Эта история больше похожа на легенду, замешанную на реальных фактах. Сиам, так назывался нынешний Таиланд до 1939 года, не нужен был Российской империи, как и все другие южные страны Тихого и Индийского океанов. Но о всём по порядку.
До середины XIX века Сиам играл важную роль на Индокитайском полуострове. Из трёх королевств на территории Лаоса осталось независимым только одно: Луангпхабанг. Тямпасак и Вьентьян с 1778 года стали вассалами Сиама. Камбоджа, начиная со второй половины XVIII века, находилась под двойным вьетнамо-сиамским сюзеренитетом, о чем в 1845 году между Сиамом и Вьетнамом был подписан соответствующий договор.
В 1858 году объединенные французо-испанские войска вторглись во Вьетнам и в 1862 году появилась первая французская колония на территории Вьетнама. Французы этим не ограничились, они планировали захватить весь Индокитайский полуостров. Начав с Вьетнама, они отняли у Сиама территорию Камбоджи и Лаоса. С севера и юга на Сиам плотоядно поглядывала Великобритания, захватившая в 1885 году Бирму. На карте видна последовательность откусывания территорий у Сиама.
При этом захват территорий проводился Францией вооруженным путём, игнорировшей ранее заключенные договора. На очереди был сам Сиам. У Англии и Франции различался только подход. Французы хотели сделать Сиам колонией, а англичане протекторатом.В этой атмосфере начались первые контакты между Сиамом и Российской империей. В феврале 1863 года в Сиаме побывали два военных корабля Российской империи. Произошло это во времена правления Рамы IV Монгкута (1804 — 1868), бывшего королём Таиланда с 1851 по 1868 год.
Через два года, в декабре 1865 году, король через консула Сиама в Сингапуре Ян Ким Чинга обратился к внештатному консулу России в Сингапуре. Должность внештатного консула России в Сингапуре появилась в 1858 году, с момента появления должности и до своей смерти её занимал китаец Ху Сюаньцзэ (1816 — 1880) , которого англичане окрестили на свой манер Вампоа. Помимо сотрудничества с Россией в 1877 году он стал китайским консулом, а в 1879 году стал почетным консулом Японии. Король желал, чтобы дипломаты по своим каналам передали, что король "будет исключительно рад принять в своей столице, Бангкоке, представителя е. в-ва императора всей России с целью заключения договора о торговле и дружбе, к которому он очень стремится, и соответственно просит Вас сообщить это е. пр-ву министру иностранных дел."
В 1882 году в Сиаме побывал с группой кораблей Главный начальник всех российских морских сил на Тихом Океане контр-адмирал Авраамий Богданович Асланбегов (1822- 1900). К нему тоже обратились с предложениями о торговом договоре. Королем Сиама к тому времени стал Рама V Чулалонгкорн (1853 — 1910), правивший страной с 1868 по 1910 год. К тому времени Сиам имел подписанные договоры о дружбе и торговле с Англией (1855), Францией (1856.), Северо-Американскими Соединенными Штатами (1860), Германией (1862) и другими странами Запада. Но в ответ тишина...
Когда в 1891 году снова возник этот вопрос: " Во время посещения консулом нашим в Сингапуре в марте с.г. Банкока сиамский министр иностранных дел сообщил ему о желании короля Сиамского заключить торговый договор с Россией на правах наиболее благоприятствуемой державы" , то министр иностранных дел Российской империи в 1882 -1895 годах Николай Карлович Гирс (1820- 1895) так объяснил министру финансов Ивану Алексеевичу Вышнеградскому (1831-1895) ситуацию по 1882 году: "Так как между Россией и Сиамом не существует никаких общих интересов, которые вызывали бы необходимость заключения торговых условий, то министерство, не отказывая прямо сиамскому правительству в удовлетворении его желания, не дало ему тогда окончательного ответа." Очень интересная позиция...
Официальный консул России в Сингапуре с 1890 по 1895 год Артемий Маркович Выводцев (1853- 1946) побывал в Сиаме во время визита в страну цесаревича Николая Александровича в марте 1891 года. "...король Чулалонгкорн оповестил свой народ, что к нему едет Гость, которого следует считать за народного Гостя, встретить и почтить от всей души, приветствовать не только как Царственного путешественника, но и как Друга".
В июне 1897 года уже император Николай Второй приглашает сиамского короля в Россию. Король Чулалонгкорн ставил перед собой две задачи: заручиться поддержкой России в деле разрешения опасных для Сиама конфликтов с Францией и установить дипломатические и договорные отношения с Россией. К слову, с собой в подарок король привёз 200 сиамских кошек.
Франция не желала вести переговоры с Сиамом и не желала давать согласие на прибытие короля Чулалонгкорна во Францию. Но после блестящего приёма сиамского короля в России и публикации в газетах совместной фотографии Рамы V и Николая II
— 27 июня 1897 года в МИД России поступила телеграмма МИД Франции с согласием французского правительства принять сиамского монарха. После России он посетит не только Францию,но также Австро-Венгрию, Швецию,Великобританию, Германию, Бельгию и Италию.Неясно в какой момент появился то ли слух, то ли легенда о том, что король Сиама во время визита в Россию планировал подписание договора о признании протектората России над Таиландом. Для уточнения деталей договора мол был взят срок в три месяца. Но ушлые англичане разъяснили королю, что российский император хочет сделать Сиам колонией, а самого короля сослать в суровую и холодную Сибирь. В результате король отказался подписывать договор. В качестве источника информации приводится Джордж Уильям Бьюкенен (1854-1924), но он был послом в России в 1910—1918 годах, а до этого занимался дипломатической работой в других странах. Тем не менее байка о несостоявшемся протекторате России над Сиамом ходит по свету. С учётом политики Российской империи — маловероятная история, хотя и красивая.
Из документов же видно, что король Чулалонгкорн предлагал Российской империи заключение торгового договора и дипломатических отношений, а также желал, чтобы Россия помогла ему сохранить независимость своей страны.
В декабре 1897 года был назначен первым генеральным консулом России в Сиаме Александр Эпиктетович Оларовский , а в октябре 1898 года он был назначен министром-резидентом, прослужил в Сиаме до 1907 года и сделал много для налаживание сиамско-французских отношений. В результате ничьей колонией Сиам не стал, но когда Россия проиграла русско-японской войну 1904-1905, то лучшим другом для Сиама стала Германия.
Начало