Эту свою запись, планировала уже давно, только никак мысли не собирались в кучу. Слов много, но ещё больше было эмоций.
Хочу немного рассказать о музее, который, к сожалению, с 8 марта 2009 года уже никто не мог посетить.
Музей «Брянский лес» — это был первый и единственный во всей России музей леса. Почему лесу у нас уделяется так мало внимания – непонятно, ведь он занимает значительное место в нашей стране и играет не последнюю роль в её существовании.
Он был открыт в 1989 году в парке им. А.К. Толстого.
В музее было 3 зала. В первый, центральный, зал можно было попасть, сразу при входе в музей. Там располагалось 2 карты: животного мира и растительного мира Брянска и Брянской области. На картах было видно, где преобладает тот или иной вид растения, в каком районе области в лесу можно встретить куницу, а где её точно не увидишь.
Ещё там находились чучела птиц. И все, кто был в этом музее в детстве, наверно запомнил, что сердце у воробья бьётся 840 раз в минуту, а кукушка – самая плохая «мама» потому что не высиживает своих детёнышей, а подбрасывает яйца в другие гнёзда.
Во втором зале-научно-информационном, было представлено 4 картины, при их показе в программе рассказывалось о военных действиях на Брянщине, про Брянских партизан и их землянки в лесу.
В этом же зале находилась Красная Книга города и области и различная информация о лесохозяйственной деятельности.
И третий зал, диорамный. Все дети этот зал любили больше всего, да и многие взрослые могли там проводить много времени. Зал представлял собой 4 диорамы, 4 времени года. Очень многие после просмотра основной программы, сопровождающейся разными эффектами: восходом солнца весной, громом и молнией-летом, дрожащими деревьями-осенью и визуальными эффектами падающего снега-зимой, делились впечатлениями.
Я до сих пор помню, как моя сестра жутко боялась раскатов грома-летом и как я наизусть знала «слова осени»: « Говорят, гриб плохого слова, дурного взгляда не любит.
Если глянул на гриб, то бери обязательно, а то обидится, и расти больше не будет…»
И завершающие стихи Тютчева в диораме зимы:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Кроме этого в зале находились настоящие чучела животных: лось, волки, бобры, медведь, кабан, утки и косуля. Перед просмотром диорамной части – почти всегда, включали голоса животных и можно было сопоставить голоса с представленными животными. Для детей очень занятное и развивающее занятие.
Музей был полностью деревянный, поэтому сгорел быстро.
Я жила в одной остановки от музея, там же располагалась и пожарная часть. 7 марта 2009 года в начале 12-го ночи из пожарной части выехала одна машина, о пожаре было заявлено примерно в 22-30.
Для понимания тех, кто в Брянске никогда не был, парк Толстого – одно из самых проходимых мест в городе и место, где молодёжь собиралась по вечерам. А сколько обычно людей сидело с пивом на перилах самого музея, сосчитать всегда можно было только утром, по оставленным пустым бутылкам и мусору на крыльце.
Вопреки всей официальной информации, реально, пожарная машина приехала чуть ли не с получасовой разницей с момента возгорания.
Чтобы не получить никаких неприятных моментов в дальнейшем, установили причину возгорания — «замыкание». Но после того, как была получена информация о том, что в музее в 2008 году был сделан капитальный ремонт, эту версию отбросили и согласились с поджогом. О котором впоследствии благоприятно забыли. До сих пор, никто за это не ответил.
Музей изначально находился на балансе Брянского областного управления лесами, а уже намного позже являлся филиалом Брянского государственного объединённого краеведческого музея.
Все мы понимаем, что государственное учреждение музейного типа – это лишь статья расходов для гос. бюджета, никакого дохода он не приносил. Самая высокая цена за вход в музее достигала 20 рублей за взрослого в 2009 году, примерно столько же стоил самый дорогой значок в виде зябликов, снегирей или других птичек, на память.
А место в центре города, в проходимом парке и немалая площадь, занимаемая музеем, всегда была привлекательной для частного бизнеса.
Выводы очевидны. Но глаза у людей в нужный момент умеют закрываться.
Лично у меня этот поджог оставил в памяти очень много эмоций и печальных выводов. В этом музее я выросла. Именно так. Я была там без преувеличений, бесчисленное количество раз. Кроме того, посещение музея было обязательной программой для школьников не только города, но и многих областных городов. И все шли туда не потому что можно было прогулять «математику», а потому что было интересно и познавательно.
Сейчас на этом месте летом располагаются платные надувные батуты и шатры, продающие алкоголь и орешки, а зимой, тоже естественно платный, наспех залитый каток. Осенью и весной-там просто лужи и грязь.
В настоящее время, нам остаются только воспоминания о таком музее и перспектива посещения, к примеру, музея эротики, недавно открывшегося в Петербурге.
Хотя, если не утрировать, то на земле и в России в частности, остаётся очень и очень много музеев и интересных выставок, которые стоит и нужно посетить.
Главное успеть.
И ещё, друзья, я всех призываю открыть в себе фотографов! Мне очень печально сейчас от того, что я не могу подкрепить свои слова красочными фотографиями или хотя бы просто понастальгировать, посмотрев на них.
Когда у меня появилась первая «мыльница» музея уже не было, а когда был плёночный фотоаппарат, я считала что 24 кадра – это слишком мало, чтобы запечатлять на нём места, которые, может быть и дороги твоему сердцу, но видишь ты их каждый день… И я, зачем-то, непременно хотела быть частью фотографии, нежели хотела сфотографировать просто какой-то объект.
Интересно, но в ходе моего небольшого социологического опроса некоторых жителей города Брянска (исключительно сверстников), у них тоже не оказалось фотографий, хотя 2009 год – это не так уж и давно было…У тех, кто немного постарше – наверняка они есть.
Но всё же, думаю у многих, кто жил или живёт в Брянске, найдётся фотография, где он сам сидит на медведе. 2 медведя находились на крыльце музея. Они были излюбленным местом для фотографирования. У меня тоже такая фотография есть, где-то далеко в альбоме, в Брянске. Но меня в Брянске нет.
Поэтому всё, что удалось найти сейчас – это брошюра, в которой есть несколько фотографий…
Кто может, выходите прямо сейчас на улицы и фотографируйте ваши любимые места, записывайте даты, числа, свои впечатления. А кто не может прямо сейчас – сделайте это на выходных.