Оставшись без хозяина, Кревский замок постепенно приходит в упадок. Еще в 1470 г. замок был назван в числе шести сильнейших крепостей ВКЛ. Но в самом начале XVI в., во время набегов крымских татар, замок был сильно поврежден. В 1519 г. его заняли московские войска, но вскоре они ушли из Беларуси. В 1526 г. немецкий дипломат, посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн, проезжая через Беларусь, писал, что: «Крево — пустой каменный замок рядом с местечком».
Позднее, в 1564 году, в Крево жил 36-летний русский князь Андрей Михайлович Курбский. Об этом упоминается и в «Думах» Кондратия Рылеева:
На камне мшистом в час ночной,
Из милой родины изгнанник,
Сидел князь Курбский, вождь младой,
В Литве враждебной грустный странник.
Позор и слава русских стран,
В совете мудрый, страшный в брани,
Надежда скорбных россиян,
Гроза ливонцев, бич Казани...
Рылеев, конечно же, был неправ, говоря о «Литве враждебной» к Курбскому. Как раз наоборот: Литва и Польша почти на 20 лет стали прибежищем для Андрея Курбского, впавшего в немилость и гонимого Иоанном Жахливым, как называли Ивана Грозного на этих землях. Бросив в Юрьеве Ливонском (ныне — Тарту) 9-летнего сына и жену, Курбский перешел под покровительство великого князя литовского и короля польского Сигизмунда ІІ Августа, который дал ему во владение Ковель и Кревское староство. И это при том, что Статут 1529 года запрещал иностранцам владеть собственностью и занимать государственные должности в княжестве, но по соображениям высших государственных интересов для Курбского было сделано исключение.
Курбский оставил после себя богатейшее письменное наследие. Это прежде всего «История великого князя московского», 4 послания к Ивану Грозному, а также многочисленные послания к другим лицам, полемические произведения, переводы и т.д.
Вот, например, что пишет Курбский царю-тирану: «Мы расстались с тобой навеки.Но слезы невинных жертв готовят казнь мучителю. Бойся и мертвых: убитые тобой живы для Всевышнего, они у престола Его требуют мести. Не спасут тебя воинства; не сделают бессмертным ласкатели, бояре недостойные, товарищи пиров и неги, губители души твоей, которые приносят тебе детей своих в жертву!»
Впрочем вернемся к истории замка.
В 1559 году городок Крево получает магдебургское право — право на самоуправление, которое просуществовало до разделов Речи Посполитой. Деревянную ратушу выстроили прямо в замке. Тут же находилась и резиденция старосты. В качестве герба использовался геральдический знак «Лелива» : на голубом поле серебряная шестиконечная звезда и золотой месяц, повернутый рогами вверх. Этот герб был распространен среди шляхетских родов в окрестностях Крево. Его активно использовали и татары, так как он отвечал мусульманской символике. А может быть, именно благодаря татарам, которых поселил в городе еще Альгерд в 1362 году, Крево и удостоилось такого герба..
К ХVІІІ веку это было развитое торговое местечко, в котором преобладало еврейское торгово-ремесленное население.
Войны середины ХVІІ — начала ХVІІІ столетия принесли Крево и замку сильные разрушения и большие людские потери: во время войны XVII в. с Россией, Крево было разрушено, половина населения погибла. Замок потерял свое оборонительное значение. Сильно разрушилась Княжеская башня, крыша и перекрытия сломались, обвалилась часть восточной стены...
В таком виде замок и застал Наполеон Орда. Друг Мицкевича и Шопена, автор интересных полонезов, чье музыкальное творчество благословил гениальный Ференц Лист, — Наполеон Орда увлекался и живописью, главным образом архитектурным пейзажем. Именно благодаря ему у нас остались свидетельства о многих знаменательных местах и памятниках архитектуры.
Последний раз Кревский замок выполнял свою оборонительную функцию во время первой мировой войны. Через Крево проходила линия фронта, на два года поделив местечко на две части. Замок вошел в состав немецких укреплений. Не сладив с немецкими укреплениями с помощью обычных гранат, русские войска построили специальную узкоколейку и подвели к Крево корабельную артиллерию. Можно только представить, во что превратило замок оружие XX века! Много лет спустя археологи находят в руинах замка снаряды времен 1-й мировой войны.
Жители Крево тоже внесли свою лепту в разрушение замка. Они разбирали замок на кирпичи. Остановил этот грабеж несчастный случай: одному из грабивших замок кирпич попал в лоб и убил на месте (здесь можно вспомнить о похожем случае со студентом в Гольшанах).
Кревский замок и костел зимой 1915-1916 гг. Фото из книги 3-го пехотного полка 16-й Ландверной дивизии
Замок все больше разрушался. Помочь ему могла только реконструкция или хотя бы консервация, которая кстати проводилась поляками в 1930-х годах, когда эта территория входила в состав Польши.
В 1937 году Крево посетил Ян Булгак, белорусский этнограф, фольклорист, мастер краеведческой фотографии и пейзажа
Ян Булгак стал свидетелем укрепления стен замка в 1930-х годах. Похоже, поляки думали сделать реставрацию этого замка в межвоенное время.
Однако, Вторая мировая война внесла свои коррективы. А после нее замок стал полностью заброшен и никому не нужен, что и продолжается, к сожалению, на сегодняшний день.
P.S. информация взята из белорусских сайтов(в т.ч. palac.by) и текстов экскурсий А.Г.Варрава
Начало истории про Кревский замок:
История Кревского замка. Часть 1: зарождение исполина
История Кревского замка. Часть 2: о князьях и подземельях
А о том каким увидели его мы — вы увидите здесь:
Кревский замок: сегодняшний день