• Схема росписи нузальской церкви. Восточная и южная стены.
  • Западная и северная стены.
...
1
Западная и северная стены. Нузал, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Западная и северная стены.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Поделитесь своими впечатлениями!

    Фото с флагом Турбины со всего мира
     
    20
    rusalka-shake
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 17 янв 2012

    Дополнения и углубления к материалам о Нузальском феномене

     
    21 октября 2012 года||4 (3)| 12| 101320

    Эта запись в блоге является частью дневника «Уикенд авантюристки»

    Для заинтересовавшихся отвечаю этой записью блога.
    Маленький храм, расположенный в осетинском селении Нузал, занимает особое место среди средневековых памятников Северного Кавказа, являясь своеобразным феноменом в культуре восточнохристианского мира.
    Напомню, что нузальский храм (по-осетински "Нузалы аргъуан") представляет собой прямоугольное в плане сооружение, сложенное из грубого камня на сероватом известковом растворе и перекрытое ложным сводом. Считается, что своеобразная форма памятника говорит о возведении здания местными каменщиками, хотя истоки строительной традиции не ясны, и указать более ранние аналоги представляется затруднительным.
    Особый интерес представляют росписи, покрывающие внутренние стены нузальской церкви. Фрески ЕДИНОВРЕМЕННЫ и однородны, никогда не поновлялись и не переписывались. Время создания росписи в работах различных исследователей предлагается в пределах от XII до XV в. Принятая в настоящее время датировка и самого храма и его внутренней декорации концом XIII — началом XIV в. принадлежит В. А. Кузнецову. Отмечая особо, что не является специалистом в области искусствоведения, исследователь в своей атрибуции опирался в основном на логические построения и разбор исторических источников.

    Стилистический анализ изображений в нузальском храме затрудняет плохая сохранность красочного слоя — прежде всего утрата большей части личного письма. Тем не менее, все исследователи, писавшие о "Нузалы аргъуан", единодушно признают, что автор (или авторы) фресок принадлежал к грузинской художественной школе.
    Несомненно, что автор стенописи храма в Нузале обладал хорошей профессиональной подготовкой и был знаком с высококлассными образцами. Тем не менее, в его работе очевиден налет провинциальности, который можно принять за "архаизацию". Вместе с тем, например, композиционную параллель образу св. Георгия на южной стене усыпальницы мы находим в памятниках живописи, созданных не ранее конца XIV в.8 В сложном развороте фигуры Великомученика проявилась тенденция к усилению "экспрессивного" начала в византийском искусстве эпохи Палеологов. Это признак того, что нузальские фрески не могли быть созданы ни в XIII, ни в самом начале XIV столетия, когда в грузинской живописи еще ощущались традиции "комниновского" стиля. Соответственно, я полагаю, что датировать роспись нузальского храма следует не ранее второй трети XIV в. (допуская и третью четверть XIV столетия).
    В росписи Нузала не прослеживается никаких отзвуков "местного языческого культа" — все выполнено в рамках восточнохристианской традиции. Размещение изображений абсолютно укладывается в систему, сформировавшуюся в Византии к XI в. и подчиненную символике литургического богослужения. Общая для всего восточнохристианского мира, эта система имела различные региональные особенности. Во фресковой декорации нузальской церкви прослеживаются мотивы, характерные для обширного региона византийского Востока, включавшего в себя Грузию и древнюю Аланию, а также Сирию, Палестину, Малую Азию, Крым и т.д.

    Западная и северная стены
    1

    Автор: rusalka-shake

    Западная и северная стены.


    Общая схема расположения фигур и сюжетов подчинена строгой симметрии относительно продольной оси храма. Фрески расположены двумя регистрами, разделенными красной линией разгранки. В верхнем регистре восточной части памятника располагается Деисус в окружении Небесного Воинства. В наосе храма второй регистр занимают симметрично расположенные композиции "Чудо Георгия о змие" на южной стене, и "Чудо Евстафия Плакиды" на северной. Эти композиции написаны на синем фоне. С запада над входом весь щипец заполнен изображением "процветшего" креста, написанного красной охрой по белому фону. Ниже креста узкие заплечики по сторонам от дверного проема, как, видимо, и откосы двери, были заполнены орнаментом (сохранился фрагмент с юга).

    В нижнем регистре значительная часть росписи утрачена. Все изображения этого яруса написаны на белом фоне. Местами просматривается довольно свободный подготовительный рисунок желтой охрой (графья не прослеживается). Четыре из сохранившихся фигур нижнего регистра находятся в восточной (алтарной) части храма. Это поясные фронтальные изображения святых в богослужебных одеждах — два епископа и два диакона.
    Остальные пять фигур в этом регистре (одна — с ребенком на руках) изображены в рост и располагаются единой группой на северной стене наоса. Они не имеют нимбов и представлены в трехчетвертном повороте с молитвенным жестом в сторону алтаря. Достоверно известны имена троих — Елиа (Илья), Фидарос и Сослан, причем последнее имя, судя по расположению надписи, относится к ребенку.

    Схема росписи нузальской
    1

    Автор: rusalka-shake

    Схема росписи нузальской церкви. Восточная и южная стены.


    На противоположной, южной стене, пространство нижнего регистра почти полностью оголено от фресковой штукатурки. Вопрос о том, что же здесь было изображено, в литературе периодически поднимается, но окончательного ответа так и не найдено.

    Место памятника в культуре Средневековья по сей день окончательно не определено. Все исследователи нузальского храма признают, что среди его фресок наиболее интригующей является "светская" композиция на северной стене (которую условно буду называть "ктиторской"). Но, несмотря на неоднократные попытки истолкования этих портретов, по сей день неясно даже, все ли изображенные — мужчины. Это само по себе демонстрирует общее состояние проблемы. Недостаток письменных источников позволяет исследователям строить различные версии интерпретации нузальского комплекса, многие из которых на самом деле не находят подтверждения. В предлагаемой работе не ставится целью ни атрибуция погребения, ни стилистический анализ живописи. Здесь будет рассмотрен лишь ряд архитектурных особенностей памятника и иконографических деталей росписи, важных для правильного суждения о "Нузальской часовне", но до сих пор не нашедших достаточного освещения.

    Цветные картинки здесь Загадка древнего Нузала и здесь Фресковая живопись Нузальской часовни

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    2 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Нузал
    сообщить модератору
    • chedty
      помощь
      chedty
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2012
      21 окт 2012, 17:56
      удалить
      Спасибо! Очень четкая разборка объекта.
    • Dima1964
      помощь
      Dima1964
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 июл 2012
      21 окт 2012, 19:44
      удалить
      Целая лекция о предмете!
    • rusalka-shake
      помощь
      rusalka-shake
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 янв 2012
      21 окт 2012, 19:47
      удалить
      Мне самой было интересно! Спасибо вам)
    • tata3581
      помощь
      tata3581
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 фев 2011
      21 окт 2012, 21:07
      удалить
      Интересные углубления!
    Наверх