10 февраля, день 37
Хоть у нас сел телефон, поэтому нет будильника, а в комнате нет окон, умудряюсь проснуться в 8 утра. В 9 у нас обзорная экскурсия по руинам и храмам Хампи. Идем на завтрак. Беру кофе, вареные яйца (2 штуки в одной порции) и блин с бананом - очень они мне понравились в качестве завтрака. Пока несут еду, уже приходит радостный водитель Паша, ждет нас за соседним столиком. Нормальных столов тут только два, причем их использует в основном персонал - для своих посиделок. Но лежанки с грязноватыми матрасами меня малость смущают. Хоть оно и экзотично, лучше подвинуть компанию официантов, чем есть яйца полулежа.
Вроде ничего не предвещало, но приносят мне совершенно неожиданное блюдо вместо блина. Да, у меня за эту поездку было столько таких вот неожиданностей, что, думаю, это стойкое правило. В этом месте хотя бы записывают заказ. Но что же они записали на этот раз? Это же пончики! Много больших круглых пончиков на тарелке. После секундного замешательства решаю смириться с судьбой. Блин они будут готовить еще 20 минут. Зачем мне эти сложности, откушаю пончиков… Внутри у них банан, все честно. Заказ еды, по опыту всей поездки, напоминает освоение волшебной палочки в “Чародеях” - неожиданные результаты.
Садимся в тук-тук, едем на первую примечательность. Водитель беспокоится, как же мы будем добираться до Гоа, хочет продать нам дорогие билеты на поезд или автобус. Реагируем вяло и всегда одинаково: мы не знаем, посмотрим, у нас нет планов.
Привозит нас к развалинам старой рыночной площади. Давно-давно тут шла оживленная торговля, Хампи был очень богатым городом, здесь торговали шелками, золотом, бриллиантами… А сейчас остался бассейн с зеленоватой водой и развалины стен.
Фотографирую то, что осталось от былой роскоши. Диму же вовсе не интересуют средневековые руины. Еще вчера, на холме, созерцая на закате причудливо разбросанные гигантские камни, высказывал теорию, что они напоминают развалины каких-то строений. Уж больно причудливо, и кучками лежат.
«Эти горы похожи на развалины каких-то огромных построек» - Дима делится с водителем своей теорией. Думаю, он вряд ли поймет, он же не знаком с фильмами Склярова и не знает о загадке полигональной кладки. К моему удивлению, Паша совсем не удивлен игрой воображения туриста: «Да, мой дед рассказывал мне легенды про войну богов. Они стреляли молниями…» Ишь ты, надо сообщить об этом месте в Лабораторию альтернативной истории :)
Дальше едем к реке, на другой стороне, чуть дальше, возвышается довольно внушительной высоты гора, на ней храм Ханумана - индуистское мифическое божество в образе человека-обезьяны. Согласно легендам, такие существа обитали здесь в древности. До сих пор это место считается священным. Водитель рассказывает, что с горы открываются отличные виды. Нужно переправиться на лодке на другой берег, а потом лезть на гору. Нам эта идея уже не очень нравится. Слишком высокая гора, а уже довольно жарко. Времени и сил подъем займет много, а у нас еще обширная программа. Нет, не полезем.
Лодки для туристов в виде больших плетеных тарелок. Мальчик на берегу зазывает нас на экскурсию. По 800 рупий с человека. «Банкрот прайс» - как говорил продавец ковров в Тунисе. Ваша цена? – не отстает мальчик. Наша цена – 100 рупий. С человека? – не теряется ребенок. На самом деле, как говорил водитель, можно сторговаться на 400 рупий. Но мы все равно не собираемся туда. Садимся под деревом, смотрим по сторонам. Подходит более опытный переговорщик, начинает свою сладкую песню: это не очень дорого для такой трудной работы, ведь назад грести очень сложно. Купите моторку – предлагает Дима бизнес-идею. Нет, тут мелко, и вообще туристам нравятся такие лодки, это же экспириенс, впечатления. Я вполне разделяю мнение, что для туристов так интереснее, но это все-таки 1600 рупий за пару сотен метров - дороговато для Индии, на мой взгляд.
Идем в тук-тук. Водитель наверняка немного расстроен тем, что обломался его сон под деревом часа на три. К тому же, у него что-то случилось с мотороллером. Вытаскивает откуда-то из-под пассажирского сиденья длинный витой провод, закрепленный где-то там, в недрах этой бандуры, привязывает его другой конец к зеркалу заднего вида. Уж не знаю, как устроен тук-тук, но это работает – заводимся.
Приезжаем на следующую точку. Народу совсем мало. Рабочие только отдыхают в тени одного из древних храмов. Похоже, вот они-то и «создают» из разбросанных валунов вокруг туристические аттракции. Стена рядом с одним из храмов выглядит недавно сложенной. Дима ходит по камням, интересуется, откуда взялись странные отверстия в больших валунах. Похоже, их так раскалывают: делается ряд углублений, в которые загоняются деревянные клинья. Если намочить дерево, оно расширяется и распирает камень.
Дальше едем к комплексу со знаменитыми каменными колесницами. Платим по 250 рупий за вход. Билет действует и на другие достопримечательности Хампи, но только в течение дня.
Подходит мальчик, начинает уже надоевшие расспросы: вы откуда, как зовут, бла-бла… Какая им всем разница, откуда мы. Спрашиваем, с какой целью интересуется и предлагаем самому угадать, откуда мы. Таких вариантов ответа его программа не предусматривает и, вероятно, выдает фатальную ошибку. Мальчик теряется, замолкает и уходит.
Ходим по храмам. Один из них находится почти под землей. Там довольно темно. Страшновато заходить в темное помещение. Веет чем-то древним и жутковатым. Людей совсем нет. Слышны звуки летучих мышей, пахнет странно. Делаю несколько кадров на длинной выдержке. Главное, чтобы я не увидела на снимках ничего лишнего. Темнота пугает. С радостью вылезаю на солнечный свет.
Здесь был храм с «поющими» колоннами. Они издавали какой-то звук, если к ним прикоснуться. Одна из жен царя любила музыку, вот поэтому колонны и «пели». К сожалению, туристы злоупотребляли этим свойством колонн и одна из них лопнула. Год назад к ним прикасаться запретили. Вокруг храма ходит суровый охранник. Фотографирую растиражированные на открытках колесницы. Колеса из камня. Чисто теоретически они могли даже ездить. Странное сооружение. На выходе из комплекса продают кокосы. К продавцу подходит дедушка, которого я вчера видела на холме, он тоже наблюдал закат. Покупает кокос за 10 рупий. Спрашиваю у него, не опасно ли это. Дедушка даже не понимает вопроса. Как они могут быть опасны, они же закрыты, растут на деревьях. С моим английским сложно углубляться в такие детали, как то, что кокосы открывают с помощью не гигиеничного серпа довольно неряшливого вида продавцы. Кокосовое молоко очень полезно – комментирует дедуля. Ну, если он дожил до таких лет и бегает тут по развалинам, попивая сок из кокосов, я ему верю. Тоже покупаю, приобщаюсь. Кокосовое молоко очень хорошо утоляет жажду. Рекламируемая «нежная мякоть» выбрасывается. А потом из нее делают «Баунти», да…
Дальше водитель привозит нас в музей археологии. Куча статуй без голов и разных барельефов с местными божествами, в которых очень легко запутаться. Скучно. Скульптуры установлены на бетонных постаментах, некоторые подписаны. Ганеша. Еще Ганеша. Хануман. Лакшми. Нет, все-таки скучно. Местные женщины пьют воду прямо из-под крана, к которому подсоединяется шланг для поливки газона. Завидую им, у них все просто. Обошли по дорожкам почти всю экспозицию под открытым небом. Пытаемся срезать путь обратно. На дороге лежит собака, рычит. Намек поняли, пошли обходным путем. Там, где нет злой собаки, пытаемся срезать путь через лужайку. Подбегают работники музея: вы еще не были внутри. Нет, спасибо, мы не хотим. Скучновато тут. Выходим с территории музея. Вот это новость: нет нашего тук-тука. Садимся на скамейку, сиротливо ждем. Минут через 20 появляется: Извините, чинил машину. Ладно уж, поехали дальше. Рассказывает, что в горах водится много черных медведей. Не ясно только, что они в этих голых скалах едят.
Дальше приезжаем к еще одному индуистскому храму на горе. Водитель говорит, что это «место силы», тут очень хорошо медитировать. Заходим во двор комплекса через гопурам. Народу тут прямо скажем, не много. У входа в храм сидят двое мужчин в желтом, начитывают в микрофоны какие-то тексты из культовых книг под аккомпанемент бубна. Внутрь мы не идем, проходим двор насквозь, там выход на довольно большую каменную площадку, с которой открываются красивые виды на горы и рисовые поля внизу. Посередине площадки стоит огромный валун, вокруг которого построили храм. Вернее, просто на верхушке храма надстроили культовую башенку, а внизу кое-где залатали щели кирпичом. Я так понимаю, под камнем есть свободное пространство, куда можно пролезть. При входе стоит человек, зовет зайти внутрь. Мне любопытно, захожу. Действительно, можно пролезть практически под самый центр камня, только потолок низкий. Интересно, как они определяют места силы… На полу сидит индус с длинными волосами, очень худой. Вид у него совсем немощный, хотя лицо молодое. По моим представлениям, так и выглядят индийские аскеты, месяцами медитирующие в горах. Уж не знаю, тот ли это случай. Пытается ползти под камень, но у него плохо получается. Мужчина при входе идет ему помогать. Очень странное и не понятное мне место.
Возвращаемся обратно. Вокруг маленькой автостоянки по деревьям скачут обезьяны. Наш водитель подкармливает их чем-то с руки. Зверьки, а какие хитрые: в тот момент, когда берут кусок еды у человека, смотрят на лицо дающего. Приходит большой сурьезный обезьян, самый главный. Ему водитель уже руку не протягивает. Кидает еду издалека. Постепенно стая все больше наглеет. Прыгают вокруг. Одна обезьяна открывает сумку на припаркованном недалеко мотоцикле. Копается там, очень ловко. Достает бутылку из-под воды, пустую. Пытается ее прокусить. Интересно, что будет, если дать открытую и с водой. У нас как раз есть почти пустая. Такие большие предметы из рук обезьяны брать боятся. Ставим на землю бутылку, отходим Обезьянка ее хватает, заглядывает в горлышко, но пить не додумывается, опять крутит бутылку, кусает. Непроизвольно делаю жест: «ну что ж ты!» Обезьяну мгновенно сдувает на дерево. Хорошая у них реакция. Другая сидит на зеркале заднего вида припаркованной рядом машины. Крутит антенну, возит лапками по стеклу, лижет его. Ох, скажет нам хозяин машины большое «спасибо» за то, что подманили сюда обезьян. Прыгают с дерева прямо на крышу и лобовое стекло. Слышны только глухие удары. Как бы они не помяли и не поцарапали машину. Диму от обезьян оторвать очень трудно. «А что, в России они не водятся?» - спрашивает водитель, глядя на наш повышенный интерес к зверькам. Любопытно, как он себе это представляет…
Дальше опять подвозит нас к храмам. Большая площадь, гопурамы… И нет вообще никого. Только на главном входе сидят три местных в тени, почти спят. Садимся на крыльцо храма, в тенек. Тихо. Очень и очень тихо. Никаких посторонних звуков, только шелестят пальмы на ветру и временами посвистывают птички. А все-таки, как бы здорово было иметь машину времени. Увидеть, как эта площадь использовались, какими храмы были сразу после постройки, что тут происходило. Приятно сидеть в одиночестве, смотреть на камни и представлять себе, как сквозь них течет время. Заходим в один из храмов. Там полутьма, летучие мыши мелькают тенями под потолком, пищат недовольно. Прохладно, с колонн смотрят страшные морды зверей и божеств. Дальше еще один зал, очень темный. Заставить себя в него зайти не могу, слишком жуткие темнота и тишина внутри. Наверно, это первобытные инстинкты. Скорее выхожу их этого мрачного места на ласковый солнечный свет, к белкам и бабочкам.
Дальше нас везут к более поздним постройкам, мусульманского периода. Бассейн королевы, акведуки, стойла для слонов, лотосовый храм… Все, мне опять жарко и уже надоело лазить по камням. Хожу с кислой миной, ничего не впечатляет. Водитель пытается показать еще один храм. Видит мою реакцию, едет дальше. Устали? – сочувствует. Да уж, целый день: храмы, храмы… Они все уже кажутся мне одинаковыми. И вообще жарко. Ну ладно, поехали на последнюю точку, там совсем другой храм и виды хорошие – соглашается водитель. Виды? Опять на гору? Утверждает, что она не высокая. Привозит в наш поселок, на другой конец главной улицы. Смотрю с сомнением на камни. Нет, не полезу. Не хочется.
Расплачиваемся с водителем и идем в интернет. Начинаешь читать, чем там народ живет, втягиваешься в «ту» жизнь, потом выходишь из интернет-кафе – ба! Невероятная Индия вокруг. Мальчик с дудочками пристает к туристам, те прикалываются: нет, лучше купи у нас что-нибудь. Сами играют ему на дудочке, ломают шаблон, в общем. Мальчик перекидывается на меня: купи веер. Нет, у меня уже есть два. Спрашиваем билеты в одном из агентств. Невероятное дело, предлагают комфортабельные автобусы по 900 рупий за билет, сидячий поезд – за 500. Это слишком дорого, доберемся как-нибудь сами.
Вечером в кафе фотографирую интерьер. Официанты ориентируются быстро – несут мне визитки кафе. Вы же едете дальше на Гоа, там встретите много русских. Да, и всем буду рекомендовать метнуться за 350 километров, чтобы откушать ваших пончиков с бананом.
По вечерам здесь часто отключают электричество. В луче нашего фонарика густо мечется пыль. Откуда же здесь столько пыли? Индия – одна сплошная пыльная дорога…