Пицундский храм называют патриаршим. Но в настоящее время собор не действующий, в нём располагается органный зал и не присутствует патриарх. В советское время Абхазия входила в состав Грузии и полный официальный титул главы Грузинской церкви звучит Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети . Титул католикоса Грузии существовал с 475 по 1811 года , был упразднен после вхождения Грузии в состав Российской империи и восстановлен с 1917 года. Получается ,что этот храм был одним их резиденций католикоса Грузии? Всё оказвается гораздо сложнее.
Ныне Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов.В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты.В церковном обществе под термином «диптих» понимается упорядоченный список Поместных Автокефальных Православных Церквей и, соответственно, последовательность поминовения их Предстоятелей во время богослужений. Шесть автокефальных Церквей возглавляются: три — архиепископами: Кипрская, Элладская и Албанская — и три — митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии и Американская.
Но дело в том,что до 1795 года существовал Абхазский католикосат, у которого была длинная и трагичная история.
На территории Абхазии проповедовали в 1 веке нашей эры апостолы Андрей и Симон Кананит, которые и считаются основателями Абхазской церкви.
Первый епископ в Закавказье появился именно в Пицунде ( тогда она называлась Питиунтом) в начале 4 века нашей эры и подчинялся Константинопольскому Патриархату. Не случайно епископ Пипиунта участвовал в 325 году в заседаниях Вселенского Собора, это говорило об его авторитете.
В 6 веке была создана Абазсгская епархия с кафедрой в г. Себастополис (ныне г.Сухум). Когда же было создано Абхазское царство, то появился в Абхазии в середине 8 века и свой католикос Иоанн. Разместился новоиспеченный католикос в г.Пицунда. И Пицундский храм стал называться патриаршим. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.
Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Католикосы Абхазии именовали себя и патриархами.
В 1390 году, на Пицундский престол был возведен католикос Арсений. В русской церковно-исторической науке эта дата стала официально признанной датой образования Абхазской Церкви. Есть сведения, что и Константинопольская Церковь, именно в этом году, признала Абхазскую Церковь самостоятельной и независимой от Константинопольского Патриархата.
Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». Правда, учитывая значимость Пицунды, колыбели Абхазской Церкви, католикосы периода "имеретинского пленения", до конца XVII века, приезжали в Пицундский собор варить Святое Миро.
По дороге в Палестину последний Абхазский католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. Со смертью этого католикоса прекратила свое существование самостоятельная Абхазская Православная Церковь.