В Потсдаме летом простирается пейзаж, окутанный дымкой лесов. Туристы едут на машинах и автобусах к Сан-Суси, резиденции со спускающимися террасами виноградников. Но сначала предстоит знакомство с городом, где за окном автобуса проносятся дома, покрашенные сочной желтой или красной краской, с ионическими колоннами. Особняки уверенных размеров высятся в милом соседстве с зеленью. Рядом с католической церковью, где играет орган, находится монумент с динамичной композицей советским воинам-освободителям. Улица ведет между зданий побольше, также поражающих немецкой простотой и слаженностью линий, и внешняя непритязательность фасадов наталкивает на мысли об уюте комнат, где вполне могли бы стоять бюсты Петрарки, Ариосто и Тассо. Продают мороженое.
К Сан-Суси ведет на холм булыжная мостовая, и перед входом на парковый комплекс стоит человек в костюме 18-го века, в мундире и треуголке, играющий на скрипке. Девушки раздают листовки с планом памятника ЮНЕСКО. В задней части дворца открывается прекрасный вид на лес и стоят запертыми красивые резные ворота.
Там же стоит очередь туристов за билетами на экскурсию, которая длится не более получаса. Если вдуматься, император строил свою загородную резиденцию не чтобы бродить по залам или дарить такой шанс чужеземцам и потомкам, а для жизни в сосредоточении, имея под рукой любимые книги и привычный первому человеку государства быт.
Император был сыном Вильгельма I, “короля-солдата”. Озеро Литцен в Берлине окаймляет парковый газон. Вода в озере достаточно чиста, и там плавают утки, чистя перышки в воде и даже выходя на берег. Сейчас на траве там занимаются йогой. Лежит на скамейки женщина-оборванка. Если пройти по правому берегу, можно увидеть скульптуры, потом подняться наверх и выйти к замку Шарлоттенбург. Фамильной резиденцией Гогенцоллернов сначала был Шарлоттенбург, замок в стиле барокко.
Здесь жил дед императора, Фридрих 3, родившийся в Кёнигсберге. Портреты знакомят нас с человеком в парике, сидящим в горностаевой мантии на троне. Король действительно любил роскошь, двор при нем достиг расцвета и даже чрезмерного излишества, утопая в великолепии, когда положение малоимущих слоев и даже собственно народа отличалось незавидностью. По желанию своей жены Софии Шарлотты и был построен Шарлоттенбург, зеленый купол которого венчает золотая Фортуна. И бюсты поэтов Возрождения находятся как раз в этом дворце!
Сан-Суси был построен в 1745—1747 годах по проекту Его Величества, Фридриха 2 Великого. Эскизы были тоже авторскими. Строительством руководил близкий друг Фридриха, архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. Террасы с виноградниками сделали спускающимися к большому фонтану. В отличие от Наполеона Бонапарта, императору Пруссии хватало средств не только на обелиски, воздвигнутые в честь военных побед французской армии, но и для строительства дворцов. Отец же в свое время наращивал военную мощь. Он был плотным низкорослым человеком, озабоченным в детстве выращиванием фруктов и овощей. Считая, что науки не приносят никакой пользы, он воспретил наследнику заниматься той же латынью. Сохранился эпизод: Вильгельм I, застигнув Фридриха за занятием латынью, набросился на преподавателя и до полусмерти избил. Фридрих решается в 1730 году бежать из Пруссии, сам толком не зная, куда.
“Побег был дилетантски задуман, исполнен еще более дилетантски и обнаружен ещё прежде, чем Фридрих успел сделать десяток шагов от сарая, где тайно переоделся в приготовленное для побега платье. Гнев отца, подозревавшего всерьёз, что за попыткой бегства из родительского дома скрывается заговор иностранных держав, был страшен. Были арестованы все, кто подозревался в содействии побегу. Хуже всего пришлось юношескому другу принца Гансу Герману фон Катте и 16-летней потсдамской барышне Дорис Риттер, за которой юный принц в это время довольно невинно ухаживал. Казнь Германа фон Катте, которого приговорили к обезглавливанию, состоялась под окнами камеры принца, заточённого в крепости Кюстрин. Труп нарочно долго не убирали: принц должен был усвоить преподанный урок”.
После смерти отца отказавшийся от отречения от престола Фридрих Великий стал королем Пруссии. Дворец Сан-Суси и по сей день остался символом прусской государственности. "Лишь когда я буду отдыхать здесь, я останусь <без забот>".
Королевство Пруссия по Утрехтскому договору было признано в 1713 году. Курфюрсты Бранденбурга, дворяне из рода Гогенцоллернов стали династией этой страны. Столицей долгое время был Кёнигсберг. Фридрих потерпел полное поражение в битве при Кунерсдорфе. Вечером после сражения он в отчаянии пишет своему министру:
“У меня больше нет никаких резервов и, по правде говоря, я верю в то, что всё потеряно. Гибели своего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда. Фридрих».
Но “Через 4 дня после битвы при Кунерсдорфе 12 августа 1759 года, воодушевлённый Фридрих, узнав о том, что русские не используют своей победы для нанесения завершающего удара и, вместо того, чтобы идти на Берлин, уходят в направлении Котбуса, рапортует своему брату Генриху Прусскому:
«Я возвещаю Вам о чуде Бранденбургского дома. В то время, когда враг, перейдя Одер, мог решиться на вторую битву и закончить войну, он ушёл в направлении Мюльрозе и Либерозе».
Причиной неспособности довести до конца победу русско-австрийских войск сейчас называют в противоречивых указаний командования, создавших в армейских полках сумятицу.
История самой сановной династии Европы получила продолжение и в 20-м веке. Шверин фон Крозиг, рейхсминистр финансов в гитлеровской Германии находился в одном бункере с Гитлером. Фон Крозиг был племянником знаменитой Женни, жены Карла Маркса. “В своих мемуарах он вспоминает, как в апреле 1945 года Геббельс читал Гитлеру в его бункере главу из книги Карлейля, посвящённую чудесному избавлению прусской короны от неминуемой гибели в конце 1761 года; при этом Гитлер чуть не прослезился. Когда через несколько дней в Берлин поступила новость о смерти американского президента Рузвельта, фюрер воспринял это как третье чудо Бранденбургского дома, рассчитывая, что Сталин и Черчилль быстро рассорятся друг с другом. Однако чуда не состоялось, и Берлин вскоре пал”.
Кенигсберг перестал быть символом Пруссии.
В 2011 г. на встрече со студентами БФУ им. Канта губернатор Калининградской области Николай Цуканов сказал: “Королевский Замок, конечно, надо восстановить”. Замка давно уже нет, место раскопок огорожено двухметровым забором. Южнее, где был ров, находится Дом Советов — знаменитая калининградская достопримечательность. Энергетика того места магнетическая и таинственная, а само здание заброшено. Однако губернатор допустил ошибку. Королевский Замок не стоит восстанавливать. На стороне его южного фасада была ниша со статуей Вильгельма I. Статуя парила на каменном шаре.