• С.В. Рахманинов
  • А.И. Зилоти и П.И. Чайковский
  • Дом-музей С.В. Рахманинова в Ивановке. фото из интернета
  • Дом-музей С.В. Рахманинова и памятник в Ивановке. фото из интернета
...
0
Музыка нас связала...часть первая
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Поделитесь своими впечатлениями!

    Фото с флагом Турбины со всего мира
     
    5
    artur068
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 26 авг 2012

    Музыка нас связала...часть первая

     
    3 ноября 2012 года||3 (2)| 4| 15305

    Работая на этим материалом я не представлял себе насколько меня это увлечет. Начиная с того, что я хотел написать лишь о С.В.Рахманинове, В.И. Агапкине и И.А.Шатрове, но в итоге я ушел гораздо дальше, к истокам музыкальности тамбовщины, его фольклору, его этническим корням.
    Музыкальная культура Тамбовского края навсегда связана с именами ряда выдающихся русских музыкантов. Одни из них, прошли на тамбовской земле, весь свой творческий путь, другие продолжали композиторскую и общественную деятельность. Здесь рождались многие произведения, пополнившие золотой фонд русского и мирового искусства.
    Незабываемые страницы в музыкальной жизни Тамбовщины связаны с именами П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и А.И.Зилоти.
    Если имя С.В.Рахманинова очень часто упоминают в связи с Тамбовом, то о П.И.Чайковском я слышал краем уха, а о А.И.Зилоти, вообще никогда не слышал. Самое интересное, что всех этих выдающихся музыкантов связывала совместная работа над музыкальными произведениями на тамбовской земле.
    Я думаю, мало можно найти людей, которые не слышали о великом русском и советском композиторе, пианисте-виртуозе и дирижере Сергее Васильевиче Рахманинове (1873-1943)

    С.В. Рахманинов
    0

    Автор: artur068

    С.В. Рахманинов


    Имя Рахманинова навсегда связано с небольшим селом Ивановка, Уваровского района, Тамбовской области, где он, в течении 20 лет, проводил по несколько месяцев в году. Там Сергей Васильевич Рахманинов создал свои наиболее значимые произведения,в непосредственном общении с природой,которые отражали эмоциональное состояние композитора, его размышления и влюбленность в свой край. Подобной музыкальной картиной явилась Прелюдия ре мажор, написанная в апреле 1902 рода. Слушая эту музыку, мысленно видишь композитора, любующегося весенним разливом, чутко прислушивающегося к звенящей весенней капели.
    Рахманинов любил Ивановку. Он часто говорил об этом и писал своим друзьям. 6 июля 1905 года он пишет Н.С. Морозову, из Ивановки: «...Мне тут так хорошо, что я уже начал считать с тоской дни до отъезда и каждый вечерний чай я со вздохом убавляю еще одну цифру в общем числе. Так что сегодня вечером я произнесу цифру «42». Это мало, очень мало и очень скоро пройдет». Через год, после возвращения из Италии, Рахманинов писал: «Милый друг Никита Семенович, вот уже неделю как живем тут. Здесь все спокойно и тихо... И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично; внутри меня я чувствую покой, который не давался мне последние месяцы. Был бы очень счастлив, если б удалось здесь пожить подольше...» (23 июля 1906 года).
    В том, что С.В. Рахманинов стал великим русским композитором, большую роль сыграла Ивановка, которую он любил как частицу своей великой Родины, воспитавшей его как человека и музыканта. А эта частичка Родины его тоже не забыла. Имени Рахманинова, назван Тамбовский государственный музыкально-педагогический интститутОт музыкальных классов до Консерватории..., часть улицы Интернациональной, которая выходит к улице Набережной, переименована в честь композитора и на пересечении улиц Набережной и Рахманинова, установлен памятник Сергею Васильевичу Рахманинову. В Ивановке, в имении, где жил композитор, организован дом-музей, в котором ежегодно, на протяжении 30 лет, с 1982 года, проходит международный фестиваль имени С.В.Рахманинова, на который съезжаются лучшие музыканты мира.
    0

    Автор: artur068


    0

    Автор: artur068

    Александр Ильич Зилоти (1863—1945), известный русский пианист, ученик Н. Г. Рубинштейна и Ференца Листа, дирижер, видный общественный музыкальный деятель и широкообразованный человек, сыграл существенную роль в музыкальной жизни России дореволюционного периода. В основе всей его разносторонней деятельности лежала идея пропаганды художественной культуры и музыкального просвещения. В 1915 году Зилоти явился инициатором создания Русского музыкального фонда, прообраза Музыкального фонда СССР. Александр Ильич, будучи двоюродным братом С.В.Рахманинова, много времени проводивший с будущим композитором, сыграл большую роль в формировании Рахманинова, как пианиста.Одновременное пребывание Зилоти и Рахманинова в деревне всегда было временем их общей работы. Здесь они находили благоприятные условия для усиленных занятий. Музыка тогда звучала в усадьбе целыми днями.
    В конце 80-х годов ХIХ века начинается творческое содружество А. И. Зилоти с П. И. Чайковским, его консерваторским учителем. Петр Ильич увидел в своем бывшем ученике большого музыканта и нередко обращался к нему с просьбой редактировать его сочинения, проверять корректуры подготавливаемого к печати, делать фортепианные переложения симфонической и балетной музыки.
    Летом 1889 года, одновременно с завершением балета «Спящая красавица», Чайковский должен был делать его двуручное переложение. Из-за крайнего переутомления, композитор страшился этой работы и писал Александру Ильичу, что был бы несказанно счастлив, если бы тот взялся сделать это переложение. По словам Чайковского, кроме Танеева и Зилоти, он никому не мог довериться. Зилоти выполнил просьбу композитора, а несколько месяцев спустя для издания понадобилось четырехручное переложение балета.
    Заказ через Зилоти дали Рахманинову. Ему было тогда восемнадцать лет. Приехав летом 1890 года в Ивановку, он принялся за работу. Но сделанное им не удовлетворило Петра Ильича, и поэтому в следующее лето, снова в Ивановке, Зилоти занялся поправкой неудачных мест и ошибок, допущенных, по неопытности, его братом. В это же лето в деревне Александр Ильич исправлял корректуры балета и фантазии «Буря».
    В дальнейшем А.И. Зилоти мало бывал в Ивановке. Концертная деятельность поглотила его. Стремясь к пропаганде русской музыки и ставя перед собой музыкально-просветительские. задачи, он организовал в 1903 году в Петербурге симфонические, а потом камерные концерты, вошедшие в историю как «Концерты А. Зилоти», которые просуществовали до 1918 года. Став во главе их, Александр Ильич привлек к участию лучшие силы русского и зарубежного исполнительского искусства. Первое место отводилось творчеству русских композиторов, но в то же время публика слушала много зарубежной музыки, главным образом современной. Петр Ильич Чайковский бывал в Тамбовской губернии в период с 1871 по 1876 год. Его любимой «летней резиденцией», как он сам его называл, было село Усово Кирсановского уезда (Теперь Бондарского района).
    Впервые он посетил усовское имение своего талантливого ученика и друга В.С. Шиловского в 1871 году, провел здесь конец летних каникул и был окружен «нежными заботами». В.С. Шиловский (позже граф Васильев-Шиловскии) — автор ряда произведений, исполнявшихся в театрах и концертах. По желанию П.И. Чайковского написал антракт ко второму действию его оперы «Опричник». Потом поместье В.С. Шиловского стало для него «центром постоянного влечения». В то время в усадьбе, в большом, но уже запущенном парке стоял барский дом с верандой и балконом.
    Усово привлекало Чайковского пленительными местами для прогулок и «отрадным одиночеством». Хозяин знал вкус своего учителя и предоставлял ему полную свободу.
    На долгие годы запомнились композитору счастливые дни, проведенные в захолустной тамбовской деревне летом 1873 года. «...Прямо из Парижа, в начале августа, я приехал в Тамбовскую губернию, — пишет он Н. Ф. фон Мекк 22 апреля 1878 года,— я очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности. Не могу Вам передать, до чего я блаженствовал эти две недели. Я находился в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя днем по лесу, под вечер — по неизмеримой степи, а ночью сидя у отворенного окна и прислушиваясь к торжественной тишине захолустья, изредка нарушаемой какими-то неопределенными ночными звуками. В эти две недели, без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой, я написал начерно всю «Бурю».
    Создавая свои произведения, Петр Ильич нередко обращался к народному фольклору, используя наиболее понравившиеся мелодии в своих произведениях, так как он считал, что народное творчество , наполненное красотой,величием и богатством русской земли наиболее полно отражает его мысли. Будучи в Усове, Чайковский приобщился к фальклору тамбовской губернии. В тамбовском фольклоре преобладали православные каноны, элементы природного волшебства, набеги татаро-монгол, языческие верования. Много упоминаний о разбойнике Кудияре, Степане Разине и Емельяне Пугачеве, божестве Яриле и былинных богатырях.
    В 1871 году Чайковский должен был участвовать в экспедиции по сбору народного фольклора Тамбовской губернии, но по независящим от него обстоятельствам не смог, но идею он свою все равно реализовал, направив туда своего консерваторского ученика Василия Павловича Прокунина, который блестяще справился с поставленной задачей.Он записал в двух селах Моршанского уезда, Сосновке и Кулеватове, 65 песен: 19 протяжно-лирических, 16 уличных, 15 хороводных, 2 плясовых, 9 свадебных, 2 солдатских, а также одну рекрутскую и фабричную. В 1872 и 1873 годах эти песни в двух выпусках в издании П. Юргенсона с названием «Русские народные песни для голоса с сопровождением фортепиано, собранные и переложенные В. Прокуниным, под редакцией профессора П. Чайковского» увидели свет.
    Прелесть тамбовского фальклора, ощутили многие выдающиеся русские композиторы — М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Н. Серов, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, И. Ф. Стравинский и целый ряд советских создателей музыкальных произведений. Они использовали эти песни в своем творчестве.
    Широкое использование П.И.Чайковским тамбовской народной песни, в разных жанрах своего творчества, несомненно, подтверждает ее высокую художественную ценность и внимание к ней великого композитора.
    П.И.Чайковский любил природу и народное творчество тамбовщины, но к сожалению память о нем никак не увековечена, нет даже улицы имени Чайковского, я уж не говорю о памятнике, что очень странно для региона, в котором длительное время творил великий композитор. Хотя, что говорить, не удосужились даже А.С. Пушкина увековечить, а он ведь тоже неоднократно бывал на тамбовщине, некоторые свои произведения посвящал здешним местам и людям, а его жена, вообще здесь родиласьДела давно минувших дней, преданье старины глубокой....

    Продолжение следует...Музыка нас связала...часть вторая

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    6 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению
    сообщить модератору
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      4 ноя 2012, 01:20
      удалить
      Спасибо! Ничего не знала об этом!
    • artur068
      помощь
      artur068
      в друзья
      в контакты
      С нами с 26 авг 2012
      4 ноя 2012, 01:29
      удалить
      Я сам многое не знал, пока не полез в исторические материалы. Знал только о Рахманинове и то потому, что он у нас здесь всегда на слуху. А вот в доме-музее не разу не был, поэтому даже фото из интернета взял. Весной нужно обязательно съездить туда, говорят очень красиво, когда зацветают вишневые деревья- голубой дом в белом облаке!!!!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      4 ноя 2012, 09:26
      удалить
      Про Чайковского не знал!
    Наверх