Об этом маленьком городке – Чешском Крумлове – я слышала много раз, хотя попасть в него посчастливилось только недавно. До этого момента я пребывала в неведении – какой он? Что представляет из себя то, что называют средневековой сказкой, городом влюбленных, жемчужиной Южной Богемии, Прагой в миниатюре, городом Красной Розы (именно этот цветок издавна был символом хозяев здешних мест - рода Рожмберков), магическим зеркалом пятилепестковой розы, жемчужиной Ренессанса…
Надо сказать, что Чешский Крумлов оправдал мое представление о нем на 100%. Даже на 110%. Маленький средневековый городок с толпами туристов, входящий во всемирное наследие ЮНЕСКО… Располагая такой информацией, воображение упрямо рисовало мне Брюгге. И не ошиблось! Чешский Крумлов – это чешский Брюгге. Абсолютно! Аутентичный стиль архитектуры, застывшее где-то в Средневековье время, неподвластность центра городка новомодным веяниям, люди-люди-люди… Хотя нет. Я немного лукавлю. Честнее сформулировать так: Чешский Крумлов был бы немного хуже Брюгге, если бы не его замок, взмывающий над городком и осенявший его. Такой красоты не увидишь даже в Брюгге.
Вообще, цель которая я поставила перед собой, а именно – описать достопримечательности Чешского Крумлова, достаточно сложна. Конечно, замок с его шикарным садом заслуживает самого пристального внимания. Но все домики, старательно осмотренные мной в соответствии с рекомендациями путеводителя… Не знаю. На мой взгляд, как-то надуманно и искусственно в сказке не гулять, праздно шатаясь и радуясь жаркому дню, воспринимая и домики, и солнечные лучи, и обмелевшую здесь Влтаву как единое целое, а, напротив, стараться все изучить, искромсав на части, разглядев все по отдельности, а потом пытаясь сложить все, что сложить уже не удастся…
Хотя я излишне увлеклась измышлизмами. Конечно, изучать и познавать надо. Не слишком увлекаясь, пытаясь осмысливать действительность не только по вывескам и путеводителю, но и отдаваясь на волю эмоций, ощущений, обоняния, осязания, позволяя круговороту запахов и цветов увлекать вас… а потом очнуться и вновь продолжить открывать для себя новые улочки и дома, вбирая в себя их истории, проникая в тайны.
Итак…
Вследствие того, что железнодорожный транспорт не столь развит и популярен в Чехии (по сравнению, например, с той же самой Бельгией), до Чешского Крумлова мы добирались на автобусе Student Agency (официальный сайт http://www.studentagencybus.com). Автобусы этой компании намного более комфортабельны по сравнению с широко известными в Европе автобусами Eurolines, к услугам которых мы неоднократно прибегали в прошлом: удобные кресла, наличие вежливой англоязычной стюардессы (или как называют сотрудников подобного рода в автобусной компании), которая предлагает прессу, наушники для просмотра фильма на английском (а не чешском, французском и т.д.) языке, напитки. Что еще немаловажно для меня: в Student Agency за вами уже с момента покупки билета закреплено определенное место. Следовательно – особенно это касается дальней дороги – не надо торопиться в автобус для того, чтобы сесть вместе, а не порознь. Цены, кстати, у данных двух компаний отличаются незначительно. Не стану утверждать со 100%-ной вероятностью, но мне кажется, что Student Agency даже немного дешевле. По стоимости: дорога туда-обратно на двоих взрослых вышла в 740 чешских крон (то есть 370 крон в одну сторону). Время в пути – приблизительно 3 часа, которые в компании с книгой пролетели для меня незаметно.
Вот мы и приехали! И сразу же Чешский Крумлов, как и Прага в свое время, закружил меня в вихре магии своих кукол!
Любая прогулка начинается с главной площади. В Чешском Крумлове главная площадь именуется площадью Согласия, что сразу настраивает прибывшего туриста на мирный и спокойный лад. Площадь имеет форму квадрата. Расположение домов и исходящих с площади улиц не изменились со времен Средневековья. Но фасады и интерьеры зданий изменялись почти постоянно, и следы этого очень хорошо заметны.
Дом №1 на площади Согласия занимает Ратуша, в крайней части которой есть очень интересный элемент – звоночек, датируемый приблизительно 1520 годом, с помощью которого в прошлом созывали служащих Ратуши на заседание.
Звоночек, с помощью которого в прошлом созывали служащих Ратуши на заседание (1520). Площадь Согласия, дом №1, Ратуша
На фасаде изображено несколько знаков: слева – эггенбергский, потом идут знак земли чешской, шварценбергский знак и ниже – знак самого Чешского Крумлова.
Дом №12 на площади Согласия, как и все остальные здания здесь, построен первоначально в готическом стиле, но постепенно перестраивался. Фасад здания сейчас выполнен в стиле классицизма. В XVIII веке в этом доме жил повар, Валентин Нейман. Это он установил на фасад дома бюст своего сына, служившего аббатом в находящемся неподалеку монастыре цистерцианцев.
Также интересен дом №14, фасад которого оформлен в стиле позднего барокко, а на стене находится изображение Яна Непомуцкого.
Дом №22 по улице Панска характеризуется выразительный фасадом в стиле рококо. На стене – изображение Девы Марии Сватонёвицкой.
И, наконец, доминанта площади – Марианский (Чумной) столп, несущий на себе скульптурное изображение Девы Марии Непорочной и восьми святых, патронов города и защитников от чумы.
Двигаясь от площади Согласия по улице Горни, выйдем к чешско-крумловскому римско-католическому собору Святого Вита, который, наряд с замком, стал главной архитектонической доминантой города.
Рядом с собором находится дом №159 все по той же улице Горни под названием «Капланка», выполненный в стиле поздней готики с элементами раннего ренессанса, проявляющимися в формах укрепления стен и дверей.
Чуть дальше находится дом №154, в котором раньше находились иезуитские кельи, а сейчас – гостиница, выполненное в стиле классического ренессанса Бальтазаром Магги из Арогна. На фасаде можно увидеть сграффито, во дворе - настенное изображение гербов основателей: Вилема из Рожмберка и его жены Поликсены из Пернштейна, рядом – гербы иезуитского ордена.
В доме №152, здании бывшей иезуитской семинарии, расположился Районный краеведческий музей.
Заслуживает внимания и площадь-перекресток На Луже. Получившая свое название в начале XVI столетия, когда это место затоплялось протекающей рядом Влтавой, а после дождей сюда стекала вода с верхней площади.
Угловой дом, первоначально – готический, неоднократно перестраивался.
Его отличительной чертой являются художественные росписи фасадов: фасад со стороны улицы украшают нарисованные окна, из которых якобы выглядывают жители этого дома и – почему-то – маленькая обезьянка; фасад, выходящий на Кайовкую улицу, несет на себе образ Святого Флориана, защитника от огня.
Вообще, росписи на фасадах – это отдельная тема. Нигде ничего подобного я еще не видела. А здесь - в Чешском Крумлове - они предстали передо мной в великом множестве.
Также на Луже находится и музей восковых фигур, размещенный в средневековом доме с классическим фасадом.
Самой широкой улицей Чешского Крумлова – вы не поверите! – является улица Широкая. На ней стоит обратить внимание на два дома: дом №74 и дом №77.
Дом №74 первоначально задумывался как готический, но много раз перестраивался. Фасад выполнен в стиле классицизма и датируется началом XIX столетия. Изображение на медальоне посередине – это образ Святого Вацлава, причащающегося плотью Христовой.
Архитектурный облик дома №77, расположенного на месте двух средневековых строений, не имеет аналогов на территории Чехии: при ренессансной перестройке конца XVI столетия в центр фасада был встроен ренессансный портал саксонского типа с рельефами роз и двумя нишами со стоящими внутри скульптурами.
Здание искусствоведческого центра Эгона Шиле, известного венского художника, выполненное в стиле ренессанса, до начала XX столетия служило пристанищем городскому пивоваренному заводу. Сегодня в его стенах проводятся выставки современного искусства.
Также следует обратить внимание и на госпиталь с костелом Святого Йошта, которые хорошо видно с Лазебницкого (Банного) моста. Строительство их датировано приблизительно 1330 годом.
Готический, претерпевший множество перестроек дом №15 по улице Латран также очень интересен. Видимо, уже в XVI столетии один из этажей был вынесен наружу, на каменные опоры, после чего фасад покрылся ренессансным сграффито, сохранившимся до сих пор.
Дом №37 по улице Латран возник в период поздней готики в результате соединения двух предшествующих строений. Черты этого дома несут в себе отпечаток как ренессанса, так и барокко. Характерной особенностью здания является выполненный в XVI столетии вынос части этажа наружу, на внешние опоры. Так в то время крумловские мещане решали, что называется проблему расширения жилплощади.
Дом №39, построенный в эпоху готики, был перестроен в середине XVI столетия. В центре фасада находится знаменитый «Рожмберкский всадник». Этот образ часто появлялся в жизни Рожмберков – правителей Крумлова.
Дом №53 – один из тех чешско-крумловских домов, на фасаде которых можно проследить долгий путь их перестройки: окантованные красной полосой глухие окна относятся еще к средневековью, роспись сграффито возникла во второй половине XVI века. К тому же времени относятся картины верхней части фасада, темой которых стала десять кругов человеческий жизни.
Проходная арка на улице Латран является составной частью уникальной системы крытых коридоров, соединяющих ареал замка с монастырским костелом и существовавшим когда-то домом вдовы Анны из Рогендорфа, матери тогдашнего крумловского правителя Вилема из Рожмберка. Внешний вид этого строения, возникшего во второй половине XVI века, напоминает римские триумфальные арки. Фасад арки украшен гербами Вилема из Рожмберка и его третье жены, Анны Марии Баденской.
Монастырь ордена рыцарей-крестоносцев с красной звездой, возникший в 1350 году, также заслуживает упоминания. Монастырский ареал открывается за воротами, несущими знак крестоносцев, за которыми находится небольшой парк под названием Трамин.
Находящийся в монастыре костел плоти Христовой и Девы Марии Сострадания был освящен в 1358 году. А в 1649-1981 гг. он претерпел значительную перестройку в стиле барокко.
Монастырь ордена рыцарей-крестоносцев с красной звездой. Костел плоти Христовой и Девы Марии Сострадания
Будейовицкие ворота строились в 1598-1602 гг. по проекту Бенедикта Кометты. В те времена, когда крепостные стены имели важное оборонное значение, в городе было всего 9 ворот. Потом восемь из них снесли, и остались только эти, Будейовицкие, ворота, необычность двойственности структуры внутреннего и внешнего фасада которых необходимо отметить: при строительстве внешнего фасада был использован камень-плитняк, массивность которого вызывает впечатление мощности обороны и отпугивает врагов; его украшают только зубчатые рельефы и заостренный шпиль башни; и, наоборот, окрашенный в красный цвет внутренний фасад с его солнечными часами и игривыми ренессансными орнаментами вокруг стен повернут к жителям другой стороной – яркой и приветливой.
Круглый бастион начал строиться около 1500 года как составная часть городских укреплений. После потери своего оборонного значения внутренние помещения башни-бастиона стали использоваться как жилые. Его наружная сторона не претерпела никаких изменений: боковые щели, чердак из рубленых бревен, средневековая штукатурка.
Православного храма в Чешском Крумлове мы не встретили, но зато здесь есть настоящая синагога, построенная в 1910 году в строго новороманском стиле.
Вот и подошел к концу мой рассказ об этом замечательном городе. Нет, я, конечно же, не забыла о жемчужине Чешского Крумлова – прекрасном замке. Просто это уже совсем другая история.
Что мне еще запомнилось? Несомненно, досуг жителей Чешского Крумлова в этот чудесный жаркий субботний день – сплав по страшно мелкой Влтаве на рафтах, лодочках и байдарках. Очень хотелось присоединиться к ним. Однако нас ждал автобус и обратная дорога в Прагу.