Самый знаменитый снимок Евгения Халдея – это, конечно, «Знамя над Рейхстагом», ставший символом победы в войне. И многие думают, что на нем изображены те самые Егоров и Кантария во время водружения официального Знамени Победы. Но на самом деле все было по-другому. «Знамя Халдея» не было официальным знаменем Победы. Фотография от начала до конца постановочная, что, разумеется, совсем не умаляет её художественной и исторической ценности. А лишь рассказывает о репортерской смекалке и желании сделать кадр своей жизни.
Знамя Халдей «пошил» еще в Москве, позаимствовав три красных скатерти в столовой ТАССа. Первые два он «установил» и снял на крыше аэродрома Темпельгоф и возле колесницы на Бранденбургских воротах. Но в историю вошло третье знамя, водруженное фоторепортером 2 мая 1945 года над Рейхстагом. Помогали ему первые попавшиеся бойцы – Алексей Ковалев и Абдулхаким Исмаилов. Фотография облетела весь мир, была напечатана в сотнях, если не тысячах газетах и журналах. Правда, ретушёрам пришлось немного попотеть, замазывая на снимке трофейные ручные часы у бойца Исмаилова, которых было две пары – на левой и правой руках.
Но оказывается это не было экспромтом, Халдей к этому снимку буквально шел в течении года, последнего года войны. Это видно на его памятной экспозиции, которая в настоящий момент развернута в МАММе:
1944, Керчь, завод Войкова – бойцы срывают свастику и водружают красный флаг.
1945, февраль, Будапешт, крыша Парламента.
1945, Берлин, Темпельховский аэродром.
1945, Берлин, Рейхстаг
Кстати, сходите на выставку, даже если знакомы с творчеством этого легендарного фоторепортера. Мне, например, было очень интересно сравнить два его периода – военный и мирный. Если с войны Халдей привез десятки выдающихся кадров, то в послевоенное время, несмотря на знаковые съемки и командировки по всему миру, репортера как подменили – суконная советская фотохроника в стиле глянцевого журнала для Запада «Советский Союз»…
Анатолий Струнин