Хочется продолжить начатый в Турбине разговор о том, что, «по мненью многих, судей решительных и строгих», испокон веку сближало русских и немцев, совмещало, казалось бы, такие несовместимые вещи, как национальная гордость великороссов и сумрачный германский гений.
Разговор был начат недавно под влиянием, не помню каких, не помню кого, заметок на тему – «Наши за границей». (turbina.ru/authors/Tommy-O/tr…) Тогда мы говорили о родстве душ между баварцами и русскими и, кажется, если судить по отзывам и комментариям, вызвали определенный интерес читающей публики.
Бавария в этом плане представляет собой обширное поле деятельности для тех, кто хочет и дальше вникать в историю традиционных связей между Россией и Германией. Если будете в Мюнхене, без труда найдете и русские клубы, и наших эмигрантов, и все, что касается так называемого «баварского наследства».
Один из наших знаменитых соотечественников, живущих в Мюнхене, - Владимир Войнович как-то заметил, если прошлые века немцы, ехали в Россию, чтобы служить и работать, то русская знать тянулась в Германию, чтобы прожигать жизнь и тратить деньги. Сейчас многое изменилось.
Тем не менее, есть немцы, которые, бросив все у себя дома, едут по-прежнему искать счастья в Россию. Я не имею в виду крупных промышленников, вроде Кнауфа и Хиппа, о которых шла речь в предыдущем материале. Эта сошка поменьше.
Как и во времена Екатерины Великой, их влекут бескрайние просторы плодородных земель, оказавшихся с некоторых пор в страшном запустении. На свой страх и риск они берут в аренду заросшие бурьяном колхозные поля, заводят поместья и аграрные фермы.
Один из этих старосветских помещиков» – Штефан Дюрр.Он давно уже пустил корни на Воронежских черноземах, свободно говорит по-русски и, как пишут газеты, хозяйство процветает. Недавно его показывали по каналу ZDF. Герой телевизионного романа не жаловался на жизнь, но ругал, на чем свет стоит, две русские беды.
Каждый день на черной «Тойоте Камри» по бездорожью он объезжает владенья свои и молится только о том, чтобы Господь не лишил его выдержки и терпенья. Здесь выживают люди с железными нервами, говорит он.
Дюрр возглавляет компанию EkoSem, где работает 2 800 человек. На его фермах содержится более 20 тысяч голов крупного рогатого скота, хозяйство приносит ежегодный доход десятки миллионов евро. Немец хочет построить еще десяток свинарников, чтобы пустить на рынок 60 тысяч тонн мяса.
Ему 48 лет, родом из Баден-Вюртемберга, окончил Байройтский университет по специальности агроном-почвовед. Еще в советские времена ездил в Воронеж и на «Курскую дугу» на стажировку. С тех пор так и «присох к русскому полю».
Штефан рассказывает, душа болела, глядя на то, что творилось на российских просторах после распада Советского Союза. Но он не понимает, почему и сейчас около 23 млн. га плодородных угодий в России не используется. Большая часть этой земли - черноземы.
Говорит, землю эту скупили олигархи и ждут, когда ее можно будет подороже «толкнуть». О крестьянах они не думают. Между тем, бывает и такое, что колхозники сами продают свои земельные паи и акции за ящик водки.
Компания, которую возглавляет Дюрр, поставляет в Россию современную технику, высокоурожайные сорта семян европейской селекции и передовые технологии. Ее представительства сейчас открыты во многих областях, начиная с Калиниграда и Подмосковья, кончая Сибирью и Дальним Востоком.
Штефан женился на русской, завел семью, родил трех детей и не думает пока уезжать в свой Баден-Вюртемберг. А там – видно будет. Но, бывая на родине и выступая по телевидению, всякий раз зовет молодых немцев к себе на работу в Россию.
Февраль 2011.