У одного и того же города на границе Италии и Австрии часто – разные названия. Но это общая практика для региона Dolomiti Superski. О том, как не "заблудиться" среди горнолыжных курортов и средневековых замков, рассказывает Павел Черепанов.
Город Брессанон (Бриксен) находится в 45 км к югу от перевала Бреннер и итало-австрийской границы. Собственно, это первый настоящий город, который встречается на пути из Австрии, если едешь по автобану, ведущему от столицы австрийского Тироля, Инсбрука, на юг, в сторону Больцано, Вероны и т.д. Бреннер находится как раз посередине – между Инсбруком и Бриксеном, доехать на машине от одного до другого можно часа за полтора-два. Немного времени придется потратить на оплату проезда по мосту Европы недалеко от тирольской столицы, а уже на стороне Италии – на пунктах оплаты проезда.
Бриксен – один из старейших городов Южного Тироля, который в 2001 году отпраздновал свое 1100-летие. Он считается воротами в долину Айзакталь, со всех сторон окружен горами и в свое время был неплохим укреплением.
До XI века Бриксен (от латинского Maso Prihsna) был епископством, а затем – независимым княжеством. В начале XIX века Бриксен вошел в состав Австрийской империи, а после Первой Мировой войны был присоединен к Италии.
Весной Бриксен – изумительное по красоте место: старый город лежит в месте слияния двух рек, Айзака и Ринца. Пусть не смущает серый фон на фото: в горах снег и туман, что еще можно делать в плохую погоду? Только гулять по городу…
Узкие улочки, цветущая форзиция, барочный Кафедральный собор, множество магазинов, в том числе и неплохих спортивных – все это является преимуществом при выборе места проживания. Даже в том случае, если цель поездки – катание на горных лыжах. Ибо непосредственно над Бриксеном расположен один из горнолыжных центров Dolomiti Superski – Плозе.
Особенностью Плозе является его довольно высокое расположение – 80% всех спусков находятся на высотах от 2000 до 2500 метров, а сезон длится до середины апреля. Благодаря частым снегопадам и возможности пройти по хребту от Пфанншпитц (2505 м) до вершины Габлер (2576 м), откуда можно спуститься по нетронутым склонам до ресторана "Скихютте" и нижней станции канатной дороги на Россальм, преодолев около 1600 м по вертикали, Плозе считается неплохим местом для фрирайда.
Сам регион катания Плозе небольшой – здесь около 45 км подготовленных трасс и 9 подъемников. Первая горная хижина в районе пастбища Бюрстлингвизен была построена в 1923 году, а первая канатка – в 1950-м. Затем, после пожара, уничтожившего горный приют, в 1959 году на этом месте воздвигли первую гостиницу "Sporthotel" и кресельный подъемник на вершину Пфанншпитц. В 1964 году первый кабинный подъемник соединил деревню Санкт-Андреа с районом Кройцталь, после чего канатка пережила несколько реконструкций и сейчас ежегодно поднимает из С.-Андреа на Плозе более 500 000 человек.
Зимой 2010/11 на Россальме был построен современный 6-кресельный подъемник с подогревом сидений и защитными колпаками от ветра. Благодаря ему доступ к трассам на Пфанншпитце стал гораздо более комфортным. В настоящее время парк канатных дорог Плозе насчитывает 1 канатку гондольного типа с кабинами на 6 человек, один 6-кресельный, два 4-кресельных, два 3-кресельных, один 2-кресельный и 1 бугельный подъемник, которые поднимают к началу 15 км "синих", 20 км "красных" и 8 км "черных" трасс. Об одной из них – спуску Trametsch-Abfahrt – стоит рассказать особо.
Трасса "Трамеч" длиной 9 км является самым протяженным горнолыжным спуском в Южном Тироле. Идея этого спуска в долину возникла одновременно со строительством подъемника на Кройцталь в феврале 1964 года. Авторами идеи были тогдашний президент Общества канатных дорог Плозе Зено Джакомуцци, директор Райнхольд Кнолльсайзен и местные спортсмены Карл Валацца, Хуберт Финк и Эрнст Чимадон.
В то время на всем пространстве бывшего Тироля (включая и его австрийскую часть) была всего лишь одна горнолыжная трасса, специально прорубленная в лесу – неподалеку от Инсбрука, на горе Пачер Кофель, поэтому итальянцы были уверены в успехе своего предприятия. Не обладая абсолютно никаким опытом в деле строительства горнолыжных спусков через лес, они взялись за дело.
Главным вопросом при строительстве трассы оказался вопрос собственности, который нужно было утрясти с владельцами лесных делянок. Это было непросто, поскольку во времена правления Муссолини появилась новая структура собственности на лесные угодья. После долгих согласований Канатным дорогам Плозе удалось приобрести в собственность верхнюю часть современного спуска "Трамеч" и в 1966 году приступить к строительству нового подъемника, который заработал 6 января 1967 года. В верхней части спуск оказался довольно крутым, поэтому разрешение на строительство было получено только тогда, когда было доказано, что в соседней провинции Трентино есть столь же крутая трасса.
После установки подъемника стал понятен и дальнейший маршрут спуска. Деревья были вырублены, но повсюду торчали высокие пни. Среди строителей распространился слух о неких химических веществах, полностью растворяющих дерево, которые применили при прокладке трассы под Инсбруком. Поехали в Австрию, однако там о таких чудо-средствах не имели ни малейшего понятия.
Летом 1967 года начались первые работы по профилированию трассы. Владельцы делянок уже смирились со строительством, однако ход работ тормозили бесчисленные согласования и получение сертификатов от местных контролирующих органов. Тем не менее, дело продвигалось – большую помощь оказала армия, а финансовые вопросы были улажены благодаря Федерации зимних видов спорта Бриксена и Федерации лыжных видов спорта Италии (FISI).
Чемпионат Италии 1971 года проходил именно на трассе "Трамеч" – как это сейчас ни парадоксально звучит, знаменитый Саслонг в Валь Гардене был практически неизвестен, и для опытных горнолыжников именно спуск Трамеч представлял наибольший интерес. Верхний сложный участок, переменный рельеф и частая смена направления спуска – все это привлекало технически подкованных спортсменов.
В последнее время, точнее сказать – с 2004 года, трасса "Трамеч" подвергается постоянной реконструкции. Были тщательнее спрофилированы самые опасные места, склон расширен в угоду поклонникам карвингового стиля, на протяжении всего спуска была смонтирована система искусственного оснежения. При этом "Трамеч" не потерял своей изюминки и уникального южнотирольского характера – спуск до сих пор привлекает опытных горнолыжников, но при этом стал доступен и любителям со средним уровнем подготовки. В общем, "Трамеч" остался главным аттракционом горнолыжного центра Плозе и всей долины Айзакталь.
Подготовил Павел Черепанов, фото автора