Дешевле всего к Великой китайской стене в Мутяньюй можно попасть при помощи туристического автобуса, но, к счастью, в Китае это далеко не единственный способ. Чтобы избежать толп и иметь больше свободного времени, мы решили взять на день машину с водителем. Водитель в Пекине нашёлся, как и всё в наши дни, по интернету. Звали водителя традиционным китайским именем Джо. Джо так Джо, подумал я и написал ему письмо, спросил о цене. Джо ответил. Я сказал, что дороговато. Джо ответил, что можно процентов на 30 дешевле, но за такие деньги я никогда не получу настоящего Джо, и могу рассчитывать только на его неназванного китайского друга. Я подумал, что большой разницы между двумя незнакомыми мне китайцами нет, и согласился на друга. На следующий день в лобби отеля с утра ко мне подошёл какой-то молодой китаец.
— Привет, ты Никита? – спросил китаец, неплохо говорящий по-английски, но с сильным китайским акцентом, — Я Джо.
— Привет, Джо!
Попасть к стене – определённое испытание. На только что вышедшего из машины туриста сразу же кидаются уличные торговцы. Зимним днём работы у них мало, большую часть времени на стене мы были вообще одни. Торговцы сувенирами подбегают, кричат, хватают за одежду, суют в руки свой товар. Товар, впрочем, у всех одинаковый. Майки с надписью "Я забрался на Великую Китайскую Стену", майки с портретом товарища Мао, и, почему то, майки с портретами американского президента Барака Обамы, одетого в коммунистическую форму Мао Цзэдуна. Последнее я бы даже не отказался купить, если бы мне дали. Даже в приличных бутиках фраза продавца "можно ли вам чем-нибудь помочь?" — самый верный способ навсегда выгнать меня из этого магазина, а уж хватание за руки полностью отключило у меня все инстинкты покупателя, осталось только как можно быстрее пробежать через торговую улицу до кассы и скрыться на охраняемую туристическую часть стены.
Великая китайская стена является абсолютно бесконечным сооружением, посмотреть которое можно в очень разных местах. Мутяньюй – просто один небольшой участок, отреставрированный на потеху туристам. Говорят, что великий вождь Мао завещал каждому китайцу хоть раз в жизни побывать на стене. К сожалению, что там делать остальным, Мао не уточнил. Отреставрированный участок стены чист от традиционного мусора, но каждый второй кирпич исцарапан именами китайцев со всего мира. И наших.
…И не только.
Буквально каждый второй кирпич.
Хорошо, что если чуть отойти, то этого уже незаметно.
Как приличные туристы, мы прошлись по стене от туристического входа через несколько застав до вершины холма. На этом месте дорогу преградила табличка: "Секция не для туристов. Не входить".
А для кого, удивился я, посмотрев на значительно более интересные развалины стены с другой стороны таблички. Для монгольских завоевателей? Нас, монгольских завоевателей, ни стеной, ни табличкой просто так не остановишь, подумал я, и, конечно перешагнул.
С другой стороны, в груде мусора уже ждали две женщины:
— Хало! Купи, купи! Кока-кола, пиво, открытки! – протянула ко мне руки одна, сообщив видимо все слова английского языка, которые знала. Вторая подбежала с другой стороны, сунула мне прямо в нос большого плюшевого тигра и тоже сообщила всё что знает:
— Панда!
Чтобы продать что-нибудь иностранцу, китайцы готовы сказать, что угодно.
— Бу яо! Не хочу! – пришлось продемонстрировать мои китайские способности, сказав единственное слово китайского языка, которое пришлось выучить в первый же день.
— Дальше не ходи, — крикнула вслед первая женщина, — там следующая торговка чокнутая, у нее не покупай, купи у нас!
Я смело шагнул дальше, отпрыгнул ещё через несколько ступенек, убежал от чокнутой торговки и, наконец, почувствовал себя на свободе. Великая китайская стена далась мне непросто, но и удовольствие я получил несравнимое ни с чем. Я остался один, а вокруг – только голые горы, сухой и холодный зимний воздух, ветер и синие небеса. И под этими небесами – остатки величайшей цивилизации на земле, непокорённые монголами, но павшие под силой кустарника и травы.
Пробираясь на руках через полуразрушенные заставы, поскальзываясь на камнях и цепляясь за ветки деревьев, я пробежал вперёд настолько далеко, насколько хватило времени. Привычный к странным туристам Джо спокойно заснул в своей машине, поджидая нас внизу.