Храм Бантей Срэй (Banteay Srey), расположенный в 37 километрах от Сиемреапа, пожалуй, один из самых красивых храмов в его окрестностях. Недаром этот храм называют «жемчужиной кхмерского искусства», а работу камнерезов сравнивают с ювелирной.
Миниатюрный, изящный, с множеством резных барельефов с изображением полубогинь, настоящее воплощение красоты. Может, не случайно и получил название Бантей Срэй — цитадель женщин или цитадель красоты, что, в общем-то, одно и то же.
Комплекс Бантей Срэй — творение королевского брахмана Яджнавараха, советника короля Раджендравармана и короля Джаявармана V, правивших в 10 веке
Но не всегда храм носил это имя. Первоначально он назывался очень сложно – Трибхуванамахешвара и был посвящен индуистскому богу Шиве. Датой окончания строительства храма считается 967 год – 10 век.
Храм был посвящен индуистскому богу Шиве. Первоначально он назывался Трибхуванамахешвара, что значит "великий повелитель тройного мира"
На барельефе сценка, которую пытается запечатлеть турист: Демон с тысячей голов и рук пытается вырвать с корнем гору Кайлаш, обиталище Шивы
Было бы удивительно, если б храм сохранил с тех пор свою первозданность. Увы, время не пощадило его. Он неоднократно подвергался восстановительным работам, впервые в 11 веке. После нескольких веков забвения храм был вновь открыт лишь в 1914 году французами, поразившимися его красотой до такой степени, что не гнушались вывозить, или попросту воровать статуи.
Новый интерес к храму возобновился в 20-х, когда французский писатель и авантюрист Андрэ Мальро, лауреат Гонкуровской премии, украл 4 статуи деват-полубогинь, но был арестован. Такой позорный факт в его биографии, однако ж, не помешал ему стать министром культуры Франции в правительстве де Голля после войны. Уже в 30-х очищенный от деревьев храм был полностью восстановлен и, засверкав былой красотой, которая, как известно, должна спасти мир, стал привлекать всё новых расхитителей – охотников за резными барельефами и скульптурами. Тем более, что материал, из которого построен Бантей Срэй, – это красный песчаник, легко поддающийся вырезанию.
Положить конец разграблению власти решили простым способом – в конце 90-х заменили оригинальные скульптуры и барельефы на точные копии, а статую Шивы поместили в национальный музей в Пномпене. Впрочем, даже эти меры не остановили любителей древностей, продолживших воровать уже копии, а статую даже пытались похитить непосредственно в самом музее. Неужели Достоевский всё-таки ошибался, и красота не спасает мир, а, напротив, развращает его.
Когда мы посетили этот изумительный по своей красоте изящный храм, вернее комплекс храмов, то увидели наяву, что власти предусмотрели еще дополнительные способы, чтобы предотвратить дальнейшее разграбление, и опоясали храм ограничительной веревкой. Так что подойти к нему близко невозможно, не нарушив границы, за соблюдением которой строго следит охрана. Во всяком случае, одного охранника видела. Не удивлюсь, если через пару лет храм накроют стеклянным саркофагом. Это действительно красота, даже с копиями на фронтонах.