Иерусалим является не только столицей и сердцем Израиля, но колыбелью 3 ведущих мировых религий – иудаизма, христианства и ислама. Иерусалим расположен на холмах, покрытых хвойным и лиственным лесом на высоте около 800 м. над уровнем моря. Центром Иерусалима является Старый город, обнесенный крепостной стеной, возведенной в нынешнем виде в 16 веке османским султаном Сулейманом I Великолепным.
У истоков Старого города стоял царь Давид, заложивший его в 1004 году до н. э. С древних времен Иерусалим считался центром мира, и на картах изображались три известных в ту пору континента — Европа, Азия и Африка, окружающие единственный и неповторимый Иерусалим. Город всегда был объектом притязаний могущественных правителей и военачальников, желавших покорить его. Сюда же стремились и массы верующих, т.к. здесь был распят Иисус, отсюда пророк Мухаммед поднялся в рай.
По периметру городской стены имеется восемь ворот, 34 сторожевых башни и неприступная цитадель Давида, доминирующая над городом. Старый город состоит из 4 кварталов: армянского, христианского, мусульманского и еврейского.
Армяне поселились в Иерусалиме из религиозных побуждений в 4 веке н. э., когда христианская религия была признана в Армении государственной. В 12 веке здесь был построен собор святого Иакова – одного из 12 апостолов Христа, ставший центром армянской общины в Израиле. В армянском квартале находится здание Патриархии, действует духовная семинария и музей истории, культуры и искусства армянского народа.
В центре христианского квартала расположен Храм Гроба Господня, построенный на том самом месте, где, согласно священным писаниям, был распят и погребен Иисус Христос. Многие христиане приезжают сюда, чтобы пройти по Виа Долороза от здания Суда до места его распятия на Голгофе — предполагаемому маршруту Крестного пути Иисуса.
В мусульманском квартале, самом большом из всех четырех, наиболее значительным местом для мусульман является Мечеть Омара на Храмовой горе, считающаяся святыней также и для евреев.
В Еврейском квартале, где преимущественно проживают евреи Старого города, находится Стена плача, ставшая священной благодаря близости к святая святых — Иерусалимскому Храму.
Улицы Старого города кривые и узкие и представляют собой сплошной восточный базар, пользующийся популярностью у туристов. Ширина улиц в старые времена определялась лишь требованием, чтобы осел, груженный двумя мешками, мог свободно пройти.
Овраг за крепостной стеной ниже Старого города называется Гиена огненная. Видимо, раньше в нем сжигали останки больного скота. В настоящее время этот овраг облагорожен, застроен престижными особняками и считается одним из самых дорогих районов Иерусалима.
Двигаясь по невзрачной улочке христианского квартала, неожиданно попадаем в небольшой внутренний дворик и затем через скромную дверь под аркой входим в самый главный и почитаемый храм христианской религии — Храм Гроба Господня. Под сводами центрального круглого зала, украшенного колонами, в полумраке стоит величественный саркофаг, в котором хранится плита, на которой лежал Иисус после снятия с креста. В этом зале ежегодно на Пасху с небес сходит животворный огонь, возвещающий о Воскрешении Спасителя.
Но вначале нужно подняться на Галгофу – гору, на которой стоял крест, на котором распяли Христа. На Голгофу ведет лестница в соседнем зале, содержащая 14 ступеней. Лестница выводит в небольшую часовню с алтарем и верхушкой скальной горы под стеклом. Это место, где стоял крест. У алтаря стоит священник, подсказывающий, куда нужно ставить зажженные свечи «за здравие» и «за упокой». Спустившись с Голгофы, останавливаемся у мраморной плиты, на которой омывали Христа перед захоронением. Плита до сих пор сочит елеем.
Гроб Господний находится в небольшой купольной часовне, облицованной желто-розовым камнем. Красивый вход в неё украшен большим количеством лампад из цветного стекла, в золоченой оправе. Внутри имеются два помещения. В первом из них под стеклом находится кусок камня, который отвалился от плиты, прикрывавший вход в пещеру. По преданию на этом камне сидел Ангел, который и возвестил о воскрешении Иисуса Христа. Комната эта называется комнатой Ангела.
В следующей комнате находится главная святыня — каменное погребальное ложе, покрытое плитой белого мрамора. Это место является главным алтарем Храма Воскресенья Христова. Не поддаться всеобщему настроению паломников невозможно, хочется все получше рассмотреть и запомнить. Почти все кладут на надгробную плиту для освящения иконы, кресты, медальоны, просто какие-либо предметы.
На выходе находятся две большие лампады, зажженные от благодатного огня, снисходящего накануне Пасхи. Экскурсовод посоветовал нам заранее купить специальные свечи по 33 штуки в пачке. Число 33 соответствует количеству лет Иисусу Христу, когда его распяли. Эти свечи нужно зажечь от лампады и загасить. Теперь их можно подарить родственникам и друзьям, верующим и сочувствующим, как реликвию из главного Храма Христианской веры.
Далее осматриваем Храм Гроба Господня, в котором имеются наделы с отдельными алтарями, принадлежащие римской католической, греческой православной и армянской григорианской церквям.
Экскурсии по Иерусалиму омрачилось сообщением гида, полученное им по телефону, о том, что в километре от нас вне крепостной стены Старого города произошел теракт. Араб на бульдозере протаранил автомобили и автобус, стоящие у светофора. Имеются пострадавшие, террорист убит полицией. Но здесь это не повод, чтобы менять планы.
Далее осматриваем Горлицу Тайной Вечери, где проходила встреча Иисуса со всеми его учениками накануне главных событий его жизни, посещаем захоронение царя Давида, поднимаемся на Храмовую гору и любуемся Мечетью Аль-Акса, — одной из главных святынь мусульман, и отточенными линиями Мечети Купол над скалой с грациозным золоченым куполом.
С площади у Мечети открывается живописный вид на Гефсиманский сад у подножия масленичной горы, где Иисус проповедовал своим ученикам новые истины, был поцелован Иудой и арестован римскими войнами. В саду величественно выделяются Храм Всех народов и русская православная церковь Святой Магдалины с позолоченными куполами. На вершине масленичной горы стоит высокая колокольня на том месте, где Иисус после Воскрешения явился одному из своих учеников. В ожидании второго пришествия Мессии, у колокольни всегда дежурит осел с тем, чтобы Он мог въехать в Иерусалим, как предсказывали Пророки.
Говорят, что ежегодно появляется оборванец, въезжающий в город на осле и выдающий себя за Мессию. Но каждый раз его обвиняют в шарлатанстве и прогоняют прочь. Примерно так же поступили жители Иерусалима с Иисусом Христом более 2000 лет назад.
Вспоминаются слова хорошей песни Тимура Шаова.
В наш город въехал странный хиппи на хромом ишаке.
Носили вербу, в небе ни облачка.
Он говорил нам о любви на арамейском языке,
А все решили: косит под дурачка.
Прав был евангелист, когда писал: «Нет пророка в своем Отечестве».
У подножия Храмовой горы находится Стена Плача. По легенде Стена Плача — это остатки стены самого первого Храма, который начал строить царь Давид. На самом деле, это остатки подпорной стены, построенной вокруг Храмовой горы Иродом Великим, склонным к грандиозным строительным проектам. Ирод увеличил площадь Храмовой горы вдвое, соединив ее с лежащим северо-западнее холмом, засыпал лощины с севера и запада и окружил вершину горы циклопическими стенами из тесаных камней весом около 5 тонн каждый.
Стена Плача является самым святым для иудеев местом, где евреи могут напрямую обратиться к богу и просить о возрождении былого величия Израиля или решении личных проблем. Стена Плача разделена на мужскую и женскую половины. У входа имеются водопроводные краны для омовения лица и рук перед молитвой.
На мужской половине в прохладной просторной нише самозабвенно покачиваясь, молятся ортодоксы, сжимая в руках Тору. Они выделяются среди остальных иудеев своим внешним видом: черный лапсердак, белая рубаха, черная шляпа, одетая поверх кипы и длинные роскошные пейсы. Однако можно увидеть, как некоторые из них отойдя от Стены на почтенное расстояние, закуривают сигарету, или бегом спешат по своим неотложным мирским делам.
На женской половине есть молодые женщины с грудными младенцами. Молиться можно сидя, для тех, кому трудно стоять имеется стулья, кресла, лавки. Можно взять у дежурного книгу с молитвами. Можно написать записку богу просьбой чего-то важного и вставить ее в щель стены. Почти все щели заполнены записками даже на такой высоте, что не достать с трехметровой лестницей. Много записок лежит под ногами, как в парке листья осенью. Традиция писать записки уходит в глубь веков, и наши женщины тоже их написали с благодарностью за то, что нам выпала возможность посетить святые места.
В Израиле видно, что на святые исторические объекты претендуют все течения христианской веры. Поскольку для протестантской церкви не нашлось места в Храме Гроба Господня, то последователи этого течения открыли в Иерусалиме другую Голгофу и пещеру, где, по их мнению, закончил свой жизненный путь среди людей Спаситель. Нашлись и ученые, которые со ссылками на первоисточники дали обоснование расположению Голгофы за крепостной стеной Старого города. Ведь действующий Храм Гроба Господня, построенный крестоносцами в 1149 году стоит на месте часовни, поставленной по распоряжению Елены Константинопольской в 4 веке на месте, которое, по преданию, ей указал Архангел Гавриил, явившейся к ней во сне. Очевидно что, обоснование не очень убедительное.
Утром у нас было 2 часа свободно времени до отхода автобуса. Хотелось увидеть вторую Голгофу. Ищем Дамасские ворота Старого города, как исходный ориентир до интересующего нас объекта. Расспрашиваем местных жителей. Наиболее толковые объяснения получаем от солдат украинцев, служащих в израильской армии. Нужно от Дамасских ворот перейти на противоположную сторону улицы и двигаясь вверх по переулку на первом же перекрестке повернуть направо. Находим место, где за оградой стоит небольшая протестантская церковь, рядом ухоженный парк, в дальнем конце которого открывается вид на холм, в форме черепа. В парке имеется также старая пещера, называемая иногда «Садовая могила». Смотрители парка доброжелательно предлагают нам брошюры с описаниями и доказательствами, что именно здесь находится место распятия и погребения Спасителя.
Таким образом, в настоящее время в Иерусалиме имеется две Голгофы, где был распят Иисус. Однако, реальных построек времен Христа до наших дней не сохранилось. Все держится на Вере!