Сын простого чешского крестьянина Ян Гус в 1396 году получает степень магистра и становится преподавателем Карлова университета в Праге. В то время принцип преподавания был вполне современным: магистр выбирал ученые труды, на его взгляд очень важные, для изучения со своими учениками. Ян Гус избирает объектом обсуждений и диспутов (основная форма обучения) труды Джона Виклифа. Читая курс лекций в университете Оксфорда, Виклиф резко критиковал богатство церкви и осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что Христос и апостолы не имели никакой собственности. Английский профессор и богослов учил, что глава церкви – не папа, а сам Христос, и что каждый человек связан с Богом напрямую, без посредничества священников.
Под влиянием этих идей Ян Гус принял сан католического священника и был назначен настоятелем Вифлеемской часовни в Праге, где читал свои проповеди на чешском языке. В этих проповедях, на которые собиралось до трех тысяч человек, он не только часто затрагивал вопросы повседневной жизни (что было необычно в то время), но и открыто критиковал католическую церковь. С кафедры Вифлеемской часовни Гус надсмехался над такими «святыми реликвиями», как пеленки Иисуса Христа, скатерть с Тайной вечери, веревка, которой был связан Христос; говорил, что «если собрать все берцовые кости Святой Бригитты по всей Европе, получится, что она была сороконожкой» и «Христос вознесся на небо весь, поэтому никакие его части – к примеру, волосы из бороды — на Земле остаться не могут». Его критике подвергалась продажа индульгенций и церковных должностей, плата за отправление обрядов, пьянство и разгульное поведение священников. Как человек глубоко и искренне верующий, Ян Гус от церкви добивался одного — чтобы она соблюдала Закон Божий и сама поступала так, как учит верующих.
Проповеди Яна Гуса создают антицерковное протестное движение, охватившее все слои населения: платившие церковную десятину нищие крестьяне, ремесленники и купцы, обедневшие безземельные рыцари и бароны, мечтавший получить часть астрономических церковных богатств король. В Чехии начинаются погромы, священников ловили в квартирах любовниц и топили в реке. Папа издает буллу против Яна Гуса, запрещающую ему проповедовать, совершать церковные действия и требы (исповедовать, крестить, венчать, отпевать), сжигаются все его книги. Апеллируя к Христу, Гус отказывается выполнять приказы папы и пражского архиепископа, продолжая открыто критиковать перед верующими церковную власть.
Ян Гус был вызван на Констанцский собор, где против него выдвинули обвинение в ереси, арестовали и посадили на хлеб и воду. После вынесения Гусу смертного приговора и его письменного отказа отречься от своих «заблуждений», 6 июля 1415 года Ян Гус по решению католической церкви был сожжен на костре.
В своем последнем слове Ян Гус произнес: «Я то — Гусь, а за мной придет Лебедь!», предсказывая появление через сто лет великого реформатора Мартина Лютера. По легенде, этот саксонский богослов прибил к дверям церкви «95 тезисов», в которых выступал против продажи индульгенций и других злоупотреблений католической церкви. Мартин Лютер стал инициатором Реформации, в результате которой наряду с католицизмом и православием в христианстве возникло третье направление – протестантство.
При историческом и богословском развитии в протестантизме образовалось несколько течений, одно из которых — англиканство. В 1855 году англиканский священник Джон Мейсон Нил основывает женский орден «Общество Святой Маргариты» для ухода за больными и воспитания детей-сирот. Основные положения Общества Нил сформулировал, опираясь на уставы католических женских орденов. Однако многие англикане в то время очень подозрительно относились ко всему, что ассоциировалось с римским католицизмом. Радикально настроенные верующие даже объявили Нила агентом Ватикана, которому поручено подрывать изнутри и уничтожать англиканство. Священник подвергся нападению и избиению на похоронах одной из сестер созданного им ордена.
Джон Мейсон Нил был сторонником так называемой «Высокой церкви», которая призывала англикан к сохранению до реформационных традиций богослужения: важность церковного облачения, церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений. Нил обогатил английскую церковную музыку многими древними и средневековыми гимнами, переведенными им с латинского и греческого языков. Он издал сборники «Гимны Древние и Современные» и «Английский гимн», которые содержат более 100 переведенных и написанных им церковных гимнов и песен. Самым широко известным наследием Нила является его вклад в рождественский репертуар, и в первую очередь создание рождественской песни Good King Wenceslas (Добрый король Вацлав).
[youtube]4ONK2TPpaWM[/youtube]
За основу этой рождественской песни Джон Мейсон Нил взял средневековый пасхальный гимн Tempus adest floridum (Пасха наступила), первые упоминания о котором относятся к XIII веку. В песне рассказывается о том, как в ночь на Святого Стефана глядел в окно добрый король Вацлав на засыпанную снегом округу и увидел крестьянина, собирающего хворост. «Кто это?» — спрашивает король у слуги и получает ответ: «А это один местный бедняк, что живет у ручья Святой Агнессы». «Бери мясо, вино и пару поленьев, пойдем, отнесем ему и накормим!» — решает Вацлав. Король ступал по снегу впереди, а слуга с грузом на плечах стал жаловаться на замерзающие ноги. «Ты не печалься, — говорит ему Вацлав, — ступай точно в ямки от моих ног, иди след в след». Слуга так и сделал, и ноги его сразу согрелись, потому что следы доброго короля Вацлава были горячими. Песня заканчивается словами: «Кто благословит бедных, сам обретет благословение».
Добрый король Вацлав, выступающий в роли Санта-Клауса – это очень почитаемый Святой Вацлав, чешский князь-правитель, отказавшийся от язычества и много сделавший для распространения христианства в Чехии, за что был коварно убит родным братом в 935 году. На второй день Рождества, 26 декабря, в день Святого Стефана, называемый в Великобритании «Boxing day» (День коробок или День подарков), состоятельные семьи упаковывают в коробки остатки праздничного обеда и незамысловатые подарки для вручения больным и неимущим соседям. Совсем необычным является то, что в день Святого Стефана в англиканских церквях до сих пор исполняется рождественская песня «Добрый король Вацлав».