Корабелы знают толк в морских традициях и досконально их соблюдают.
Нам потребуются:
1.Мать (крестная)
2. Бутылка шампанского
3. Священник
4. Капитан(ы)
5. Сами корабли
6. Водоем, куда их спустить
Спуск судна на воду не менее радостное и торжественное событие на верфи, чем закладка. В этот день труд множества людей — конструкторов и проектировщиков, сварщиков и судосборщиков, механи¬ков и монтажников, маляров и отделочников, многих других специалистов — вдруг на их глазах овеществляется в сложнейшем плавучем инженерном сооружении, детище их рук и ума.
Это одновременно и один из самых ответственных моментов строительства, ведь корабелам предстоит спустить со стапеля на воду сооружение, имеющее иной раз массу в несколько десятков тысяч тонн и высотой с многоэтажный дом, причем сделать это необходимо быстро, не нанеся вреда ни кораблю, ни стапелю, ни людям.
Перед спуском все лишнее — леса, распорные балки, различные приспособления — со стапеля убирают. Корабль продолжает удерживаться только кормовыми и носовыми упорами и задержником. Как только их уберут, судно под собственной тяжестью соскользнет по стапелю в воду. В былые времена к моменту спуска корабля с жироварен на стапель поставляли специально перетопленный бараний жир. Его считали наиболее подходящей смазкой для этой цели. На насаливание спусковых до¬рожек уходили тонны такого жира. Например, для спуска на воду броненосца «Император Александр III» пришлось заколоть 5000 баранов. С годами от подобного «жертвоприношения» отказались и животный жир заменили минеральными насадками, такими как парафин, вазелин, петролатум и цезерин.
На протяжении веков перед спуском корабли освящали и выбирали для них небесных покровителей. В православии, в частности, это были Иисус Христос, Божья Матерь или один из святых. Со временем обряд освящения кораблей стал одной из главных морских традиций.
Первое описание процедуры освящения было обнаружено в египетских папирусах и относится к 2100 году до н. э. Это был, если можно так выразиться, отчет о спуске на Нил корабля фараона.
Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель — заслужить покровительство богов. Одно время даже считалось, что наиболее успешно этой цели можно достичь, принеся в жертву людей. Например, викинги, спуская свои суда на воду, укладывали под кили невольников. Чем сильнее были невольники и чем лучше сложены, тем на большее расположение богов можно было надеяться. На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких пленников бросали за борт на съедение акулам. Задобренные таким образом хищники, считали самоанцы, в дальнейшем не тронут тех, кто будет плавать на этой пироге. Финикийцы и народы Востока кропили борта но¬вого судна кровью только что заколотых пиками красавиц девушек-рабынь. Римляне при спуске своих судов приносили в жертву пленных пиратов. Более гуманными в этом отношении были греки. Они, правда, тоже использовали для обряда освящения кровь, но не человеческую, а молодых барашков.
В Средневековье неизменным атрибутом освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Именно так освящали суда, участвовавшие в плавании Христофора Колумба. Хроники сообщают, например, что в 1418 году в Саутгемптоне (Англия) королевский корабль освящал сам епископ. Обряд освящения судна всегда обставлялся весьма пышно — королевский сановник, которому преподносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля. Затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце XVII века выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого на воду судна бутылку с вином. Эта церемония сохранилась до наших дней, и по примеру Франции для этого стали использовать шампанское, которое как бы символизирует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной.
По традиции бутылку шампанского о форштевень судна разбивает женщина. Обычно это жена какого-либо высокопоставленного лица, реже известная артистка, кинозвезда или общественный деятель.
Крестная мать "Апостола Андрея" Пономарева Лариса Николаевна, первый зам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Чукотского АО.
Это делает судну своеобразную рекламу, что сегодня немаловажно. Но этот обычай довольно молод, так как еще сравнительно недавно считалось, что присутствие женщины на корабле приносит несчастье. Теперь же, разбивая бутылку шампанского, женщина становится как бы крестной матерью корабля, хотя это название не совсем оправданно, ведь корабли не крестят, а освящают. Иногда ее даже включают в состав экипажа в качестве почетного члена, тогда она приобретает право бесплатного проезда на «своем» судне, если, конечно, оно не военное. Крестной матерью «Святителя Николая» стала Ирина Юрьевна Рябухина, вдохновитель проекта и председатель Комитета по спорту и Туризму Чукотского АО, мамой для «Андрея» Пономарева Лариса Николаевна, первый зам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Чукотского АО.
Шампанское разбивают в момент, когда спусковые салазки освобождаются, и судно, поначалу очень медленно, начинает двигаться по спусковым дорожкам к воде. Но сейчас в целях безопасности это делают чуть раньше, чего публика не замечает. Но обязательно горлышко от бутылки с пробкой передают капитанам судна — это талисман.
Таким образом, древний обычай освящения судна живет и поныне, правда, в каждой стране этот праздничный обряд происходит по-своему. В феврале 1970 года со стапелей ростовской судоверфи в Германии сошел сухогруз «Яламани», построенный по заказу Индии. Присутствовавший на церемонии индийский священник обратился к Богу Ганеше — сыну Шивы, прося его благословить судно. В жертву ему было принесено все, что полагается в таких случаях, — красная краска, яркие цветы, зерна риса. В момент спуска о форштевень судна разбили кокосовый орех (правда, уже заранее надломленный).
В Турции принято кропить вновь построенное судно заранее освященной водой. Иранцы используют для этого речную воду либо окропляют спусковые салазки кровью жертвенного ягненка. Арабам для этой же цели служит вода из святого источника в Мекке. Для кропления фруктовозов датчане пользуются апельсиновым соком, а для рефрижераторов — кусочками льда. В Японии судно, спускаемое на воду, украшают множеством цветных лент и воздушными шарами, а в разгар церемонии освобождают из неволи голубей и устраивают настоящий дождь из конфет.
В Российском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии высокопоставленных государственных сановников, генералов и адмиралов, а иногда и самого царя. В нашем случае роль императоров исполнили кураторы проекта Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа, и Артур Николаевич Чилингаров.
Кураторы проекта Губернатор Чукотского АО Роман Копин и Артур Николаевич Чилингаров, представители Карельской и Чукотской епархий.
Во время молебна судно с поднятыми на нем флагами — императорским штандартом (в нашем случае триколор и флаг экспедиции), кормовым Андреевским флагом и гюйсом — священник окроплял святой водой. Под звуки гимна и артиллерийского салюта с других кораблей клуба «Полярный Одиссей» наши суда сошли со стапелей в воду, правда, с использованием подъемного крана.
Тишина взорвалась криками «ура», коч, врезавшись в спокойную гладь воды, всплывает на ровный киль. Отданы швартовые и судно, словно осаженный на бегу скакун, замирает у причала. Этот день строители считают своим праздником, надолго сохраняя в памяти дату спуска судна. Традиционно корабелы торжественно вручают символические ключи и паспорта суден, а те в ответ щедро их одаривают за работу.
Суеверия, игравшие большую роль в мореплавании, далеко не изжили себя. И по сей день в иной капитанской каюте хранится пробка от бутылки шампанского как напоминание о торжественной церемонии спуска судна, а также как амулет, охраняющий корабль от беды. Тут же на переборке висит портрет крестной мамы этого судна или икона святого, в честь которого оно названо. Так и у нас заведено.