Всем сердечный привет!
Кто читал мою заметку «Здравствуй храм» turbina.ru/q/memo/54502/autho…, наверное вспомнит одну ремарку, которую я позволю себе повторить сейчас:
«История возникновения монастыря за много веков обросла легендами и мифами. Как по мне, об истории обители можно рассказывать бесконечно много, значит подробно. Но предвижу, что не всем интересна будет такая детализация, поэтому постараюсь ужаться без вреда для содержания. Скорее всего, я еще расскажу отдельной заметкой в своем блоге о некоторых подробностях древней истории обители. Здесь же ограничусь краткими сведениями.»
Сегодня, как и обещал, продолжу разговор о Михайловском Златоверхом монастыре.
Если учесть, что в тысячелетней давности найти письменные свидетельства реальных участников (а значит и свидетелей) событий давно минувших лет практически невозможно, то можно говорить, что история обители еще изобилует и загадками. ( Очень мне понравилось одно утверждение талантливой писательницы, киевлянки Лады Лузиной: — Вся история строится на допущениях типа: «принято считать»).
О тех давних событиях, связанных с Михайловским Златоверхим, единственно реальным свидетельством «принято считать», как я уже говорил, записи перволетописи — Повести временных лет Нестора — летописца. Потом были еще другие летописи, но в основу всех их были положены события, описанные в перволетописи Но никто не знает достоверно, какими свидетельствами пользовался Нестор («принято считать», что они утрачены).
В заметке я выложил фотку одного экспоната – диорамы, которая дает общее представление о монастырском дворе тех времен
(turbina.ru/q/photo/1/1365178/).
Понятное дело, что это реконструкция, основанная на исследованиях и научных моделях современных ученых («Принято считать»!).
Как я уже писал, существуют две основные версии возникновения Михайловского Златоверхого монастыря.
Первая версия (считается основной) базируется на нескольких записях Несторовской летописи «Повесть временных лет», из которых главной считается запись за 1108 год всего-то длиной в одну строчку: «Заложена была церковь святого Михаила, Святополком князем, 11 июля».
И вот здесь я должен отметить, что почему-то во многих источниках повествование об истории возникновения Свято – Михайловского монастыря начинается необычно и как бы издалека, а именно с основания на этой местности Великим князем Изяславом Ярославичем – сыном Ярослава Мудрого (в крещении-Дмитрием) монастыря и церкви c именем в честь своего ангела- хранителя и покровителя Святого Дмитрия Салунского.
Почему? Какая связь Михайловской обители с Дмитриевским монастырем?
Ни мне, ни другим так и не удалось отыскать в летописных документах ни даты закладки, ни даты освящения Дмитриевского монастыря. Однозначно только могу сказать, что монастырь и церковь создавались в период: 1054-1078 гг., то есть в годы княжения Великого князя Изяслава Ярославовича, младшего сына Ярослава Мудрого.
У Изяслава Ярославовича было два сына: старший Ярополк и младший Святополк.
Известно, также по летописным данным, что в том же отцовском Дмитриевском монастыре старший сын Изяслава, Ярополк (в крещении Петр), заложил церковь Св. ап. Петра, в которой, еще не законченной, и был погребен в 1086 году.
А Святополк, в 1108 году также на землях отцовского Дмитриевского монастыря заложил, как я упоминал выше, Михайловскую златоверхую церковь. И таким образом с 1108 года на территории Дмитриевского монастыря какое-то время существовали три церкви: св. Дмитрия, св.Петра и св. Михаила.
Замечу, что уже после публикации заметки о монастыре я нашел этому факту еще одно подтверждение в виде двух старинных карт, из которых четко видно, что на территории монастырского двора размещены два храма: церковь Святого Дмитрия и церковь Святого Михаила.
В 1128 г. Дмитриевскую церковь переименовали в церковь св. Петра (Почему, с какой радости – первая загадка!?). Ответ я нашел в книге протоирея П.Лебединцева: «Дмитриевский монастырь устроенный в Киеве Великим князем Изяславом Ярославовичем». (kievin.ru/pages/buisnes/lib/k…)
Главная причина и, так сказать, побудительный мотив заключались, на мой взгляд, в борьбе светской и духовной власти за влияние на киевлян. Во времена Киевской Руси монастыри были двух типов: общежительные (киновии) и княжьи (ктиторские). Общежительные монастыри укрепляли свой авторитет и влияние духовными трудами: пощением и молитвенными подвигами своих иноков, а силу – прибавлением земель. К ним, в первую очередь, относился Киево — Печерский монастырь.
Великий князь Изяслав Ярославович укреплял авторитет и силу своего княжеского (ктиторского) монастыря чисто светскими методами: используя, как сейчас говорят административный ресурс, перевел из Печерского монастыря в свой Дмитриевский монастырь «перваго игумена печерскаго» Варлаама, сына одного из своих бояр, надеясь тем самым значительно поднять вес своего монастыря. Таким образом, он первым начал «военные» действия против Печерской обители.
«Этим перемещением, по замечанию летописца, он думал умалить славу Печерского и возвысить в глазах народа значение своего монастыря. Но Печерский монастырь был знаменит не одним Варлаамом, и мало потерпел от его перемещения. Вторым игуменом Дмитриевского монастыря был Исаия из постриженцев того же Печерского монастыря, избранный в эту должность также самим Великим князем Изяславом. Не щадил Изяслав на свой монастырь золота и серебра, как упоминает о сем периоде Нестор, противополагая богатство Дмитриевского монастыря скудости Печерской обители».
Теперь ответный ход был за печерскими иноками. Через 40 лет после захоронения Ярополка,старшего сына Изяслава , с церковью Св. Петра случилось нечто необычайное. В 1128 году, по свидетельству Лаврентьевской летописи, «печеряне» (т. е «иноки печерского монастыря) переяша церковь св. Дмитрія «и нарекоша ю святого Петра съ великимъ грехомъ и неправдою». Обратите внимание — с великим грехом и неправдою!
Как объяснить этот захват и переименование великокняжеской церкви печерскими иноками? Зачем было переименовывать церковь св. Димитрия в церковь Св. Петра, когда рядом с ней была церковь во имя этого святого? Повод к захвату печерянами Дмитриевского монастыря дали:
1)Несложившиеся отношения между Великим князем Изяславом и Основателем Киево-Печерского монастыря преподобным Антонием Печерским, на которого Изяслав «начал гневаться из-за Всеслава» (есть такая запись в летописи за 1074 года).
2)Особые отношения к Печерскому монастырю дочери строителя церкви св. Петра, Ярополка Изяславича, Анастасии. Ле¬топись говорит, что она, живя во вдовстве 40 лет и питая собенную любов и уважение к преподобному Феодосию, всю жизнь свою, и отцовские, и мужнины волости , 700 гривен серебра и 100 золота и все свое имущество отдала Печерскому монастырю. Княгиня Анастасия овдовела за 40 лет до своей кончины. Захват же Дмитриевского монастыря печерянами случился на 10 году ее вдовства, когда она успела уже отре¬шиться от земных стяжаний.
Естественно, что вместе с этим она могла передать Печерскому монасты¬рю и свое право на Дмитриевский монастырь основанный ее дедом и две церкви –Св.Дмитрия и Св. Петра, в которой находилась гробница ее отца, Ярополка.
Известно, что Печерский монастырь расширял свои владения, подчиняя себе меньшие монастыри с их строениями, зем¬лями и другими угодиями. Но зачем, получив во владение Дмитриевский монастырь, печерянам понадобилось при этом переименовывать церковь Св. Димитрия в церковь Св. Петра?
Можно предположить (принято считать), что церковь Св. Петра после смерти Ярополка так и осталась не законченной, либо обрушилась от непрочности постройки (такое тоже случалось в те времена). В первом случае надо было достраивать, во втором – строить заново. Монахи Печерского монастыря, став владельцами Дмитриевского монастыря и двух церквей: Св. Дмитрия и Св. Петра нашли третий вариант отвечающим их интересам. Увековечили память родителя благодетельницы (Анастасии) князя Ярополка, переименовав цер¬ковь Св. Димитрия во имя того святого, имя которого он носил (Св. Петра) и одновременно отомстили Вел. Князю Изяславу за обиды нанесенные им преподобному Антонию Печерскому. С тех пор (с 1128 года) более о Дмитриевском монастыре в летописи упоминаний не найдено.
Когда писал эту заметку, все время мучила одна проблема: — как мог образоваться Михайловский монастырь на землях Дмитриевского монастыря, имея на этой местности только одноименную церковь? Опять загадка!
Для себя я нашел только два способа объяснить это противоречие.
Я предположил, что земли монастырской слободы, прилегающие к крепостным валам и стенам Верхнего города, с момента заложения Михайловской церкви были разделены на земли Дмитриевского и Михайловского монастырей. Это ясно видно на картине-диараме. (turbina.ru/q/photo/1/1365178/) По линии границы расположены деревянные постройки монастырей.
Но возникает вопрос: если это так, то почему в летописи на этот счет отсутствуют какие-либо записи? Когда и куда вообще делся Святой Дмитрий. Опять упираемся в тайну, покрытую сединой веков!
При изучении старинных карт, всплыла еще одна интересная деталь. На территории Михайловской обители кроме уже рассмотренных и в заметке, и в данном дополнении церквей (Св.Дмитрия, Св.Петра, св.Михаила, Св. Иоанна Богослова) существовала еще одна церковь – надвратная церковь во имя Трех Святителей северных ворот. Остатки ее фундаментов вскрыты археологами и хранятся под стеклянным шатром возле Варваринского корпуса (хорошо видно на фотографии монастырского двора, снятой с колокольни собора).
Во время восстановления обители церковь Трех Святителей по новому воссоздали во 2-м ярусе колокольни, но служит она не регулярно.
В заметке я упустил рассказать о памятном знаке, который расположен слева от Святых ворот. — о памятнике жертвам голодомора 1932-33 гг.
В 1932-1933 гг. на Украине был массовый голод охватывавший обширные территории Украинской ССР и приведший к значительным человеческим жертвам. Голодомор на Украине является частью общего голода в СССР в 1932-1933 гг.
Точных данных по количеству погибших во время голодомора на Украине нет. В электронной версии Энциклопедии Британника приводится диапазон от 4 до 5 миллионов этнических украинцев, погибших в СССР в 1932-1933 годах.
Как среди историков, так и политиков, на данный момент не достигнуто общего мнения в отношении причин, повлекших за собой Голодомор. Существует точка зрения, согласно которой голод на Украине был вызван сознательными и целенаправленными действиями советского руководства по подавлению этнических украинцев. Одновременно высказывается мнение, что эти события являлись непредусмотренным следствием проведения индустриализации, радикальных экономических реформ и неурожаев в конце 20-х — начале 30-х годов XX века в СССР.
После распада СССР и обретения Украиной независимости тема массового голода вышла из подполья. Во многих городах украины поставлены памятники жертвам голодомора.
Кроме памятника у входа в Михайловский Златоверхий монастырь в 2009 г. в парке Вечной Славы был открыт мемориальный комплекс посвящённым жертвам голодомора. Но об этом в следующем посте.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Да, я с Вами полностью согласен и мыслю также.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.