"Я призван спасти искусство от пустоты" — одно из знаменитых высказываний Дали.
Большие формы поражают больше, в этом я убедилась побывав на очень разрекламированной выставке Сальвадора Дали в Хайфе в залах Центра Конгрессов в марте 2013 года. Прибыв на место, обнаружили извивающийся хвост очереди, часа на два стояния в этой самой очереди, как нам казалось, хотя билеты, весьма не дешевые, были куплены через интернет на определенное время. Но в результате войти в выставочный зал удалось уже минут через 25. Только попав внутрь, я поняла причину — народ, быстро пробежав по трем залам, спешил покинуть выставку. Толчея у экспонатов, полумрак (впрочем, красивый) и непрерывный гул толпы были так некомфортны, что хотелось уйти, выйти на воздух. Первое что пришло на ум – "чес", самый обыкновенный. Но с другой стороны, а если всем хочется приобщиться.
Надо сказать, выставка была устроена в с праздник Песах, неделю когда почти никто не работает, а отдыхать, как говорится, "надо". И вот народ целыми семьями, не исключая грудных младенцев в колясках ринулся приобщаться к искусству. И надо было видеть, как терпеливые израильские папы рассказывали 5-7 летним детям об утекающем в песок времени и быстротечности жизни у скульптур с мягкими, растекающимися часами.
Все, это последний раз, когда я посещаю такие многолюдные мероприятия, сказала я себе. И когда недавно, в заметке Гастрономические открытия и не только. Музей Ралли зашла речь о Дали, заглянула в папочку с названием Дали и нашла, что фотографии не так уж и плохи, и что выставка была на самом деле грандиозной, и стоила наших усилий, чтобы туда добраться. Ну, где бы я еще увидела это!
Это была грандиозная выставка (многие работы продавались) — были представлены 500 произведений, собранных со всего мира, из музеев и частных коллекций. О масштабе выставки можно судить по страховой сумме -100 миллионов долларов.
Большинство работ принадлежат Энрике Сабатеру, личному помощнику, секретарю, который познакомился с Дали в 1968 году. Будучи журналистом Энрике пришел в его дом Порт-Льигате брать интервью, и постепенно Дали проникся к нему доверием и симпатией. Сам Дали называл его "помощником и другом". Позже Сабатер занялся продажей картин и стал личным фотографом Дали – в его коллекции около 22 тысяч снимков. Сабатер и сам разбогател от продажи работ Дали — ему полагался определенный процент с продаж. Но тратил деньги, опять же, на приобретение работ в свою коллекцию. Не обошлось, в свое время, без скандалов о правах и гонорарах на работы.
Экспонаты были выставлены без ограждения, так что подойти можно было очень близко, а вот подписи к работам, важные для понимая замысла, слишком мелки, хотя были особо подсвечены.
Дали создавал свои скульптуры маленькими, используя воск как материал для лепки, в первой половине дня рисовал, а во второй лепил, использую те же персонажи что и в картинах. В 1973 году были сделаны по ним 4 серии отливок из бронзы. Кроме первой, которая осталась у коллекционера приобретшего право на отливку фигур, остальные разошлись по миру. В дальнейшем некоторые из скульптур были отлиты в увеличенном размере.
Космическая Венера — Space Venus Тающие часы и муравьи, ползающие по телу Венеры, по мысли создателя напоминают, что красота тленна, и что надо успевать ценить женщину, пока время ее красоты не истекло. А яйцо символ того, что внутри любой женщины находится целый мир, космос, который она может сотворить.
Космический слон — Space Elephant Слон несет на себе обелиск, символизирующий технологический прогресс, а для передвижения в космосе конечно же, более всего подходят высокие ноги как у жирафа или как у проворного членистоногого насекомого.
Triumphant Elephant –Триумфальный слон Высота фигуры 2,65 метра
Noboliti of tame — Величие Времени Мягкие, растекающиеся часы на старом дереве — этом вечном символе жизни, цикличности в сменяемости сезонов и непрерывности, ведь у пня всегда появляется новая поросль. Корона венчающая часы говорит о господстве времени над бытием. Рядом с деревом ангел и женщина, которая вглядывается в Неведомое и пытается заслониться от него покрывалом.
Woman Aflame — Пылающая женщина Образ всех женщин – нынешних, прошлых и будуших, с множеством выдвижных ящичков, символизирующих сознательную секретную жизнь женщины. Вот так он нас. Женщина бессильна перед страстями и пороками, символ бессилия – золотой костыль, который поддерживает фигуру сзади.
Девственница и единорог – Unicorn
Между Алисой в стане чудес и Триумфальным слоном
Контур времени — Profil of time Человек должен склониться перед времени. На циферблате профиль автора. Слеза Дали оплакивает жизнь, как тот путь во времени, который должен он должен пройти.
Прославление Терпсихоры – Homage to Terpsichore
Улитка и ангел – Snail and the Angel создана художником под впечатлением от знакомства с Зигмундом Фрейдом
Адам и Ева
Видение ангела — Vision of the Angel
Можно комментировать работы Дали цитируя самого автора.
"Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия."
"Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто."
"Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и мое безумие не без коммерческой жилки."
"Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время".
"Я столько умею, что не могу допустить даже мысли о собственной смерти. Это было бы слишком нелепо. Нельзя разбазаривать богатство."
У Дали было немало работ на тему Израиля и еврейского народа, но тридцатилетнее увлечение темой остается почти незамеченным. Так, крупнейший сайт на русском языке не упоминает ни об этих работах, ни о теме вообще. dali-genius.ru
Одна из литографий серии "Алия" – "Восхождение", (и репатриация тоже) (1968).Рисунки приближены к реальной действительности, и лишены характерных для Дали сюрреалистических образов. Серия включает 25 литографий.
Стена Плача в Иерусалиме.
Еще одна работа Сальвадора Дали, мимо которой не прошел ни один побывавший в Израиле .Это Менора — семисвечник,который установлен в аэропорту Бен-Гурион.
(фото из интернета Alex Levin) "Тебе, народ Израиля, тебе, избранный народ, вам, сыновья Авраама, Ицхака и Яакова... я сделал этот светильник и эту стену — молитесь во славу всевышнего." — запись из дневника.Наверно прав гений, утверждая что пришел в этот мир, чтобы спасти искусство от пустоты, и теперь уже можно сказать: "Дали — наркотик, без которого уже нельзя обходиться."