Даже сам воздух в день Первого Спаса (14 августа по новому стилю или 1 августа по старому стилю) пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас – это Медовый Спас, это праздник пчеловодов. В день Медового Спаса традиционно освящается мед нового урожая, и после него есть мед разрешается. Русичи издревле уважали мед, ведь он один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
По народной примете, в день Медового Спаса пчелы прекращают носить взяток с цветов: ульи уже и так наполнены до отказа. А значит, пасечник обязательно в этот день должен взять из ульев первый мед (это действие называется — «заламывать соты»), иначе соседские пчелы, перестав носить взяток, начнут таскать мед из того улья, где «пчельник сота не заломает».
«Заламывание» первых сот на пасеке в день Медового Спаса представляло на Руси собой целый ритуал.
Пчеловод одевался в чистую одежду и, перекрестившись, выбирал самый богатый медом улей, после чего подрезывал соты: «На Первый Спас макай в мед ножи». После чего перекладывал мед в новую деревянную посуду и относил в церковь, освятить. Лишь после освящения первым медом можно полакомиться. А вот мёд прошлого года можно было кушать и до Медового Спаса.
Но прежде пасечник обязан был поделиться своим сбором:
— часть меда обязательно оставлялась в церкви, это «попова доля», ее дьяк собирал в заранее приготовленные деревянные емкости;
— часть шла на угощение нищим («На Первый Спас и нищий медку попробует!»), а также разносилась по домам бедных соседей;
— а вечером обступала пасеку толпа ребятишек и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: «Первый Спас — лакомка».
Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, медовыми пирогами с пшенной кашей, медовыми наливками, медовым («медяным») квасом и медовухой. С древних времен сохранился обычай из первой ржаной муки и освященного меда выпекать в этот день большой медовый пряник. Этими медовыми яствами разговлялись хозяева, ими же угощались и те, кто заглядывал к ним в гости.
А вот как выглядит «заламывание сот» или откачка меда в веке двадцать первом, в Сибирском регионе России. Итак, Медовый Спас – 2012.
В начале лета пчеловод готовит деревянные ульевые рамки, одинаковые по длине (435 мм), ширине (37 мм), но различные по высоте (в зависимости от типа улья — 300, 230 или 145 мм). Затем он «наващивает» эти ульевые рамки, т.е. прикрепляет к ним вощину – восковой лист заводского производства, на обеих сторонах которого имеются оттиски, подобные основаниям пчелиных ячеек.
Такие подготовленные рамки пчеловод помещает в улья и под влиянием строительного инстинкта труженицы-пчелы создают восковые постройки – соты пчелиные. Воск, используемый для отстройки сот, вырабатывается у пчел восковыделительными железами.
Наступает летняя пора медосбора (пчеловоды называют этот период «взяток») – период цветения медоносных растений и интенсивного сбора пчелами цветочных нектара и пыльцы.
Нектар – сахаристая жидкость, выделяемая нектарниками цветка. Пройдя ряд превращений под действием ферментов сначала в зобике пчелы, а затем в ячейках сотов и теряя часть воды, нектар превращается в мед.
Созревание меда считается завершенным после запечатывания пчелами медовых ячеек сотов восковыми крышечками.
Наступает Медовый Спас, пчеловод извлекает из улья такие запечатанные медовые рамки,
аккуратно сметает с них пчел и распечатывает соты, т.е. снимает восковые крышечки с запечатанных ячеек с медом.
Распечатанные рамки
помещаются в медогонку,
в которой мед извлекается из сот под действием центробежной силы.
Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!