Всё в Сапе хорошо.
Одно плохо, даже очень. Постоянные атаки женщин в национальных костюмах Хмонгов , трясущих какую-то дребедень под носами туристов и при этом причитающих:
- Buy from me, buy from me, buy from me..(купи у меня, купи у меня, купи у меня...)
И так до бесконечности.
Бедуины со своими ослами в иорданской Петре и камбоджийские попрошайки - вялые мямли по сравнению с этими бабами.
Хмонги живут в горах вокруг Сапы и составляют больше половины населения региона. Как и во всех остальных горных местностях здесь обитает куча других меньшинств, в том числе Тхо и Дао. Вьетнамцы, перебравшиеся сюда с низин, составляют около 13%. Проживают в Сапе, где ведут отельный и ресторанный бизнесы.
Особой любви между Вьетнамцами и Хмонгами не наблюдается. Контакты тоже ограничены.
Живут Хмонги закрытыми общинами. Местный музей довольно романтично описывает их бытиё. Вот, например, женитьба.
Конечно никаких киношных, дискотечных или студенческих знакомств тут нет. В основном потенциальные женихи и невесты приглядываются друг к другу на рынках. Самый известный в Бак Ха ( после саповских "купи у меня" мы на все рынки плюнули).
Приглядев себе невесту, молодой человек крадёт её. Делает это он с помощью друзей и с согласия своих родителей, в любом месте и в любой момент. Даже если девушка в кусты отошла по делам. Подняв девицу под руки над землёй (символически и чтобы особо не брыкалась) её тащат в дом к жениху, где её встречают как гостью дорогую. К родителям девицы отсылается делегация, а сама она под присмотром незамужней родственницы жениха проводит в его доме три дня. За эти три дня молодой человек пытается уговорить девушку выйти за него. Уговорит, тогда устраивается свадьба. Не уговорит, тогда девица возвращается домой в целости и сохранности.
Жизнь в горах Сапы нелегка. Рис, культивируемый на склонах в художественно выложенных террасах, даёт только один урожай в год и только-только обеспечивает местное население. Осталной доход получается от разведения домашней живности и продажи ремесленных поделок туристам.
Вьетнамское правительство строит школы, обеспечивает Хмонгских детишек бесплатными учебниками и бесплатным образованием. Но, частенько, родители считают что образование в фермерской жизни ни к чему и перспектива заработать деньги сейчас, продавая фигню туристам, намного притягательнее, чем вся учёность в будущем. Под предлогом того, что дети нужны на полях, родители отмазывают своих чад от школы. Правда это или не правда, нужны ли они на полях или нет, кто будет это проверять?. Ни один учитель, по большой вероятности вьетнамец, не будет ползать по горам и искать жилища отлынивающих школьников чтобы провести беседу с родителями.
При всех законах об обязательном образовании, и наличии ресурсов у монопольно владеющей властью коммунистической партии Вьетнама, всё оказывается бессильно при контакте с детьми гор.
Также правительство предоставляет им бесплатное медицинское обслуживание и (что важно !) бесплатные медикаменты. Но достижениям науки Хмонги не особо доверяют и частенько пользуются чарами шаманов и жертвоприношениями (убил барана и болезнь ушла). При всём при этом многие исповедуют импортированный французами католицизм, что подтверждает церковь на городской плащади.
В общем точек соприкосновения с современными вьетнамцами не наблюдается.
Так и живут все бок о бок в параллельных мирах.