Путь в Юрьев-Польский начался три года назад, когда я потрясенная до глубины души, стояла перед Дмитриевским собором Владимира, понимая, что все мои познания о Древней Руси можно выкидывать на помойку: то, что было передо мной, не укладывалось в них совершенно. В тот день был куплен небольшой альбом "Храмы Владимирской Руси", где я наткнулась на ничего не говорящее мне название городка "Юрьев-Польский" и фото собора с резьбой, чем-то похожей на то, что было перед моими глазами во Владимире.
Георгиевский собор несколько младше своих собратьев из Владимира, Боголюбова, Переславля - он был построен в 1230-1234 году при внуке Юрия Долгорукого (который основал Юрьев-Польский на 5 лет позднее Москвы) Святославе. Его главная ценность - резьба, плотно покрывающая стены, которую однако ждала довольно странная судьба.
Около 1460 года собор частично обрушился. Ценность его уже тогда была очевидна, во всяком случае московский князь Иван Третий, поручил восстановить собор как можно скорее.
При восстановлении была сделана попытка поставить каменные блоки на те же места, сохранив узор древних зодчих. Но это не удалось - нынешний вариант по общему мнению, можно уподобить паззлу, сложенному в произвольном порядке. Часть камней удалось собрать вместе, получились как бы фрагменты прежних картин, но большинство камней были поставлены произвольно: можно судить к примеру по этому фото.
Немало блоков осталось, так что собор получился приземистым, с не очень характерными для русских церквей пропорциями. А "лишние" блоки находили в окрестных домах вплоть до середины 20 века; сейчас они собраны внутри собора.
Когда я смотрю на древнерусскую резьбу, я понимаю, что люди ее создавшие, знали в жизни то, что мне недоступно. Можно лишь, глядя на их работу, стараться хотя бы немного проникнуть в неведомый нам мир.
Откуда древнерусские мастера знали про львов? А может быть это и не лев? Но кто?
И из каких фантазий родились эти кентавры?
И что кроется за суровыми ликами, перемешанными со звериными... нет, не мордами - лицами?
Такие вопросы собор задает ежеминутно. И вряд ли тут сильно поможет экскурсовод или путеводитель.
Фото - не более, чем следы попыток... проникновения? осмысления? постижения?
В общем, очень значимых минут, проведенных рядом с Георгиевским собором.
Спасибо, собор!