Выехать из отеля (Отель на границе Северной и Центральной Америк. Ч.67) смогли только в 8.20. Мы направлялись в сторону каньона Сумидеро. До поездки мы хотели выбрать тур с посещением парка Ла-Вента около города Вилья Эрмоса. В наши же сроки туры предлагали с посещением каньона, и мы сдались, тем более что опыта посещения каньонов у нас еще не было.
За окном автобуса неожиданно появилось множество ветряков. Такая знакомая для Европы картина была очень неожиданна здесь, в Мексике. В этом узком месте перешейка встречаются ветра из Атлантики и с Карибов, что способствует выработке дармовой электроэнергии. Эмилио сообщает, что наряду с добычей нефти и других ископаемых страна выказывает «приверженность к альтернативному топливу, дабы завоевать расположение Всемирного банка».
Эмилио включается в работу и продолжает рассказ об испанских завоевателях. Он будит нас своим продолжением рассказа об истории страны. Итак, растерянный Моктесума, несмотря на внешнее выражение дружбы в виде дорогих подарков, все еще не был уверен, являются ли богами бледнолицые пришельцы. Он велел проводнику провести их в город самой опасной дорогой. Опытные испанцы, используя постулат «разделяй и властвуй», взяли себе в союзники злейших врагов ацтеков, тлашкальтеков, которые весьма ретиво поддержали испанцев в период их испанского завоевания Ацтекской империи.
Разрушив Теночтитлан и Теотиуакан, большинство остальных археологических комплексов они оставили в покое. То ли им было попросту лень, то ли было сложно пробираться в затерянные места, чтобы уничтожать древние постройки, но результат сегодня радует исследователей старины. Обнаруженные постройки были описаны миссионерами-священниками, которые приезжали в Мексику, чтобы насаждать католичество. Большинству городов в стране давались испанские названия. Это было и неудивительно, так как положение дел было таково, что испанские переселенцы (пенинсуларесы – выходцы с Иберийского полуострова) приезжая в Мексику, сразу получали все: землю, дома и должности. Мексиканцы должны были безоговорочно обслуживать испанцев-переселенцев. У прибывших сюда испанцев рождались в Мексике дети, их называли креолами. Им уже ничего не давали даром, им надо было работать самим. Иногда между европейцами и коренными жителями случались союзы, от которых рождались дети. Они были третьей ступенью населения и их называли метисами. И только на последнем месте стояло коренное население, потомки великой цивилизации, потерявшие знания, науку, культуру. Не получавшие образования, индейцы делали самую тяжелую работу. В дополнение к ним в местах, где коренное население было полностью истреблено, из Африки привозили рабов. В испанских колониях в 16-18 веках существовала энкомьенда — форма эксплуатации индейского населения. Стыдливо называемая «попечением», энкомьенда, де юро обозначавшая свободу индейцев, де факто означала право использовать труд «опекаемых», требовать отработки барщины в рудниках и взыскивать с них оброк.
Официально колониальная эксплуатация была отменена королевскими указами еще в 18 веке, но это было сделано формально, и осталось только на бумаге. Переселенцы, привыкшие жить в Новой Испании чужим трудом, в большинстве случаев не умеющие даже обслуживать себя самих, были крайне недовольны таким законом. К их недовольству в 1810 году присоединились креолы. Будучи образованными людьми, знающими местные условия и традиции, они вынуждены были подчиняться правителям, назначенным Испанией, которым не были близки интересы новой страны.
В 1804 году испанская корона под давлением Наполеона объявила войну с Англией. Это вызвало необходимость финансирования, потянувшее за собой отъем земель у креолов за долги. Активное недовольство креолов возрастает. В 1808 году Наполеон принудил к отречению слабого испанского короля Карла IV, а королем Испании назначает своего старшего брата Жозефа Бонапарта, продержавшегося на троне 5 лет. Именно в этот период после оккупации Испании войсками Наполеона в Мексике развернулась антиколониальная война. Эта мексиканская война за независимость, этот вооруженный конфликт между народами Мексики и испанскими властями, длился в период с 1810 по 1821 год, и закончилась провозглашением республики в Мексике.
Делаю перерыв в рассказе, чтобы живописать, как нам повезло купить сочные плоды манго — Манго и песни мексиканской группы La Banda. Ч.69
Продолжение следует...