Каким-то образом история особо рьяно хранит некоторые свои тайны. Вот и о самой древней деревянной скульптуре достаточно мало известно известно, да и слух о ней совсем не распространен. Тем не менее, Шигирский идол стал для меня самым большим и захватывающим открытием последнего времени.
Этот шедевр мировой археологии выявлен случайно в 1890 году. Тогда золотодобытчики с Курьинского прииска (Шигирского болота) на Урале вместо россыпного золота обнаружили в своих ситах костяные и бронзовые предметы. Сразу же после этого на прииск прибыли археологи и приступили к раскопкам. Объемная голова, плоский нос, верхняя половина туловища были подняты на поверхность с четырехметровой глубины торфяника. Так обнаружили яркий памятник язычества.
Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Первым воспроизвёл примерный облик идола тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Д. И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещёнными ногами, при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе. Но в 1914 году археолог В. Я. Толмачёв предложил свой вариант реконструкции. В варианте Толмачёва идол «вырос» до 5,3 метра. Позже нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачёва. Всю фигуру принято именовать «Большим Шигирским идолом».
На протяжении ста лет не утихали споры о датировке идола. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.). В 1997 году идол начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как её осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоёв древесины. Анализ проводился в Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Г. И. Зайцевой и в Институте геологии РАН (Москва). Результаты обеих экспертиз совпали: идол был выполнен в эпоху мезолита (средний каменный век) — 9,5 тысяч лет тому назад — то есть он гораздо старше египетских пирамид.
Туловище идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо него на широких плоскостях фигуры вырезаны лица — личины. На рисунке Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной. Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 года на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная хранителем музея. Каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда обозначаются отдельные элементы скелета. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка - "пятна”. По мнению ученых, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу. Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами. Фигуры воплощают женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Очевидно, что элементы геометрического орнамента идола имели определенный смысл.
Найденные рядом с идолом человеческие черепа и предметы быта свидетельствуют о том, что без малого 10 тыс. лет назад на уральской земле жили малорослые люди с довольно высоким уровнем культуры, владевшие многими инструментами и технологиями обработки природных материалов.
Увидеть этот шедевр можно в Екатеринбургском краеведческом музее