Следуя меткому выражению Георгия Иванова Маркова "в иммиграции не зонтиков же бояться", я снова вернулся в Сиэтл. В Сиэтле как всегда дождь. А где был я, где был, сейчас расскажу.
Из года в год, летая американскими авиакомпаниями, я замечаю, что еда в самолёте становится не только всё хуже, но и меньше и меньше, а стюарды, наоборот, становятся больше и больше. Это наталкивает на мысль о том, кто всё съел.
Сделав пересадку в самом некрасивом городе планеты, или, как говорят жители Пенсильвании, в Филадельфии, я оказался в самолёте на Париж. Сужу о Филадельфии я, ясное дело, исключительно по аэропорту.
Катаясь на горных лыжах на альпийском курорте Альп-д’Юэз (пришлось, так как на западном берегу США в этом году снега решили не завозить), я узнал, что если группа медленно движется по раскатанной трассе параллельно подъёмникам на рандонэ лыжах вверх, то это солдаты французской армии.
В городе Гренобль я узнал, что появление двойной радуги на небесах – верное предзнаменование того, что настоящую камеру забудешь дома и придётся фотографировать на телефон.
В соседнем горном массиве Шартрез НЕ повстречал знаменитого французского козла даху. Возможно, вы никогда не слышали, но даху – редкое парнокопытное животное, красно-книжный подвид альпийского горного козла capra ibex, удивительнейшим образом приспособленный к жизни на крутых склонах высоких Альп. Одна пара его ног короче, чем другая пара, но не передняя короче задней, как у кенгуру. У самки вида, или laevogyrous dahu, левая пара ног короче правой пары, что позволяет ей эффективно подниматься по горе против часовой стрелки. Самцы dextrogyre dahu, наоборот, имеют ноги короче с правой стороны, что позволяет им следовать по тропам в противоположном направлении и встречать самок.
Первые описания даху дошли до нас из глубокой старины. Из летописей известно, что в 1605-ом году маршал французского короля Генриха IV передал картезианским монахам неизвестно каким образом найденный манускрипт под названием "эликсир долголетия". Смешав более 130 различных трав, монахи получили красивый зеленый алкогольный напиток 55 градусной крепости, который немедленно выслали на проверку его медицинских свойств в соседний город Гренобль. Местные жители моментально излечились и потребовали ещё. А зимой того же года биологи встретили и описали первого известного человеку даху. На всякий случай, с тех пор рецепт напитка шартрез хранится в секрете и известен в каждый момент времени только двум монахам.
В связи с редкостью даху, на численность которого отрицательно повлияло глобальное потепление и уменьшение легальных норм алкоголя в крови французских водителей, охота на вид в наши дни считается уже практически утерянным искусством, однако известно, что она требует слаженной работы как минимум двух, а ещё лучше трёх охотников. Следуя наиболее популярному методу, один охотник должен встать под горой с большим мешком, в то время как второй охотник, искусно имитируя крики даху, следует за даху по склону. По легенде, в определенный момент любопытство даху обязательно перевесит, он попробует обернуться, потеряет равновесие и покатится вниз по склону. Обоим охотникам в этом процессе необходимо быть крайне осторожными, ведь у даху крайне развит нюх, так что рекомендуется как минимум за полчаса до начала охоты держать руки и ноги в холодной быстрой воде альпийских ручьев. Знатоки утверждают, что особенно успешно этот метод работает с ноября по февраль.
Но я отвлёкся.
Гулял по трабулям в старом Лионе.
В городе Авиньон стоял на средневековом французском мосту, от которого остались только две арки, а потом, тем же вечером, побывал у древне-римского акведука, который сохранился практически полностью. Это плавно подводит меня к следующей теме: французские машины.
Французские машины – это шок. Знаете, в штатах иногда можно увидеть на улицах машину Смарт, и она всегда выглядит очень смешно. Так вот, во Франции Смарт – это практически нормальная, средняя такая, машина. Двух-дверных машин заметно больше чем четырех-дверных (первое, что тебе говорят в США ,когда ты покупаешь машину – ни в коем случае не брать двух-дверную, так как ее невозможно потом продать). Некоторые модели автотранспорта легко умещаются на велосипедную дорожку.
Паркуются при этом люди в сантиметрах друг от друга. На холмах. И о ужас, о ужас. У людей нет автоматических коробок. Вообще. Вот так. Во всем парке машин у Avis не нашлось ни одной с автоматической коробкой. У Hertz автоматическая коробка была только в категории BMW/Mercedes. Но мне хотелось попробовать французскую машину. И я попросил французскую. Лучше бы я этого не делал. Вежливая девушка с английским флажком на заколке (при этом не говорящая по-английски) выдала мне ключи от Peugeot 308 e-HDi и назвала её полноразмерной машиной (по мощности чуть слабее и по размеру чуть меньше, чем моя королла).
Такого чуда техники я ещё не видел. Нет, некоторые вещи даже ничего. Сама включает дворники, когда дождь (выключить нельзя). Складывает автоматически зеркала при парковке (очень полезно во Франции). Паркуется с помощью сенсоров и показывает расстояние до соседних предметов. Экономит топливо (3-4 литра на 100 км).
Но назвать этот автомат автоматом нельзя даже в страшном сне. Мне нравится автомат потому, что я не хочу думать о передачах. Этот автомат мне всегда показывает, какую передачу выбрал (и ее можно вручную потом поменять). У этого автомата нет парковочной передачи. И главное чудо – это чудо моментально выключает мотор, когда машина начинает останавливаться (меньше 20 км в час). Больше всего я не люблю мануал, потому что я не люблю катиться вниз, трогаясь с холма. Когда останавливаешься на холме, Peugeot 308 моментально глушит мотор и начинает катиться вниз.
Особенно было страшно, когда я только взял эту машину и должен был выехать с минус пятого этажа подземной парковки. Там узкие коридоры и резко вверх. Я аккуратно подъезжаю на самой низкой скорости, машина моментально глохнет и катится назад. Я жму на газ. Машина заводится. И снова глохнет. И так далее. Я понимаю, что это ради экономии, я не понимаю, как это может ездить.
То есть с одной стороны здорово, что за три дня машина истратила только полбака. С другой стороны заправить потом полбака мне обошлось в Париже в 50 евро.
Но я опять ушёл от темы.
На площади у папского дворца в Авиньоне узнал о смерти человека, который оказался абсолютно ничем, кроме этой таблички, не примечательной личностью (какая-то французская националистка).
На камине дворца французского короля Франциска I побывал Коля Тимченко. Привет Колян! (Надеюсь, не слишком невежливо, что я на ты).
У средневекового готического собора в Шартре (ха, я раньше думал, что Парижский Нотр-дам – это круто!) я встретил настоящую крысу. Крыса подбежала познакомиться, залезла на ботинок и даже чуть-чуть полезла по штанине, но потом я дёрнулся, крыса передумала и убежала. И вот по этой нелепой по сути случайности ваш покорный слуга лишился шанса стать великим французским поваром.
У замка Шенонсо я впервые увидел инвалидную коляску Порш.
Ночевал в замке Шантелуар с собакой по имени Дюк.
Узнал, что иногда фрагмент кладки 11-го века говорит больше о современной культуре, чем о культуре прошлого (сфотографировано в замке Амбуаз, неподалёку от места захоронения Леонардо да Винчи).
В магазине в пригороде Блуа купил вкусный пирог и чуть не сломал об него самую дорогую часть своего организма – зуб. Внутри теста нашлась маленькая фарфоровая фигурка Астерикса. Я очень люблю этого героя. Но от такого уже отвык. В США запрещён к продаже киндер-сюрприз, потому что дети якобы могут подавиться игрушкой.
Был ещё в десятке других замков, ел мёд, ел хлеб, ел сыр. Расскажу постепенно.
А теперь вернулся домой и снова шок. Да, леса здесь красивые и деревья не такие мелкие спички-недомерки, как во Франции. Да, машины автоматические. Но еды же съедобной ну вообще абсолютно нет, как жить-то так можно.
Декабрь 2011