1545 материалов по 1 537 объектам, 55 515 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. Воздвиженка, 5
- (495)691-2109
- www.muar.ru/
Москва, Воздвиженка, 5: музей Щусева и особняк Талызиных.
Впрочем, это не одно здание, выходящее на Воздвиженку, а целый двор, комплекс строений. И все это еще и с богатой историей, но оно и понятно, ведь это самый центр Москвы, до Кремля меньше 400 метров..
В начале 1600 годов на части площади, которую сейчас занимает дом, находилось подворье Печерского Псковского монастыря, другая часть территории принадлежала дворянскому роду Писемских. В середине века здесь располагалась усадьба боярина Ивана Милославского, родственника царя Алексея Михайловича.
В конце 1660-х годов участок приобрели на казенные нужды и на нем устроили Аптекарский двор, где хранили лекарства, вина, мед, соления и прочие деликатесы для царского двора.
В 1712 году случился пожар и Аптекарский двор выгорел (его перевели на 1-ю Мещанскую улицу, но к нашей истории это сейчас не относится).
Место на Воздвиженке стало собственностью князя Василия Лукича Долгорукова, но после 1730 года он впал в немилость, был сослан в Соловецкий монастырь и в 1739 году обезглавлен. Участок же отошел казне.
В это время на сцене действия возникает грузинский царь Вахтанг VI из рода Багратиони, точнее — его младший сын Георгий, генерал-аншеф русской службы и глава грузинской диаспоры Москвы (еще одна параллельная тема, которая может увести в сторону — Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, возведенный на средства Георгия).
Именно ему в 1740 году был подарен участок на Воздвиженке вместе с постройками. В это время и появился каменный дом на углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка, предполагают,что по проекту П. Еропкина.
Через 40 лет, в 1782 году, домовладение продали Александру Федоровичу Талызину.
Он и создал ансамбль, который называют одним из первых примеров городской усадьбы.
При Петре I Талызины были в числе первых русских моряков, получивших специальное образование в Голландии и Италии.
Адмирал И.Л. Талызин пользовался особой благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны, во время переворота доверившей ему захват Кронштадта. И.Л. Талызин явился в крепость с собственноручной запиской Екатерины: "Господин адмирал Талызин от нас уполномочен в Кронштадте, а что он прикажет, то исполнять". Петра III И.Л. Талызин встретил фразой: "Поскольку у вас не хватило решительности задержать меня именем императора, я вас беру под стражу именем императрицы".
В перевороте участвовали три племянника адмирала – Александр, Петр и Иван. Известен факт, что Александр Талызин предоставил императрице свой мундир, в котором она смогла принять присягу на верность гвардейцев.
Александр Федорович с женой, дочерью фельдмаршала С.С. Апраксина, хранилэту реликвию в доме на Воздвиженке.
После воцарения Екатерины II А. Талызин быстро делал карьеру и получал звания и регалии. Во время Турецкой кампании он служил волонтёром в армии графа П.И. Панина и даже привёз ключи от турецкой крепости Бендеры. Талызин считался очень состоятельным человеком. Имел много душ крестьян, дом в Петербурге. Сохранились отзывы современников о нем как о добром, справедливом и мудром человеке. Показательно, что он простил своих крестьян, примкнувших к восстанию Емельяна Пугачёва, и даже добивался смягчения наказания для них.
Однако царские милости недолговечны и ненадежны, охлаждение Екатерины ко всей семье Талызиных наступило быстро, и в 1765 году, выйдя в отставку, адмирал и его племянники поселились в Москве.
К 1787 году были сооружены главный трехэтажный дом и два двухэтажных флигеля, обращенных к Воздвиженке торцами. Между ними находились двое ворот, украшенных парными колоннами, которые вели во внутренний двор. Авторство приписывают архитектору Матвею Федоровичу Казакову, однако чертежей с подписями нет, как и других документальных свидетельств.
Но при этом Казаков включил усадьбу в пятый из тринадцати "Альбомов партикулярных строений.
А.Ф. Талызин скончался в 1787 году, владельцем стал генерал-майор Степан Александрович Талызин, по ряду обстоятельств распродавший сначала часть хозяйственного двора, а в 1805 году и саму усадьбу купцам Устиновым, чьи представители, пойдя на государеву службу, добились дворянства.
При них усадьба была существенно перестроена, появились двухэтажные переходы между главным домом и флигелями. Фасады получили ампирную отделку. При Устиновых особняк стал одним из культурных салонов Москвы. Их музыкальные вечера посещали братья Вяземские, Денис Давыдов. Бывал здесь и Пушкин. Известный британский актер и режиссер сэр Питер Устинов – представитель этой фамилии.
Главный дом получил дворцовое решение – с анфиладой высоких парадных помещений во втором этаже и огромным двусветным залом, обращенным во двор. Эта парадная анфилада стала особенно обширной после того, как в 1816 году разрывы между главным зданием и флигелями были застроены. Тогда же появилась торжественно развернутая парадная лестница с большим выходящим на улицу вестибюлем.
Во владении Устиновых усадьба находилась до 1845 года. Она пострадала в пожаре 1812 года, и при восстановлении Устиновы внесли изменения. Чтобы расширить главный дом проезды со стороны Воздвиженки закрыли и флигеля соединили с главным корпусом одноэтажными переходами, над которыми расположились открытые так называемые "итальянские лоджии". Выполнили новые парадные ворота полукруглой формы со стороны Староваганьковского переулка, а на западной стороне фасада по Возвиженке устроили входную дверь. Изменились пропорции главного фасада: окна были увеличены в высоту, над ними появились лепные венки, характерные для московских памятников послепожарного периода, высота флигелей была выведена на общую линию карниза второго этажа.
Благодаря этому здание приобрело ампирный облик, именно в таком виде оно запечатлено на акварели художника Василия Садовникова 1820-х годов, которая находится в Государственном историческом музее Москвы.
В.С. Садовников (1800–1879). Дворец Талызина. 1840-е. Акварель. Личный архив Николая Аввакумова
https://vladimirdar.livejournal.com/583337.html
Эта композиция сохранилась до нашего времени, при всей компактности здесь присутствуют все элементы усадебной архитектуры: главный дом, флигеля, корпуса для слуг, конюшня и даже маленький партер, который был разбит в центре парадного двора. Постройки несколько раз видоизменяли, но классическая основа и общий облик сохранили черты памятников казаковской Москвы.
.
Фасад дома Талызиных на Воздвиженке в 1787 г., лист из 4-го альбома «Партикулярных строений» М.Ф.Казаков. Бумага, тушь, акварель 51,5 х 71,5 см.
http://archmanor.fund/talizinikh_history/ru
"Большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком — этакий «дом-сундук», доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками» . Более важно то, что данный памятник является одним из первых реализованных примеров господского дома нового типа. Как и всякое произведение классицизма городское имение должно было отражать идеалистическую философскую идею о гармоническом и правильном устройстве мира. Городские дома должны образовывать улицы, а значит, принцип следования красной линии становится необычайно важным. И первое отличие усадьбы Талызиных как городского строения – отсутствие курдонера. Фасады главного корпуса и его боковых флигелей расположены по одной линии, задавая красную линию Воздвиженки. В этих условиях нет возможности размещения подъезда и главного входа по центру, поэтому еще одним принципиальным отличием городского дома стало размещение входов в главное здание с боковых сторон. А между главным корпусом и флигелями, также по красной линии разместились въездные ворота. Согласно традиции Казакова, идущей как в пространственной организации, так и в декоре, от идей гражданской архитектуры Андреа Палладио, господский дом заметно возвышался над другими постройками. Он был изначально выстроен в три этажа. Первый цокольный этаж зрительно усилен рустом. Центральная часть отмечена шестью пилястрами коринфского ордера, увенчанными треугольным фронтоном. Внутренний фасад полностью повторяет уличный.
.
Через въездные ворота хозяин или гости попадали в пространство внутреннего двора. В отличии от загородной усадьбы двор имеет замкнутую композицию. Помимо боковых флигелей главного здания в его состав вошли еще три строения, два из которых – это постройки предшествующего времени – столовая палата аптекарского приказа и дом садовника.
.
Постройки относятся к разному времени, но архитектор включает их в симметричную объемно-пространственную композицию парадной зоны. "Замкнула парадный двор и акцентировала главную ось симметрии по фронтону главного здания декоративная полукруглая в плане стенка. Она объединила аптекарский и конюшенный корпуса, а также скрыла за собой торец косо поставленного дома садовника. Этот фальш-фасад создал подобие композиции нимфея. Он также был декорирован рустом, полуциркульными нишами, а центральная часть, за которой и был торец дома садовника была акцентирована аттиком, повторяющим формы аттиков флигелей главного здания, со вписанным в него термальным окном мезонина. В западной части этой стенки были сделаны ворота в служебный двор с садом и огородами".
В путеводителе 1913 года говорится, что главный корпус, выходящий на улицу Воздвиженка, не имел номера, но каждый извозчик знал его как дом Талызина.
Так что до сих пор здание называют усадьбой Талызиных, а не последующих владельцев.
Воздвиженка, 5 в конце 19 — начале 20 веков перешла в руки Казенной палаты, тогда потребовалось надстроить боковые части (фронтальные флигеля) до уровня главного корпуса.
В 1920 году в здании разместился Секретариат ЦК РКП (б), а вскоре, в 1930-е годы, устроили общежитие, коммунальное жилье. Переделывали не заботясь ни о чем, в результате интерьеры анфилады сильно попортили.
Но и реставрационные работы начались в 1920-е годы, тогда под руководством художника Д.Ф. Богословского укрепили живописи плафонов в главном доме.
К счастью, в 1945 году здание передают Музею Архитектуры. Но, как ни странно это звучит, дом оставался жилым до января 1961 года, тогда съехали последние жильцы.
Во внутреннем дворе теперь уже музея сейчас множество скульптур и отливок. .
Зесь разместили части Триумфальной арки. .
И, наконец, войдем в дом.
..
Встретят нас мраморные Сфинксы работы О.Бове 1816 года, скромно и изящно восседающий тоже мраморный Осирис П.Н.Бовалле, датуруемый 1807-1810 годами и Шишка. Сфинксы "переехали" из дома Н.С.Гагарина на Новинском бульваре, который был разрушен в 1941 году. Рядом с ними стоят парные парадные бронзовые канделябры XIX века.
.
Парадная лестница ведёт на второй этаж, где располагается парадная анфилада.
Стены лестницы оформлены искусственным мрамором, а раньше стены были расписными.
Парадная лестница Дома Талызиных. Дореволюционное фото
https://vladimirdar.livejournal.com/583337.html
Залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления.
.
В каждом зале своя потолочная роспись. .
Сведений, что было в том или ином зале при Талызине, не сохранилось, а предназначение некоторых залов в Казенной палате известно благодаря фото П.П.Павлова.
Парадный кабинет управляющего Московской казённой палатой. Фото примерно 1900 года.
https://bogachkova1957.livejournal.com/29331.html
Зал с колоннами в Казенной палате был столовой.
Столовая в здании Казенной палаты. Фото 2020 и примерно 1900.
https://bogachkova1957.livejournal.com/29331.html
Балоснежная мраморная колоннада заканчивается лепными капителями.
Потолок зала расписан во второй половине XIX века красочным орнаментом в стилях панно и гризайль. В центре потолочной росписи – зеркальная копия картины Якопо Тинторетто "Рождение млечного пути". .
Оригинал написан Тинторетто в 1575 году и находится в Национальной галерее Лондона. Сюжет основан на мифе о Зевсе, когда пожелавший наделить бессмертием своего сыра Геракла, тот решил сделать Геру приемной матерью младенца, для чего повелел Гермесу тайно принести младенца на Олимп, и своими руками положил его на грудь спящей Геры, чтобы тот мог напиться божественного молока, дающего бессмертие. Геракл с такой силой принялся сосать молоко, что Гера проснулась и оттолкнула его от себя. Капли молока пролились на небо и превратились в реку Млечного Пути. .
Следующее за залом с колоннами помещение отличается живописным плафоном и розовой люстрой.
.
Главный зал усадьбы Талызина украшают ампирные горельефы над дверьми, они посвящены Афине и Аполлону.
Круглые горельефы на печах в главном зале усадьбы Талызина. «Любовь небесная» — Амур и Психея.
https://bogachkova1957.livejournal.com/29331.html
Круглые горельефы на печах в главном зале усадьбы Талызина. «Любовь земная» — по львиной шкуре на плечах героя, можно узнать в нем древнегреческого Геракла.
https://bogachkova1957.livejournal.com/29331.html
..
Осмотрев экспозиции и залы, можно передохнуть в кафе или прикупить что-нибудь на память в сувенирном магазинчике. .
Подитожим: музейный комплекс составляют: главный дом усадьбы с флигелями; трапезная палата Нового аптекарского двора (служебный флигель); бывший Конюшенный корпус (служебный флигель, флигель "Руина"); "Дом садовника".
Сегодня – это единственная городская усадьба конца XVIII века, чьи залы являются свободно открытыми для посещения публикой.
И я рекомендую его посетить, когда окажетесь в центре Москвы, здесь красиво, познавательно, разнообразно, доступно и вкусно. Могу сказать, что для меня — это лидер по всем критериям.
- Адрес:
Москва, ул. Воздвиженка, 5
- Дополнительная информация:
книги по теме:
Дедушкин А. Городская усадьба Талызиных-Устиновых. Портал «Узнай Москву»;
Молева Н.М. Боярские дворы. Олимп, АСТ, 2008 - Телефон:
(495)691-2109
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 15 мар, 12:41удалитьПрекрасный, полезный и познавательный музей с отличными экспозициями!
Спасибо, Светлана за цикл рассказов. - 17 мар, 13:29удалитьМне тоже понравилось. Удивительно, что каждый новый хозяин стремится внести что- новое, свое и в архитектуру, и в интерьер.
- 17 мар, 17:27удалитьСпасибо, Майнур! Каждый раз нахожу в этом музее что-то новое и интересное))