятно, как в один день море может быть спокойным, а в другой шлёпать по берегу волной.
Как сейчас, так и тогда — на пляж нужно было прийти как можно раньше, дабы занять лежак. Это сейчас везде и всюду они пластмассовые, тогда же лежаки были деревянными и тяжёлыми.
Помню, по пляжу их расставлял какой-то местный парень. Про него говорили, что до Революции вся окрестная земля — пляж, посёлок, а также горы, обтянутые бархатно-зелёным лесом — всё это принадлежало его отцу или деду?
Советская пропаганда работала над подсознанием человека буквально с пелёнок, и потому мне было совершенно непонятно, как столько земли могло принадлежать одному человеку? ведь это всё народное? Парень же, как мне тогда показалось, со своей участью вполне смирился. Он туда-сюда тягал лежаки и никакой агрессии к людям не проявлял.
Предлагались ли в то время экскурсии? Точно не скажу. Я сопровождал маму на процедуры в санаторий, где её обмазывали грязью и что-то там ещё с ней делали. Недалеко от нашего пляжа располагался пирс, куда приходили два прогулочных катера Пальма и Ракета. Как-то раз на одном из таковых мы прокатились. Меня укачало и более мы никуда уже не ездили.
Каждый вечер мы ходили прогуляться вдоль берега. Я с удовольствием смотрел, как о пирс во время шторма разбиваются волны. Ну а если море было спокойным, на пирсе сидели рыбаки. Один дядька как-то раз дал мне удочку и я поймал хорошего бычка.
Одним словом, мама на море, также как и я, была впервые. Нас переполняли впечатления!
Правда отмечу, что никаких пляжных тапочек в то время не существовало, и так как берег в Сочи каменистый, мне, изнеженному городскому ребёнку, ходить по гальке было тяжело. Особо не нравилось, когда волна сбивала с ног и валила на камни. Взрослые находили для меня в воде песчаные местечки, где можно было встать, однако подобные пятачки очень быстро затягивало камнями.
Соответственно, я всё больше сидел на берегу. В сентябре все дети в школах и в садах, и потому играть мне было особо не с кем. Как-то раз на пляже появились два моих сверстника. Мама ушла купаться, поручив одной из женщин посмотреть за мной. Та из виду юркого пацанёнка упустила и я ушёл с пляжа вслед за ребятами.
Вместе с долгожданными друзьями я перешёл через железную дорогу (кто был в Сочи, тот помнит, что железнодорожное полотно идёт вдоль берега и дабы попасть на пляж, через него нужно постоянно переходить). Далее мы направились в посёлок, и после вновь вышли к морю, остановившись на берегу небольшой речушки. По железнодорожному мосту прошли два поезда пассажирский и товарный. От мощного стука колёс мне стало не по себе. Сверстники предложили какую-то игру, однако, я к этому моменту понял, что потерялся.
Углядев на другой стороне речки нашу квартирную хозяйку, я начал ей кричать. Ребята голосили вместе со мной, но женщина нас не слышала. Один из пацанов предложил перейти речку вброд. Сунувшись в поток, я оценил его скорость и глубину, и потому решил возвращаться к маме. Вновь перейдя через железную дорогу, уже в посёлке я увидел свою заплаканную маму. Сбившись с ног, она искала меня, и уж было начала думать, что меня украли цыгане. Говорят, подобное в те годы практиковалось.
В один из дней нам встретилась знакомая с маминой работы. Алла Яковлевна какое-то время вместе с мужем работала в Афганистане. В те годы она считалась женщиной обеспеченной, но своих детей у неё не было. Возможно именно поэтому Алла Яковлевна ко мне прониклась. При каждом удобном случае она старалась пообщаться и поиграть со мной.
Время нашего отдыха подходило к концу. Как уж так вышло, я не знаю, но обратных билетов не было. Уезжать нам предстояло в один день с Аллой Яковлевной. До сих пор помню, как она уговаривала, полететь вместе с ней на самолёте. Мотивировала она это тем, что на поезде мы будем трястись больше суток, а на самолёте всего два часа.
Нет, никаких угонов воздушного судна, никаких террористов никто тогда не боялся. Советский человек с детства знал, что за спиной у него огромная страна, которая всегда защитит. Основным аргументом в пользу поезда был тот факт, что свой первый полёт я перенёс с трудом.
Мы взяли билет и выехали поездом. Когда мы выглядывали в окно, мама, указав мне на пролетающий самолёт, сказала: "Смотри, это наверно Алла Яковлевна летит".
В фильме "Ещё раз про любовь" стюардесса Доронина погибает. Лазарев приходит на их постоянное место встречи к стадиону Динамо, где скорбную весть ему сообщает вторая стюардесса по прозвищу Мышка. Убитый горем Лазарев уходит, тогда как со стадиона звучит приободряющая музыка.
Плохие новости в те годы в ленту не попадали. Советского человека окружал радостно-стабильный мир. Хотя, как утверждают статисты, всевозможных крушений и аварий случалось предостаточно. Взять хотя бы такой факт. В семье Наины Ельциной было шесть детей. Отца насмерть сбил пьяный мотоциклист, один брат погиб, попав под колёса машины, другой попал под поезд.
Когда мы вернулись в Москву, то через несколько дней узнали страшное известие. Самолёт, на котором летела Алла Яковлевна, рухнул в море при взлёте (примерно как в декабре 2016 г. лайнер с нашими военными артистами, летевшими в Сирию). Подробностей мы тогда не знали, теперь же, когда существуют интернет и Википедия, многое можно выяснить.
В воскресенье 1 октября 1972 года в Чёрном море близ Адлера потерпел катастрофу Ил-18В компании Аэрофлот, в результате чего погибли 109 человек.
Самолёт затонул на глубине 500—1000 метров, где дно имеет сложный рельеф с крутизной склонов до 45°. Также дно покрывал толстый слой ила, который мог поглотить обломки. Была организована крупная поисковая операция с участием сил Черноморского флота. Но, несмотря на все усилия, основные обломки самолёта и бортовые самописцы так и не были найдены.
На имеющихся небольших обломках, а также трупах комиссия не обнаружила признаков пожара и следов взрывчатых веществ. Было выдвинуто большое число версий о причинах катастрофы, в том числе отказ техники и/или приборов, нападение террориста, столкновение со стаей перелётных птиц. Последняя версия рассматривалась особенно, так как в это время был период их миграции.
Но по причине отсутствия фактических материалов ни одну из этих версий было невозможно подтвердить. Таким образом, установить истинную причину катастрофы оказалось невозможным.
Р.S. Друзья, берегите себя и своих близких! Пусть злой рок обойдёт Вас стороной!!!