Дёргаясь в пробке на Третьем транспортном кольце между ш. Энтузиастов и Нижегородской улицей можно видеть высокую одинокую колокольню. Это Церковь-колокольня Воскресения Христова, с 1947 года — церковь-колокольня Успения Божией Матери, принадлежащая старообрядческой церкви в Рогожском посёлке, она всего на 1 метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле.
Один мой знакомый жил до и во время войны в бараке на Рогожке. Он рассказывал, как в детстве вместе с приятелями часто забирался на колокольню, как исследовал под ней подземный ход. Во время войны в колокольне хранились боеприпасы, и проход для любознательных пацанов закрыли. Примерно в 1944г склад с боеприпасами неожиданно взорвался, но церковь устояла и в 1947г была освящена заново, получив и новое название.
Я часто проезжаю мимо, и в один из жарких летних дней решил заглянуть к московским старообрядцам. Захожу на территорию посёлка, впечатление такое, будто здесь снимают кино о жизни России 19 века. Можно видеть женщин в светлых платьях и в белых платочках, бородатых мужчин в рубахах на выпуск, перепоясанных верёвкой. Мимо, словно ассистенты режиссёра, проходят современные оголённые женщины, катаются мальчишки на велосипедах, проносят стройматериалы таджики, из какого-то старинного дома слышится церковное пение. Таков нынешний Рогожский посёлок.
Гуляю по территории, фотографирую, и привлекаю внимание седого как лунь старика. Он пытает, с какой целью фотографирую, узнав, просит удалиться. Тут я спрашиваю, про жизнь общины во время войны? Старик оказывается настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы по имени отец Виктор. Он рассказывает, как старообрядцы помогали деньгами фронту, как молились о победе русского воинства. На вопрос, помогает ли государство общине, отвечает, что мало, показывая на соседний храм, сетует, что григорианцы его забрали. Прощаюсь с настоятелем и иду дальше.
За храмами имеется некое поле, где зеленеют два пруда, через которые перекинуты мостики. В советские времена пруды засыпали, устроив тут свалку. В наше время водоёмы используют во время церковных праздников. На Крещение тут собирается большое количество старообрядцев.
Женщина в церковной лавке объясняет, что заходить в их храмы григорианцам можно, если нет соответсвующей одежды, то её дадут. Можно присутствовать и во время службы, но креститься на иконы григорианцам не нужно, и во время таинства чужаков попросят уйти. В её лавке много старообрядческой литературы, имеются крестики и иконки. Вместо ответа на вопрос, читала ли она книги «В лесах», «На горах» Мельникова-Печерского, женщина начинает ругать «раскольника» Никона, который расколол единую церковь (по мнению старообрядцев наоборот григорианцы являются раскольниками).
Позже удалось вступить в разговор с деревенским старостой из Нижегородской области. Бородатый дядька с татуировкой на руке был в радостном настроении, он приехал в Митрополию просить священника для своей общины и просьбу его обещали исполнить. Про тату на руке объяснил, дескать, ошибки молодости. Пока я с ним разговаривал, я стоял спиной к некому двухэтажному дому. В какой-то момент собеседник резко прервал диалог и попросил меня обернуться. Из здания в этот момент вышел сам митрополит, а стоять спиной к митрополиту не прилично.
Одним словом старообрядцы показались мне вменяемыми и адекватными людьми, но нужно ли говорить, что фотографироваться они все категорически отказались.
А история Рогожского посёлка такова.
По распоряжению императрицы Екатерины II в 1771г в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два старообрядческих — у Серпуховской и Тверской застав.
Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта ( ш. Энтузиастов). По Рогожской Заставе кладбище получило название Рогожского.
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего.
Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его казаков-старообряцев.
После изгнания Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки во главе с атаманом Платовым. Как старообрядцы, они начали обращаться за исполнением своих духовных треб на Рогожское кладбище. А когда покидали Москву, то атаман Платов подарил Рогожскому
кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы, которая была при нём почти во всех воинских походах.
Таким образом, благодаря Платову старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища.
Если до 1813 года литургии здесь служились редко и в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то после ходатайства к московскому градоначальнику Платова литургии в центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во все двунадесятые праздники. Однако после воцарения Николая I богослужения были запрещены вплоть до закона о свободе вероисповеданий 1905 года.
Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок, который стал центром старообрядчества России. Население посёлка постепенно возрастало, составив к 1845 году 1588 человек.
Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством,
вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и
фабрикантов.
Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как традиционно считалось,
что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.
Внутреннее убранство впечатляет. Стены и своды расписаны в древнерусском стиле, имеется богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.
При Екатерине II и Александре старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I ситуация изменилась. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви.
После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета (митрополит Филарет родственник телеведущего Н.Н.Дроздова), алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Церкви превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.
Именно в честь распечатывания старообрядческих церквей рядом с Покровским храмом в 1907-1910г и была поставлена храм-колокольня Воскресения
Христова.
Октябрьская революция положила конец «золотому веку»
старообрядчества. В 1928 году с колокольни сбросили колокола.
В 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова.
Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор
семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен
для строительства метро.
Теперь гонения на старообрядцев остались в прошлом. Церкви ведут активный диалог и сотрудничают между собой.
А напротив здания Старообрядчеcкой митрополии на небольшом холмике в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове (1753-1818 гг.).
«Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам».
Надпись на камне рядом с крестом:
«Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана старообрядца М. И. Платова въ лето 7516 августа дня»