Как говаривал герой фильма "Белое солнце пустыни" красноармеец Федор Сухов: "Восток -дело тонкое!"
Шейх небольшого государства Кувейт Мубарак ибн Сабах ас-Сабах (1837-1915)
в конце XIX — начале XX века проявлял немало изворотливости, чтобы сохранить свою власть и не допустить поглощения его страны более могущественными соседями — Османской империей и Персией. В связи с планами со строительством Багдадской железной дороги, которая должна была стать частью железнодорожной магистрали Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт, в регионе столкнулись интересы России, Германии и Франции.Идеологом постройки железной дороги была Германия, но из-за нехватки финансов была вынуждена подключить к этому проекту французов. Российская империя не хотела создания удобных подъездных путей по соседству со своими южными рубежами, по которым можно быстро перебрасывать военные соединения. Великобритания боялась, что строительство дороги поможет распространению германского влияния на Персию и Индию. В результате уже перед Первой Мировой войной было достигнуто соглашение, что конечный пункт Багдадской железной дороги будет в Басре. До Кувейта железная дорога не дошла, да и по территории Турции она прошла гораздо южнее.
Но это будет в будущем. Формально Османская империя владела Кувейтом после турецкого вторжения в Кувейт в 1871 году, но фактически небольшое государство долгое время было самостоятельным в своих действиях. Правитель Кувейта оставался независимым в решении внутренних проблем и освобождался от уплаты пошлин или налогов Османской империи. Даже учрежденную в Кувейте таможню пришлось через два года ликвидировать, а турецких чиновников отозвать. В мае 1896 года Мубарак убил своего брата шейха Мухаммеда и занял его трон. Когда же турецкий флот появился в 1897 году у берегов Кувейта, Мубарак всё сделал для задабривания своего сюзерена и принял турецкую должность каймакама -наместника, одновременно оставаясь шейхом.
23 января 1899 года был подписан тайный договор между шейхом Мубараком и Великобританией. Согласно договора : " шейх Кувейта, действующий по собственному желанию и разумению, берет на себя обязательство, что ни он, ни его наследники, а также преемники никогда не допустят на свою территорию представителя любого государства или правительства без согласия на то правительства Великобритании. Кроме того, шейх не должен был продавать, передавать в аренду, предоставлять в виде концессий и уступать часть территории эмирата какому либо государству или спонсору без согласия на то английского правительства."
Договор с англичанами не устраивает шейха Мубарака и в апреле 1901 года он обращается через посредников к русскому консулу в Багдаде Алексею Федоровиуч Круглову (1864 -1948) с предложением о покровительстве Кувейту со стороны Российской империи.
Круглов писал вышестоящему начальству: "Порты Персидского залива не видят почти никаких военных судов, кроме английских, претендующих на какое-то особое право наблюдать за водами, которые они, досконально изучив, стали считать как бы своими... И нам, русским, придется, вероятно, выступать со всею своей энергиею, чтобы быть в состоянии отстоять право на преимущественное участие в делах южноперсидской окраины." После недолгого размышления, уже в мае 1901 года, последовал отказ царского правительства из-за опасения обострить отношения с Англией, которая вынашивала планы создания из Персидского залива "британского озера". Николаю Второму ничего не было нужно, хотя Министерство иностранных дел и Морское министерство России даже рассматривали вопрос о постоянном пребывании своих кораблей в заливе.
На шейха Мабарака произвело впечатление появление русских кораблей в Персидском заливе. Еще до российского отказа о взятии под покровительство — в 1900 году здесь побывала канонерская лодка "Гиляк". Затем в ноябре — декабре 1901 года в заливе побывал крейсер "Варяг",
в 1902 году — крейсер "Аскольд", в 1903 году — крейсер "Боярин". В 1902 году в Кувейте и на Бахрейне побывал выдающийся русский зоолог, профессор Московского университета Николай Васильевич Богоявленский (1870-1930) в лице которого арабские шейхи увидели хорошо воспитанного, образованного и доброжелательного русского учёного. Всего в странах Персидского залива Богоявленский провёл 4 месяца. Вот, что он сообщил в письме от 16 июня 1902 года управляющему генеральным консульством России в Бушире (Персия) Г. В. Овсеенко: "Изо всех отношений ко мне и разговоров я увидел, что на арабском берегу существуют:
а) Большая симпатия или уважение к России и очевидное недовольство Англией, и всеобщим желанием является присутствие русской военной силы в виде военного судна в водах Персидского залива.
б) Обаяние России, как могучей державы, очень велико, и это обаяние было усилено прибытием крейсера 1 ранга «Варяг», который произвел, можно сказать, прямо ошеломляющее действие на все арабское побережье как своей величиной, так своими 4 трубами и электрическими огнями, которых не было у британских военных судов, стоящих в Персидском заливе.Это действие было... еще более от того, что арабы были вполне ранее уверены, что у русских много войска, но нет совсем военных судов.
в) Громадное желание войти в более тесные и более частые отношения с русскими."
Но более просить покровительства у отказавшей им один раз России арабские шейхи не стали. А вот когда Оттоманская империя в августе 1901 года узнала о секретном договоре Мубарака и Великобритании и отправила отряд в Кувейт для наведения порядка, то англичане вмешались, не побоявшись возможной войны, и защитили Кувейт, подписав в декабре 1901 года договор с турками, согласно которому ни одна из сторон не имела права держать в Кувейте свои войска. В 1914 году британцы уже официально объявили Кувейт своим протекторатом.