Прошлым летом я возвращался на "Ласточке"из поездки к Ржевскому мемориалу и вдруг в окне мелькнуло название станции -"Новоиерусалимская".И сразу мысль — ведь давно собирался,но всё где-то там,на периферии сознания-даже как добраться не смотрел...
В своих поездках по заграницам и России я всегда старался не обходить вниманием святые места,неважно местного они значения вроде Черной Мадонны горы Монсеррат или Богоматери Меричельской (Mare de Déu de Meritxell) арочного монастыря Меричель местечка Канилло в Андорре или мирового уровня.А здесь словно бы подвелся итог и я понял что в принципе,кроме Афона в Греции я был во всех значимых святынях Христианского мира:Иерусалим,Вифлием,река Иордан,Туринский собор,Ватикан,Нотр-дам-де Пари,Соловецкий,Белозерский монастыри,Валаам,Киево-Печорская лавра и Золотое кольцо с их древними церквями...Но вот до соседнего Нового Иерусалима как-то не судьба...Не порядок..Место для русского человека не только значимое и святое,но и тесно связанное с нашей историей.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь — ставропигиальный (то есть подчиняющийся непосредственно Патриарху)мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области. Основан монастырь в 1656 году патриархом Никоном. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь опасностям длительного и дорогого для того времени путешествия на Ближний Восток
Здесь же он был и похоронен — в 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он и скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.В этом повелении,данном по факту патриархом Иоакимом а не правившим в то время Федором Алексеевичем,царём,по сути никаким,на мой взгляд и выразилось завершение кровавого Раскола Русской церкви,хотя отголоски тех страшных событий дошли и до наших дней — деревни староверов я встречал и на Енисее и в Забайкалье.
Не буду углубляться в историю строительства — всё есть и подробно в интернете,скажу лишь,что достраивался комплекс до начала 20 века.Все правители России приняли участие в возведении монастыря от Алексея Михайловича и Софьи до последнего русского императора... В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли.Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления строительства монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов — несчастлив храм был на пожары при строительстве.
В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и музей родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.
В ноябре 1941 году в боях за Истру ансамблю монастыря были нанесены серьезные повреждения а при отступлении 10 декабря 1941 года сапёры 614 полка дивизии СС «Das Reich» взорвали здания Новоиерусалимского монастыря. Обрушились ротонда Воскресенского собора, колокольня, верхние ярусы башен ограды и крепостная церковь, сгорели Трапезные палаты.Многие архитектурные памятники были уничтожены, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе
Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора. В 1959 году музей возобновил работу, сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века. В конце 1970-х — начале 1980-х годов трест «Мособлстройреставрация» разработал документацию на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов)
В 1983 году начались работы по восстановлению шатра Воскресенского собора по проекту, выпущенному в 1980 году. К 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола. Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 млн составили народные пожертвования.
Думаю людям,старательно разделяющим Российскую империю,Советский Союз и современную"бездуховную" Россию будет интересно наблюдать последовательную цепочку строительства и восстановления Новоиерусалимского монастыря с 1656 до 2016 года а также вспомнить о восстановлении упразднённого Петром I Патриаршества 28 октября (11 ноября) 1917 года решением Всероссийского Поместного Собора и при советской власти никогда не отменявшегося.... В 1994 году возобновлён ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря. К концу 2016 года реставрационные работы были закончены.
Дальше — только фотографии,для сравнения приведу несколько фото из Иерусалима Святой земли
Находясь в монастыре я невольно сравнивал его с оригиналом,Храмом Воскресения в Иерусалиме.Говорю с точки зрения своих впечатлений и ощущений — каждый из храмов затрагивает свои струны в душе,но мне ближе наш — он построен и намолен русскими людьми в традиции нашей ментальности.Сходные ощущения у меня возникали только в соборе Успения Богородицы Соловецкого монастыря,когда там ещё был фанерный амвон и колокола не были подняты на звонницу — но величие и сила места присутствовали...