Дело было лет 12-14 назад, точно не помню... Мы с семьей второй раз отправились на отдых в тогда еще не очень заезженную Турцию. Годом ранее я во время отдыха в Кемере успел выполнить "обязательную программу" посетителя Анталии — Памукале, Мира и Кекова, рафтинг, дайвинг, яхтинг... На второй год (а отдых был в соседнем Белеке) душа требовала уже чего-нибудь из "произвольной" части:)))
А в 35 км от Анталии, есть хорошо сохранившийся римский амфитеатр Аспендос, который до наших дней используется по прямому назначению: там периодически проходят концерты, и каждое лето фестиваль оперной и классической музыки. И вот чей-то так захотелось ощутить себя древнеримским патрицием, посмотреть что-нибудь вживую, сидя на мраморных трибунах двухтысячелетней арены...
Летние фестивали в Аспендосе — дело протяженное во времени. Там программы раз-два в неделю, особо с выбором не разгонишься. Но охота пуще неволи, и я решил ехать на что будет. Это "что будет" оказалась опера Моцарта, название которой по-турецки звучало примерно так "Сарайдан кыз кошерма" (поправьте меня, если кто знает точнее) в трех! актах в исполнении Анкарийского оперного театра. Ну Моцарт — бренд известный, подумал я, хотя понятия не имел, о каком его произведении идет речь:))
Со всего курортного Белека желающих поехать на оперу оказалось трое: мы с женой, и еще одна дама бальзаковского возраста. Точнее так, желающих было двое, а в автобусе поехало трое — моя любимая тогда еще поддерживала меня во всех моих безумиях:))
По дороге сопровождающий примерно так перевел название оперы: "Сарайдан — дворец, Кыз — принцесса, кошерма — что то типа покидания... короче "побег принцессы из дворца"... Я не будучи знатоком творчества Моцарта для себя название та и не расшифровал... В те времена у меня еще не было возможности "спросить у Гугла", но по приезду я среди своих друзей с удовольствием обнаружил такового "спеца", который подсказал, что это опера "Похищение из сераля".
Пару слов о действе. Почти три часа нам пришлось сидеть задами на голых твердых мраморных сидениях (ведь опыта не было, а никто не подсказал захватить с собой из отеля полотенца подстелить под себя, как сделало подавляющее большинство публики, коей собрался полный амфитеатр) и слушать, как турки поют по-немецки. Все выглядело красиво, примерно так:
Но... незнакомая опера, незнакомый язык, едва понятны сюжет и ... раньше не сбежишь, ведь трансфер заказан по окончанию действа...
Для большинства людей, для которых оперное искусство не является жизненным приоритетом, это "тайное знание" заключается чаще всего в узнавании известных арий, или фрагментов. В этой опере ни одного узнаваемого элемента не оказалось. Хотя в целом музыка нормальная (как минимум не противная).
Через три часа мы с попутчицей наконец-то оказались на мягких сидушках микроавтобуса. У нее в руках оказалась откуда-то программка фестиваля, где в описании было указано, что "Побег из сераля" — 14 опера великого Моцарта. И тут наша дама произнесла сакраментальное, которое запомнилось мне до наших дней : "Да, поисписался Моцарт к четырнадцатой-то опере..."