В Мурманск я прилетел поздно, и на территорию порта проходил уже ночью. Августовские ночи в заполярном Мурманске короткие и светлые. Темнота опускается на воды бухты и окрестные сопки лишь на короткое время. Ночью становится прохладно, изо рта при выдохе появляются облачка пара, сказывается близость Арктики.
Ледокол пришвартован на северной окраине Мурманска, где архитектурными доминантами являются высоченные трубы судоремонтного завода. Из труб не идет дым – судоремонтный завод загружен работой гораздо меньше, чем в былое время. Ещё сравнительно недавно старые суда предпочитали не ремонтировать, а продавать в качестве металлолома. Сейчас ситуация меняется. Подтверждение тому – непрекращающийся ремонт «Адмирала Кузнецова», единственного авианосца российского флота, стоящего по соседству с нашим «Ямалом». Этот порт, с военными и атомными гражданскими судами, одна из самых серьёзных и охраняемых «парковок» страны. На режимной территории фотографировать запрещено, но для журналистов иногда делают исключение.
На следующий день мы, пассажиры «Ямала», прошли обязательный инструктаж. Узнали как надевать спасательный жилет и что делать в случае сигналов «радиационная опасность» или «человек за бортом». Радиационная опасность, судя по всему, нам не грозит. Фон на атомном ледоколе, находящемся в рейде, меньше, чем нормальный радиационный фон города. А человек, выпавший за борт в высоких широтах Арктики, скорее не утонет, а ударится об лёд.
После инструктажа была пресс-конференция. Начальник арктической экспедиции Владимир Соколов отвечал на вопросы журналистов. «СП-36» дрейфует уже год и сейчас приближается к проливу Фрама, где начинают разрушаться льды. В этом году скорость дрейфа была в 2-2,5 раз выше, чем обычно. Виной тому не таяние льдов, с 2007 года эти процессы затормозились и приобрели неустойчивый характер. Переводя с научного языка, это означает, что сейчас нельзя сказать, тает ли Арктика или наоборот замерзает. Зато участились циклоны, в том числе ливневые. Дождь на северном полюсе – вполне реальное явление. Под воздействием циклонов льдина пережила несколько катаклизмов, станцию даже хотели эвакуировать раньше намеченного срока, но обошлось. После снятия СП-36 ледокол направится в сторону острова Врангеля для организации новой станции. В районе хребта Менделеева уже найдена подходящая льдина около 13 километров в диаметре. «СП-37» продолжит работу предшественницы в области изучения климатических изменений, это задача планетарной важности.
В свободное время я отправился изучать атомоход. В лабиринтах его коридоров, лестниц и служебных помещений нашлись два спортивных зала, бассейн с сауной, столовая и кают-компания. На корме стоял вертолёт, палубой ниже матросы удили рыбу.
- Неужели тут что-то водится? - с сомнением посмотрел я на бензиновое пятно, плывущее по поверхности воды.
- Грязь тут только сверху, - с уверенностью заявил Сергей, 47-летний старший мастер КИП (контрольно-измерительных приборов), побывавший по его словам на северном полюсе уже 30 раз. – Внизу рыба не успевает этой гадости наестся. – И гордо продемонстрировал целый пакет мелких рыбёшек.
Что ж, в дальний поход действительно нужно готовиться на берегу. На Северном полюсе рыбу уже не половишь.
Дневник готовился для журнала ГЕО.