Чем же отличаются американские национальные парки от российских заповедников и заказников. В заповедниках, как минимум формально, действует строжайшая запретительная система. Там по сути нельзя ничего. Я не знаю досталась ли нам организационная система в наследство от коммунистов или она была таковой еще в Царской России, но суть ее заключается в невыполнимости требований. Это относится не только к делу охраны животных, это «воще»... Инженер технически не может выполнить норм техники безопасности, бухгалтер – отчитаться без фальсификаций, егерь, ничем не лучше других, он даже теоретически не может соблюсти все нормативы. Все эти люди разных специальностей виноваты, государство может их посадить в тюрьму или наказать каким либо другим образом.
Дело охраны животных в России ничем не отличается от других «дел» и поэтому любого директора заповедника можно наказать за несоблюдение законов и нормативных актов. Огромное количество никому не нужных ограничений в России, секретом не является. Ограничения эти людям точно не нужны, а животным? В России бытует мнение о том, что животные живут где то там глубоко в лесу и сразу умирают если их кто то беспокоит. Насколько это правда?
Двадцать лет путешествий по американским национальным паркам убедили меня, что животные совершено чихали на всякое беспокойство со стороны человек. Ну если подойти и пинка дать, бизон или элк конечно забеспокоятся. Поэтому если вы любите между делом отвесить пинка бизону, потренируйтесь как следует в беге и технике лазанья по елкам. С медведями я и вовсе не советовал бы экспериментировать. Если серьезно, звери в национальных парках людей не боятся и внимание на них не обращают.
Скажу вам больше, совершенно наглые белки, кролики и многочисленные пернатые обитающие в моем дворе, не согласны с тем что это мой двор, они думают что это их столовая и успешно сжирают все что там произрастает. На мои крики или размахивание руками имитирующее метание камней они плевали. Если подойти ближе чем на три метра, лениво убегут. Мне как то объясняли в российском заповеднике, что если побеспокоить животных в период спаривания они совершено перестают размножаться. Кто бы испугал моих кроликов... Ни черта они не боятся.
Животные в Америке живут не только в национальных парках, они вполне спокойно живут в городах, куда их, собственно, никто не приглашал и где их никто и не думал охранять. Олени совершено спокойно гуляют по улицам и очень обижаются если автомобилисты им сигналят. Я подчеркну, не пугаются, а обижаются и похоже что их потенция от этих сигналов ни сколько не снижается. Кроме оленей в городах множество енотов, всяких диких кошек, в южных приморских городах с большими дренажными системами (Нью Орлеанс, Хьюстон) крокодилы. Не кажется ли вам что защищают российских животных совсем не от той напасти которая для них действительно страшна.
Дикие животные боятся в когда их убивают, если у них нет опыта агрессии со стороны человека, они его совершенно не боятся. В большинстве случаев, они подпускают на расстояние предполагаемого прыжка и эти меры безопасности считают вполне достаточными.
Колоссальные территории российских заповедников изъятые из промышленного и сельскохозяйственного по пользования в большинстве случаев охраняют пустоту и пустота эта вовсе не следствие избыточного количества посетителей, на мой взгляд это просто не правильная организация хозяйства.
Статья является частью цикла посвященного охране животного мира, начало — Где живут звери?