Город Поти чуть ли не самый древний город в Грузии, сюда ещё аргонавты приходили в поисках золотого руна.
Тот же А.Дюма описывал Поти 19-го века…— “болото, скопление колышущейся грязи, в которой рискуешь навсегда исчезнуть, если на полчаса остановишься на одном месте”.
Впрочем есть у него и смешной сюжет про глашатая.…
…….- « Пока он шел по грязи, не останавливаясь – еще ничего… Стоило же глашатаю остановиться, как мало-помалу он погружался в грязь, в которой совершенно бы утонул, если бы не барабан, его удерживавший».
….- «Поти можно назвать земным раем для свиней. На каждом шагу мы вынуждены были отгонять их ногой или плетью….»
Курорт из малярийных болот сделали при СССР. Хотя первые попытки бороться с малярией группа энтузиастов предприняла ещё в 1904-м году. Они привезли из Португалии 30 саженцев дерева Эвкалипт, и стали ждать результат.
Эвкалипт это не дерево а насос, за год вытягивает из почвы 14-15 тонн воды, и при этом сам вырастает на 4 метра.
Но 30 деревьев для Колхиды-песчинка в море. При Союзе, провели масштабную мелиорацию, нарыли кучу каналов для сбора и стока воды и высадили сразу сорок тысяч саженцев Эвкалипта. И как контрольный выстрел для малярийного комара во все водоёмы запустили ещё и малька рыбы Гамбузия.
Южноамериканская рыбка Гамбузия. Это рыбка наркоман, жить не может без личинок комара, рыщет без остановки в поисках личинок. Ради них даже на сушу вылезет, сбегает в кусты сожрёт парочку и назад в воду….))).
Вместе с этой чудо рыбкой пробралась в СССР и нутрия, уже неизвестно как. Толи она в охоте за рыбой как то пролезла в контейнеры с мальком гамбузии, толи просто зайцем приехала на корабле из Аргентины который привез в Поти малька Гамбузии. Но нутрия мгновенно расплодилась сначала здесь, а потом и по всему Союзу.
В общем всего за 10 лет из болот, которые веками были местом ссылки и погибели, сделали всесоюзный курорт.
У Паустовского есть документальная повесть *Колхида* 1935-го года, как раз про время осушения болот, больных малярией бродячих собак с желтыми глазами. Как сушили болота невероятным способом, сушили болота их затопляя. Кольматаж.
Сушили и осушили. Малярию победили. И сделали этот край родиной лимонов, апельсин и мандарин, цитрусов — которых до этого здесь не было, и естественно на болотах быть и не могло.
Ну а мы после Поти едем на Зугдиди. Поти –символ колхидских болот которых больше нет, Зугдиди- символ грузинского чая- которого больше нет. Один символ исчез когда Союз расцветал и входил в силу, второй когда Союз завял и распался.
Зугдиди был столицей *Грузинского чая*. В Грузии небольшие плантации чая были ещё до революции, но к 1920году они полностью погибли. Так что в тридцатые годы начинали с нуля.
Берия ( который больше известен как враг народа) в 31-м году предложил работникам совхозов где начнут расширять чайные плантации давать беспроцентные кредиты, и за три года чайные плантации в Грузии выросли….в 60 раз!
А чайных фабрик построили 35 штук.
Всё было супер. Чай был супер, качество, победы на выставках и новые сорта, объёмы росли, покупатели со всего Мира в очередь стояли, работали институты, селекция и т.д.
Но ближе к восьмидесятым идиллия вдруг сломалась. Чай стали немилосердно бодяжить и гнать под видом чая непонятно что. Одновременно в Союз пошли поставки индийского и цейлонского чая. Грузинский становился всё хуже, а индийского везли всё больше. Лучшее враг хорошего. Грузинский чай потерял остатки уважения, и даже стал символом плохого качества. В общем логично его исчезновение с прилавков. Не конкурент.
Сейчас появилось пару предприятий которые пробуют возродить грузинский чай,
а рынке можно встретить дедушек которые торгуют чаем, как раньше самосадом, на стаканчики.