Всем дружеский привет!
После публикаций на страницах Турбины своих двух заметок и одной записи в блоге
turbina.ru/authors/piksel/tra…, turbina.ru/authors/piksel/tra…, turbina.ru/authors/piksel/tra…
о Святых горах у меня появился повод рассказать о замечательном человеке, выдающемся деятеле искусств — Иване Петровиче Кавалеридзе.
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что эту работу я посвящаю приближающейся 126 годовщине со Дня рождения великого мастера.
Мой вологодский друг Ольга (olevskaya), узнав из заметок, что я земляк Ивана Кавалеридзе, написала в комментах: "...А вот меня среди прочего потрясла и фигура Артема — что-то такое ... фантастическое ... Александр, кому как не вам рассказать подробнее о Кавалеридзе и его творчестве!" За этот совет я благодарен Ольге безмерно ибо, приняв его, открыл для себя столько нового и интересного об этом человеке. Я загорелся поделиться всем этим с вами! Но признаюсь вам, начиная — не думал, что будет так трудно.
С чего же начать? Оказалось, что жизнь мастера была полна зигзагов, причем таких, с которыми не сравнятся зигзаги даже очень сложного горного серпантина. И вместе с тем жизнь его была удивительна плодотворна. Творчество мастера многогранно, его основу составляла триада главных его талантов: скульптора, кинорежиссера и сценариста, которые не только успешно развились сами по себе, но и прекрасно дополняли друг друга, вызывая к жизни эффект синергии. В каждом из талантов мастер получил заслуженное признание, а объединяло эти таланты — не умирающее стремление к красоте…
За 70 (!) лет активного творчества Иван Петрович Кавалеридзе стал автором около 20 памятников, сотни станковых работ, снял 10 фильмов, поставил 10 театральных пьес, написал книгу воспоминаний, к тому же остались еще десятки нереализованных проектов.
Это ли не подтверждение тому, что творчество мастера оставило яркий след в искусстве.
К сказанному добавлю, что Иван Петрович Кавалеридзе предстал передо мною как невероятно загадочная личность с удивительной биографией.
Сын грузинского крестьянина, прожил на планете Земля долгую (более 91 года), насыщенную событиями жизнь, пережив немало недругов, прошел, как говорится, сквозь огонь, воду и медные трубы (в 1935 вызвал гнев Сталина фильмом «Прометей», был начальником отдела искусств в оккупированном немцами Киеве, имел репутацию «кубиста», «формалиста», космополита при Хрущёве).
У меня сложилось твердое убеждение, что Иван Петрович Кавалеридзе относится к той когорте деятелей культуры, творческий багаж которых современному человеку надо если не изучать, то хотя бы знать.
В 1987 году по решению ЮНЕСКО мировая общественность широко отмечала 100-летие со дня рождения Ивана Кавалеридзе, тем самым признавая его вклад в мировую культуру. Именно это решение создало в общественном сознании образ мастера как Украинского Микеланджело. Основой такого решения были не только его прекрасные скульптуры, но и многогранность его таланта (был скульптором, режиссером, драматургом, сценаристом, а в 78 лет открыл в себе еще и прозаика, создал драматические произведения «Вотанов меч», «Перекоп», «Григорий и Параскева», «Первая борозда»).
Сложно писать пост о Кавалеридзе в формате сайта "ТУРБИНА". Тем, кого интересует подробно творчество Ивана Петровича Кавалеридзе, я могу порекомендовать окунуться в просторы интернета. Я же попробую, как смогу, рассказать о судьбе легендарного человека, описывая отрывками наиболее поразившие меня зигзаги его судьбы. Тем более, что и слова к эпиграфу нашлись:
" Небо мое, земля моя, свет мой! Что мне Бог дал?! Мне Бог дал крылатого коня. Падать — так с коня хорошего... " (Иван Кавалеридзе)
Иван Петрович Кавалеридзе родился 13 апреля 1887 года в селе Новопетровцы (в те времена — хутор Ладанский) Сумской области, что в 20 км от моей малой Родины — города Ромны в крестьянской семье: мама -Акулина Лукинична Кухаренко, селянка и отец — Петр Васильевич Кавалеридзе (Кхваридзе), сын Васо Кхваридзе (который сам был из грузинских крестьян, хотя в интернете можно встретить легенду о происхождении из бедного грузинского княжеского рода).
Отступление 1 Как род Кхваридзе попал на Украину? В свое время семью Васо Кхваридзе (деда Ивана) в числе некоторых других семей, сочувствовавших имаму Шамилю, генерал царской армии, командир Нижегородского полка Петр Ладанский в середине XIX века вывез из Грузии в свое имение под Ромны на одноименный хутор Ладанский. Со временем хутор разросся до небольшого села, где две трети населения с грузинскими фамилиями, среди которых встречаются Орбелиани, Цинаридзе, Чония…
В далеком 1901 году Иван окончил три класса местной школы. Интересная деталь. Больше всего Ване нравилось лепить из глины фигурки людей и животных, что повлияло в дальнейшем на судьбу мальчика. На увлечение Ивана обратил внимание его дядя — художник и археолог Сергей Аркадьевич Мазараки, который закончил в свое время Петербургскую академию художеств и работал хранителем скифского отдела в Киевском археологическом музее. Он забрал мальчика в Киев, где Иван учился в гимназии Вальтера до 1905 года, а позднее — в Киевском художественном училище, в мастерской известного в то время скульптора Федора БалАвенского, который оценил талант юноши и помог ему, занимаясь во внеурочное время, скорее постичь "тайны ремесла".
Уже первую его курсовую скульптурную работу "Творчество" высоко оценили учителя и киевские знатоки. А позднее, через два-три года знаменитый французский скульптор Огюст Роден, увидев на фотографии скульптурную композицию "Творчество", выполненную начинающим скульптором, написал: "Это сильно. Видно талант. Но нужно работать, работать и работать".
В маленькой студии при оперном театре Иван Кавалеридзе по одной из версий знакомится с Федором Шаляпиным, лепит в 1909 году его бюст, создает скульптурные портреты оперных артистов, и у него просыпается интерес к сценическому искусству.
Интересно, что на скульптурное отделение будущий мастер записался только потому, что плата за учебу там была приемлемой.
Вот как описывал в своих воспоминаниях первые шаги на пути к художественному Олимпу сам Кавалеридзе: "Дождался я утра и отправился в художественное училище. Оно находилось на Сенной площади. Директором училища был городской архитектор Владимир Николаевич Николаев, секретарем — Лидия Александровна Дородницына. Вот перед ней я и положил прошение и прочие бумаги. Лидия Александровна взглянула на мои рваные ботинки, бросила как бы невзначай:
— Правоучение — сто рублей!
Я обомлел.
— А меньше?
— Меньше? Скульптурный отдел — десять рублей!
— Тогда я прошу зачислить меня на скульптурный!
Лидия Александровна, будто мы уже давно с ней знакомы, мягко взяла меня за плечо и сказала:
— Глина мягкая, что захотел, то и вылепил!
— Хочу на скульптурный!".
У меня эта сцена просто стоит перед глазами. Друзья, скажите — чем не зигзаг судьбы!? Благодаря этому зигзагу жизнь Ивана потекла по руслу служения искусству.
В 1909–1910 годах он продолжил учебу в Петербургской Академии художеств у И.Гинсбурга.
В 1910 — 1911 годах — совершенствовал художественное мастерство в частной студии, проходя стажировку в Париже в мастерской скульптора Наума Аронсона, бывшей ответвлением мастерской Огюста Родена. Именно здесь, во время посещения мастерской выдающийся скульптор сделал вышеприведенную надпись на фотографии скульптурной композиции "Творчество".
Отступление 2 О знакомстве с Ф.И. Шаляпиным. По другой версии знакомство Ивана Кавалеридзе с Шаляпиным произошло не в Киеве, а в Париже, где Федор Иванович был на гастролях. Знакомство состоялось в мастерской Наума Аронсона и именно здесь молодой скульптор вылепил бюст Шаляпина. Как бы там не было, Иван Петрович спустя какое-то время передал бюст Шаляпина в дар Музею искусств Грузии. Причин этому поступку, на мой взгляд, несколько — во-первых, родственные чувства к грузинскому народу, а, во-вторых, Кавалеридзе знал, что Шаляпин любил Тифлис и чувствовал себя здесь всегда комфортно. Отступление 3 В Грузии Кавалеридзе впервые побывал в 1935 году, во время съемок своего фильма «Прометей». Он долго смотрел на Мтацминда (Святую гору) и прослезился. Актер Шота Нозадзе вспоминал, что кто-то спросил режиссера, что значат эти слезы. «Мне больно, что до сих пор никогда не был в Грузии, что не знаю грузинского языка, но мои слезы означают, что во мне есть грузинская кровь… Меня часто спрашивают о моей родословной. Мой прадед был грузином, а дед даже не знал украинского языка. Говорят, в Грузии нет фамилии Кавалеридзе. Конечно, за последнее столетие наша фамилия претерпела своеобразные изменения… Хотя какое может иметь значение: Кавалеридзе я, Каваладзе или Кхварадзе?» — сказал мастер и с сожалением отметил, что даже не знает, из какого уголка Грузии происходит его род.
Сделав некоторые отступления от основной темы, продолжу свой рассказ. Итак, до начала ниже описываемых событий, молодой Иван Кавалеридзе успел закончить художественное училище в Киеве, проучиться год в Академии художеств в Петербурге и полгода в частной мастерской Наума Аронсона в Париже. Поэтому, в целом, можно сказать — получил сокращенное, но вполне европейское образование.
Еще перед первой мировой войной, благодаря счастливой случайности (!), его творческие замыслы получили прекрасную возможность проявится. Опять зигзаг судьбы!? То, что произошло с Иваном далее, по другому и не назовешь.
По завершению полугодовой стажировки в Париже Иван Кавалеридзе возвращается в Киев, где как раз был объявлен конкурс на создание памятника княгине Ольге. Принимает участие и побеждает в конкурсе. Дело происходило следующим образом.
Памятник княгине Ольге проектировался, как первое изваяние на так называемом «Историческом пути» — ряде скульптур исторических деятелей, который должен был протянуться от Софийского майдана до Михайловской площади.
Сооружением этих фигур должен был заниматься специальный комитет при Военно-историческом обществе во главе с генерал-губернатором Треповым (кстати, в 2013 году общество после длительного перерыва возобновило работу).
10 января 1911 года идею «Исторического пути» одобрил Николай II, выделив лично на памятник Ольге 10000 рублей. Место для памятника выбрали именно то, на котором ранее собирались поставить памятник Тарасу Шевченко. «Кавалер должен уступить место даме», — шутил тогда городской голова Ипполит Дьяков.
31 мая 1911 года состоялся конкурс проектов. Первый проект-победитель конкурса — работа скульптора Ф. П. Балавенского, но позже его отклонили. В итоге победил скульптор Иван Петрович Кавалеридзе, но Балавенский всё же стал его соавтором в проекте. Так же соавторами выступили Сниткин и Рыков.
На следующий день на месте будущего шедевра появился деревянный барак — там кипела работа. Кавалеридзе создал центральную фигуру княгини и боковую композицию — Святых Кирилла и Мефодия. Еще одну статую — апостола Андрея — изготовил Петр Сниткин (однокурсник Кавалеридзе по Киевскому художественному училищу). Бетонные работы выполнял мастер Соколов. На постаменте планировалось установить горельефы с изображениями деяний Ольги, но потом выяснилось, что из бетона их изготовить невозможно.
Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. По словам очевидцев, празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц Киева умирал Пётр Аркадьевич Столыпин.
На постаменте из розового гранита была установлена композиция, в центре которой было расположено скульптурное изваяние княгини, слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении — скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят руские сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».
Красивейший памятник просуществовал не долго.
В 1919 году статуя княгини Ольги была сброшена с пьедестала, расколотая надвое. Позже была закопана под самим памятником. Что касается боковых скульптур, то их закрыли досками. Вскоре, возобновляя "историческую справедливость", на пустом центральном постаменте поставили бюст Шевченко. Однако после того как доски со стоящих рядом фигур народ растянул на дрова, общая композиция оказалась, мягко говоря, странной, и памятник в марте 1923 года убрали полностью.
В 1926 году на месте памятника был разбит сквер.
В 1996 году после раскопок на площади удалось найти части разбитой фигуры княгини Ольги, за исключением головы. Памятник был восстановлен по фото скульпторами Виталием Сивко, Николаем Билык (фигуры Кирилла и Мефодия, фигура княгини Ольги) и Виталием Шишовым (фигура Андрея Первозванного). На этот раз фигуры высекли из белого мрамора и установили их на постаменте из розового гранита.
Слева на право: святой апостол Андрей Первозванный, княгиня Ольга, первые просветители: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева. А найденные куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске.
Памятник княгине Ольге стоит в историческом центре Киева, на Михайловской площади, перед зданиями Дипломатической академии и МИД Украины. Первоначально памятник был из бетона, и это была первая работа Ивана Кавалеридзе. Ему было 24 года (!), когда он выиграл очень престижный конкурс.
Принял участие — и победил! Правда, в оригинал пришлось внести изменения, на которых настоял митрополит Флавиан: — лишить княгиню меча, надеть наперсный крест, а руку согнуть в локте и положить на грудь. Так и было сделано — фигура Ольги по-прежнему сохраняла воинственность и присущую княгине властность, отмечал Кавалеридзе. Оказалось, атрибуты в создании образа — не главное…
Почувствовала это и игуменья монастыря великой княгини. Сама упитанная женщина, но желавшая видеть в Ольге тощую святую, она с возмущением бросила мне: «Бесстыдник! Грудь какую закатил святой!».
Неправда ли, друзья, отличное начало творческой биографии Ивана Кавалеридзе?!
Но вот в судьбе молодого скульптора наступил новый зигзаг, который на всю жизнь породнил его с кинематографом, сделав этот брак неразрушимым. Начиналось все так диалектично.
Первое его знакомство с кинематографом состоялось в 1911 году, когда киносообщество "Тиман и Рейнгард", выпускавшее фильмы из "Русской золотой серии", пригласило его на должность художника. Там, на Киевской площадке кинокомпании, готовились к съемкам фильма "Уход великого старца", ставшего в последствии скандальным (был запрещён к показу в России по просьбе семьи писателя, но имел значительный успех за рубежом). Иван Кавалеридзе по просьбе режиссера Якова Протазанова сделал уникальный грим 28-летнему актеру Шатерникову — исполнителю роли Льва Толстого.
Создатели фильма понимали, что для кино не годится обычный театральный грим, который разрушит всю иллюзию оживления писателя на экране. Поэтому был приглашен молодой, но уже известный скульптор Иван Кавалеридзе. Он лепил из гуммоза надбровные дуги, мышцы лица, а опытный гример прилаживал все это на физиономию актера. Гримирование затягивалось на два-три часа, но зато после этого перед кинокамерой появлялся совершеннейший Лев Толстой.
Интернет. Кадр из фильма "Уход великого старца". Слева — Л.Н. Толстой в исполнении актера Шатерникова с гримом придуманном Кавалеридзе
Благодаря исключительному сходству с прообразом при монтаже фильма оказалось возможным чередовать игровые сцены с документальными кадрами Ясной Поляны, где фигурировал реальный писатель.
Кавалеридзе вспоминал даже, что на съемке одного из эпизодов, которая проходила у ворот киевского монастыря, появление загримированного актера вызвало панику: монахи вообразили, что к ним пожаловал «воскресший антихрист»!
К слову, компания «Тиман и Рейнгардт» высоко ценила мастерство скульптора: Кавалеридзе получил от нее ряд заказов, причем ему выплачивали значительное жалование — 450 рублей в месяц. Как художник Кавалеридзе И.П. за период 1911-1915 гг. принял участие в более чем 12 кинокартинах, в числе которых такие известные как: «Ноктюрн Шопена», «Анна Каренина», «Война и мир», «Крейцерова соната».
С середины 1914 года шла первая мировая война, и это не могло не отразиться на судьбе скульптора. В феврале 1915 года Кавалеридзе был мобилизован в российскую армию и направлен для прохождения службы в 119-й запасной батальон, дислоцированный в Вятке , а в апреле 1915 года его перевели в школу прапорщиков в Петергоф, впоследствии — в 3-й Сводный гвардейский запасной батальон в Царском Селе , который обеспечивал караул у покоев последнего российского императора Николая II в феврале 1917 года.
Октябрьские события Иван Петрович встретил в Ромнах , где к концу 1918 года создал памятник Тарасу Шевченко. Работая в отделе народного образования в Ромнах, он преподавал рисование в 6 школах, вел городской драмкружок и был главным режисером полупрофессионального Роменского передвижного рабоче-крестьянского театра ( 1925 — 1930 ), организовал Общество охраны памятников старины и т.д.
Этот период в жизни Кавалеридзе, по моему мнению, был знаменателен с двух точек зрения. Во-первых, созданный Иваном Петровичем памятник Т.Г. Шевченко стал новым крупным творческим достижением скульптора. Во-вторых, работа в драмкружке и затем главным режиссером в театре позволила ему приобрести и развить режиссерские навыки, которые спустя некоторое время были им применены очень творчески при создании кинокартин. Вот небольшая выдержка из обширного репертуара театра (приведу только классические спектакли): «Гайдамаки» по Т. Шевченко в инсценировке Леся Курбаса, «За двумя зайцами» М. Старицкого, «В пуще», «Лесная песня» Леси Украинки, «Ревизор» Н. Гоголя, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Овечьий колодец» Лопе де Вега, «Разбойники» Ф. Шиллера).
Но обо всем по порядку.
Памятник великому Кобзарю в г. Ромны скульптор сделал из современного и модного в то время материала — бетона. Памятник Т.Г. Шевченко в его исполнении был первым в Украине. К сожалению, памятник не сохранился до нашего времени в первоначальной версии. Сейчас на центральной площади Ромен установлена его бронзовая копия. Но, к счастью, удалось сохранить оригинал модели бетонной скульптуры Шевченко, перевезти ее в Киев и установить в небольшом парке при доме-музее И.П. Кавалеридзе на Андреевском спуске. Вот как она выглядит.
Для сравнения привожу, взятое из интернета фото памятника, который сейчас стоит на площади в Ромнах, чтобы вы сами увидели разницу и различия.
Здесь Тарас Шевченко выглядит помолодевшим, в то время как скульптор изобразил Шевченко в зрелом возрасте испытавшим и видевшим в жизни многое…
Я считаю, что в оригинале скульптура Тараса Шевченко выглядит реалистичнее, подает особыми изобразительными средствами личность великого поэта и художника как простого человека и одновременно живого гения, мыслителя со всеми страстями его человеческой натуры.
Потом будут еще и другие памятники Шевченко, в том числе в исполнении Кавалеридзе (в Полтаве, похоже, что в кубическом стиле) и других скульпторов. Но этот, в Ромнах останется первым навсегда!
Отступление 4 Не могу не сказать, что в строительстве памятника участвовал актер Роменского передвижного рабоче-крестьянского театра Шкурат Степан Осипович в будущем заслуженный артист РСФСР ( 1935 ) и народный артист УССР ( 1971 ). Почему это для меня в личном плане так важно? Степан Шкурат сыграл в фильме братьев Васильевых «Чапаев» ( 1934 ) роль денщика Потапова (помните сцену: денщик, натиравший полы, подходит к белогвардейскому офицеру, исполнявшему на рояле «Лунную сонату», и просит отпустить его проведать брата: — брат Митька помирает …). Мой папа (1917 г.р.), молодость которого прошла в Ромнах всегда в момент этой сцены, многократно виденной, с гордостью восклицал: — это наш земляк! Кавалеридзе открыл для кинематографа этого самородка и самоучку. Его драматический талант и голос оказывали мощное воздействие на зрителей.
О творческой судьбе И.П. Кавалеридзе, который вошел в большое искусство как художник — новатор я расскажу в следующем посте, который будет посвящен советскому периоду его деятельности.