В Кирилло-Белозерском монастыре я оказался в самый что ни на есть низкий сезон – в конце октября. Золотая осень уже закончилась и погода стояла препротивнейшая – день дождь – день снег. Поэтому посетителей на территории монастыря не то чтобы почти – вообще не было, за исключением, разумеется, меня. Правда, экспозиции работали, но фотографировать там нельзя.
Первое что бросается в глаза при осмотре Кирилло-Белозерского — это его размеры. Очень крупный монастырь. Сегодня, в отличие от Ферапонтова, который полностью является музеем, в части Кирилло-Белозерского идет монастырская жизнь. Вот такой план имеется на официальном сайте музея.
Церкви принадлежит "правый" — южный (монастырь изображен со стороны Сиверского озера и план не совпадает с расположением сторон света) угол территории. Там действует ИВановский монастырь. Вообще, в плане весь комплекс монастыря напоминает бабочку. Причем восточная часть, находящаяся на небольшом полуострове, где расположены основные музейные экспозиции и большая часть построек, и западная, "континентальная", где находится действующий монастырь, а также открытое пространство, на котором, если я правильно понял, проходят все праздники, отделены друг от друга сплошным комплексом построек и дополнительной оградой.
Со стороны города в первую очередь, разумеется, попадаешь в восточную часть. Причем расположенные за пределами крепостной стены Казанские собор и часовня, вполне воспринимаются как часть монастыря.
Восточная часть
Сооружение, напоминающее деревянную теплицу, это работа бригады реставратора А.В. Попова — церковь Ризположения из села Бородава, привезенная сюда, на музейную территорию, несколько десятилетий назад. Эта церквушка – САМОЕ ДРЕВНЕЕ ДЕРЕВЯННОЕ СООРУЖЕНИЕ РОССИИ, имеющее точную датировку — 1485 год. Есть еще Часовня Воскрешения Лазаря Муромского монастыря в Кижах, но о ней известно только то, что она построена в 14 веке — не точнее. На фотографиях очень хорошо видно, в чем заключается суть реставрационного метода полного перебора. Как известно, старинные деревянные храмы строились без гвоздей. Для реставрации конструкцию надо полностью разобрать и обмерить, а пришедшие в негодность детали вытесать заново. Деревянный дом не может стоять вечно, но при такой реставрации — ему можно продлевать жизнь неограниченно долго.
Такой метод при одном условии допустим даже для реконструкции памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО: конвенция, определяющая условия их сохранения, разрешает до 20% единовременной замены деталей, но в случае использования аутентичных инструментов — хоть сколько угодно.
Уже после перенесения церкви Ризположения на территорию Кирилло-Белозерского монастыря это не первая реставрация. Причем считается, что после завершения работы бригадой Попова церковь будет выглядеть намного ближе к своему изначальному виду. А "теплица" защищает церковь от непогоды, пока не настлана крыша.
Прямо за этой церковью располагается действующий Ивановский монастырь. На фоне общей площади он выглядит скромно.
С северной стороны видна ограда, за которой западная, музейная часть. Она снаружи выглядит как детинец, несмотря на то, что большая, по периметру, крепостная стена у всей монастырской территории общая. Причем ограда, разделяющая две половины монастыря, по площади, кстати, почти равные, включает каменный забор и функциональные здания, а вовсе не крепостную стену. В центре ее — Церковь Иоанна Лествичника со святыми воротами, богато расписанными изнутри. По краям с севера — казенная палата, а с юга — кельи.
Внутри впечатление, что западная половина — это своеобразная цитадель, еще усиливается благодаря тому, что плотность застройки, по крайней мере, сохранившейся, здесь намного выше. Центром является группа церковных построек: Успенский собор, церкви Кирилла Белозерского, и Введенская, Архангела Гавриила а также трапезная палата. Почерк зодчих Русского Севера — вычурный и одновременно строгий — чувствуется. Интересно, как им удавалось это совмещать? Прям как в школе — белый верх и черный низ. В смысле, с низу глыба, сверху — красота. Еще у меня возникла нехорошая ассоциация с крысиным королем — лишь в том смысле, что несколько разных храмов, слепленных в единый комплекс, удивительным образом срослись в нечно сказочное. Дворец Салтана? Град Китеж? Так или иначе, мы все с детских книжек представляем себе такую архитектуру. Хотя в России, где места полно, такое явление типичным и не является.
Справа "административное здание" архимандричьих келий очень интересное. Фасад, выходящий на соборы, XVIII века, а фасад, выходящий к стене — XVII. Посмотрев с двух сторон, нельзя сказать, что это один дом. И только с торцов видно, где проходит граница между обличьями этого "двуликого Януса". Близкое Сиверское озеро ощущается — многие постройки "едут". Стены укреплены подпорками.
Если пройти между церквями и архимандричьими палатами, можно попасть к "пищеблоку" — поварне и поварским кельям.
А там уже — и выход к озеру близко — Водяные ворота с надвратной Преображенской церковью. Сырой и холодный, октябрьский тот день на берегу холодного озера показался особенно промозглым. Даже сейчас при взгляде на фотки штампы вроде "седое озеро" и "свинцовые тучи" упорно лезут в строку. Тем более, что на берегу дождевые капли полезли мне в объектив с каким-то особым остервенением — ветер у воды. К тому же было уже часа четыре. А музеи работали до пяти. Так что дело катилось к вечеру.
Между прочим, на фотографиях видно, насколько стена, выходящая на озеро (в центре) ниже стены, выходящей к городу (справа). ТАк же кстати, и в Московском Кремле — самая высокая стена — та, которая выходит на Красную Площадь. (остальные были защищены реками — Москвой и Неглинкой).
Жалко, что нельзя снимать в музеях. Музейные экспозиции тут скрываются почти за каждой дверью. История Кириллова и окрестных земель, монастыря, церковная утварь, предметы быта, оружие и доспехи. Всего очень много. Ну и ладно — если кто-то прочитает эту запись, то пусть задумается — а не съездить ли в Кириллов. Только ради бога — с мая по сентябрь. Или зимой.
P.S. Думал чем бы закончить. Пусть крайним кадром будет памятник пожарным и спасателям возле местного МЧС.
Оригинал в моем ЖЖ