Если в Калифорнии русские первопроходцы долго искали место для основания русской колонии, то на Гавайских островах туземцы сами неоднократно высказывали желание дружить с русским государством и даже принять его подданство.
Один из вождей на Сандвичевых островах (так назывались Гавайские острова до 1819 года) благодаря своей расторопности и незаурядному уму наладил отношения с американскими и английскими торговцами, время от времени бывавших на островах, и с помощью современного на то время оружия объединил под свое властью весь архипелаг. Звали его король Камеамеа I, в русских документах — Томи-оми (1758-1819).
Только два острова (Кауаи и Ниихау) долгое время не хотели подчиняться ему, правил на этих островах с 1795 по 1821 год Каумуалии, в русских документах называемый Томари. Две попытки захвата островов, предпринятые Камеамеа в 1795 и 1803 годах успеха не принесли.Вот на фоне этих политических и военных интриг на Сандвичевых островах появился первый русский корабль. Был им шлюп "Нева" под командованием Ю́рия Фёдоровича Лисянского ( 1773 — 1837) и произошло это 10 июня 1804 года.
"Нева" в гавани Святого Павла на острове Кадьяк (Аляска) .Гравюра по рисунку Лисянского. Фото из Интернета
В 1806 году Камеамеа всё же завоевал остров Кауи, а Каумуалии остался правителем своеобразной "автономной республики" в составе гавайского государства.
Когда на Аляске возникли очередные проблемы с продовольствием, то Баранов направил в 1806 году на Сандвичевы острова своего служащего Сисоя Слободчикова. В качестве подарков русские моряки привезли дорогие меха. На этот раз встретиться с королем Тамеамеа удалось и был заключен торговый договор на поставку продуктов. Король воспылал желанием самому съездить на Аляску, но приболел.
Резанов писал в 1806 году в письме графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754- 1826), бывшему в 1802—1811 годах министром коммерции Российской империи: "Король Сандвичевых островов Тооме-Оме-о предложил г. Баранову дружбу свою... Тооме-Оме-о хочет быть в Ново-Архангельске. Положив основание торгу, он обещает возить сюда произведения свои в плодах хлебного дерева, кокосах, таре, древесных веревках, свиньях и хлебе... а получать отсюда тики, холсты, железо и лес для кораблестроения..."
Вторым командиром шлюпа "Нева" после Лисянского стал Леонтий (Людвиг) Адрианович Гагемейстер (1780 — 1833) .
В январе 1809 года "Нева" появляется вновь на Сандвичевых островах по поручению Баранова. У Гагенмейстера сложились хорошие отношения с королём Камеамеа, тот даже пообещал подарить землю для русского поселения. Информация , собранная и и обобщенная, привела к отправке 18 июня 1809 года Гагемейстером министру коммерции Румянцеву предложения о создании сельскохозяйственной колонии для снабжения продовольствием Русской Америки. Для этого необходимо купить или захватить территорию для поселения. При этом Гагемейстер считает , что на первое время хватит одной крепостной башни-блокгауза, двух десятков русских и одной пушки. А в ответ тишина. 5 ноября 1809 года Главное правление Российско-Американской кампании обращается с теми же предложениями непосредственно к императору Александру Первому. Тот ставит на предложениях жирный крест, считая их авантюрой, совершенно не нужной государству.Американцам не нравилось, что русские корабли зачастили на острова, они начинают поливать грязью русских, российское государство и лично Баранова. В советниках у короля Камеамеа были американцы и отношение короля к русским начинает меняться в худшую сторону. Одно дело когда живешь рядом и другое дело когда приезжают посланники время от времени.
Когда Баранов прислал на острова Георга Антона Алоиса Шеффера (1779 — 1836),
то Камеамеа встретил его очень плохо. Но не было счастья, да несчастье помогло. Король в очередной раз заболел, а Шеффер излечил его и его жену. Но устроить факторию не разрешил, хотя дал Шефферу лично землю под строительство дома. Шеффер плывёт на Кауи к сепаратисту Томари и "король Отувая Тамари не только разрешил создать русскую факторию, но даже сам попросил покровительства русского императора и самым торжественным образом в форме письменного акта вручил верховное главенство над своим островом Его величеству российскому императору Александру Павловичу". Произошло это 21 мая (2 июня) 1816 года. Документы в сентябре 1816 года отправляются в Санкт-Петербург, до России они дошли только в августе 1817 года.И снова всё как всегда. Несельроде решил подстраховаться и отправляет запрос в Лондон русскому послу графу Христофору Андреевичу Ливену с целью выяснения информации по Сандвичевым островах. Ливен не торопится и ответ поступает лишь в конце ноября 1817 года. Выводы весьма интересны:
- "1. Сандвичевы острова с момента их открытия капитаном Куком в 1778 году и до настоящего времени постоянно пользовались полной политической независимостью.
- 2. Никакая европейская держава до сих пор не требовала установления над этими островами своего владения.
- 3. Если бы даже право на владение девятью островами, объединенными в настоящее время под властью короля Камеамеа, было признано за Англией, как за государством-первооткрывателем и в результате добровольного подчинения ей упомянутого короля, то это право никоим образом не распространялось бы на острова Отувай и Онегау, которые сохранили свою первоначальную независимость.
- 4. Следовательно, Россия, принимая предложение их правителя о подчинении ей этих двух островов, не нанесет ущерба правам какой бы то ни было морской державы."
Но не нужен был России незамерзающий порт, имеющий стратегическое расположение. Один из крупных царских чиновников того времени граф Яков Осипович Ламберт считал, что "России вследствие ее географического положения не предначертано большое развитие ее морских сил". И так думал не он один...
24 февраля (8 марта) 1818 года Нессельроде рожает долгожданный ответ : "Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой существенной пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами. И потому Его величеству угодно, чтобы королю Томари, изъявя всю возможную приветливость и желание сохранить с ним приязненные сношения, от него помянутого акта не принимать, а только ограничиться постановлением с ним вышеупомянутых благоприязненных сношений и действовать к распространению с Сандвичевыми островами торговых оборотов Американской компании, поколику оные сообразны будут сему порядку дел…"
Акт о присоединении Сандвичевых островов к России стал пустой никчемной бумажкой. Да и русских к тому времени на островах не осталось: кого убили, а кто бежал.
Пока документы шли до России Шеффер развил бурную деятельность, которая не пришлась по нутру американцам. Была построена фактория, заложены на возвышенностях три крепости. Две земляные: Александровская и Барклая и одну каменную — Елизаветинскую. Без поддержки со стороны государства это оказалось авантюрой. Американцы сообщили островитянам, что США воюет с Россией и если они не выгонят русских, то придут военные корабли и разбомбят острова. 17 июня 1817 года произошло военное столкновение с человеческими жертвами. Пришлось Шефферу бежать. Русский флаг над островом был спущен. Последней попыткой Шеффера была передача документов императору Александру Первому документов в июле 1818 года, когда тот был в Аахене. До императора его не допустили.
Попытался реанимировать тему присоединения островов посланник России в Филиппинах Петр Васильевич Добель (Питер Добелл) , которого попутным ветром в 1819 году занесло на Сандвичевы острова. Старый король Камеамеа к тому времени умер, а его сын Камеамеа II (1797- 1824)
обратился к Добелю, чтобы тот передал просьбу к российскому императору оказать помощь в удержании трона, попросив у императора покровительства. Ответ из столицы Российской империи оригинальности не отличался — не нужны России острова.В 1819 году Сандвичевы острова стали Гавайскими, кстати Аляской назвали американцы Русскую Америку после её продажи. В 1893 году была свернута последняя королева Гавайев, в 1898 году США аннексировали острова. А в 1961 году на Гавайских островах родился Барак Обама...
Начало: