20 материалов по 5 объектам, 485 фотографий
- GPS
- Россия, Музей-заповедник Архангельское находится по адресу: р-н, Московская область, пос. Архангельское, Музей-усадьба Архангельское, 1.
- 7 (498) 653-86-60, 7 (498) 568-95-80
Усадьба Архангельское — подмосковный Версаль. Большой дворец
Обычно господский дом становился для каждой аристократической усадьбы центром её планировки, а также средоточием общения и культуры. Таким является и Большой дворец в Архангельском, сменивший несколько высокопоставленных хозяев. Он ценен и интересен как памятник зодчества, к созданию которого причастны архитекторы первой величины, но еще более – как собрание разнообразных произведений искусства.
История самой усадьбы уходит в глубину веков, но здесь мы коснёмся только той, что касается самого дворца.
Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына. Автор: неизвестен.
С 1681 года Архангельским владели князья Черкасские, а с 1703 оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну — инициатору приглашения на российский престол Анны Иоанновны на условиях ("кондициях"), сводивших её власть к чисто номинальной, от её лица управлять должен был тайный совет. После её восшествия на престол, она пренебрегла условиями и обвинила его "в преступных намерениях лишить власти императрицу" и в 1736 году по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.
Но до этого Голицин всю свою деятельную энергию направил на обустройство усадьбы, — разбил сад, начал строительство нового усадебного дома-дворца. После его смерти Архангельское было конфисковано, но уже в 1741 году с приходом к власти "дщери Петровой" Елизаветы, — было возвращено его сыну Алексею Дмитриевичу Голицыну, который, имением заниматься совсем не хотел.
Портрет князя Николая Алексеевича Голицына. Неизвестный художник.
А вот сын его, Николай Александрович, был человеком передовым и просвещенным. Он решил превратить Архангельское в совершенную, не имеющую себе равных и, отвечающую духовным устремлениям века, усадьбу.
При нём имение начало приобретать нынешний вид. Французскому архитектору Жаку-Жакобу Герну был заказан проект грандиозного дворца, строительство которого началось в 1784 году.
Французский архитектор де Герн никогда не бывал в России, и его проект, взятый за основу, в процессе строительства подвергся некоторым изменениям. Конечно кроме него работали ещё такие звёзды зодчества, как Бове, Тюрин и крепостной Стрежаков. Но все они говорили на едином художественном языке. Отсюда удивительная гармония и замечательная цельность ансамбля.
Фото из интернета
Дворец строился в стиле зрелого классицизма как летняя резиденция, с обилием застекленных дверей и окон, а наличие многочисленных колонн, полукруглого ризалита, увенчанного закрытым бельведером с тонким высоким шпилем с золотым набалдашником, придавало дворцу одновременно величественность и изящество.
На первом, более высоком этаже, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека.
Строительные работы во дворце велись более сорока лет. Закончены они были уже при Николае Борисовиче Юсупове, которому после смерти Николая Голицына его вдова продала Архангельское, одно из самых дорогих на то время российских имений, за двести сорок пять тысяч рублей ассигнациями. Купить его хотели многие, но сочли имение "слишком великолепным" и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. У него были деньги и на покупку, и на дальнейшую достройку.
Интересная деталь, — и Голицыны, и Юсуповы владели Архангельским ровно по сто семь лет.
Род Юсуповых восходит своими корнями к самому пророку Мухаммеду, по крайней мере, об этом говорил Ивану Грозному ногайский хан Юсуф-бий. Его внук Абдул-Мурза, русский в душе, хоть и мусульманин по рождению, принял православие и был наречён Димитрием.
Легенда гласит, что в ночь крещения к нему явился пророк Мухаммед и сказал: "Ты стал вероотступником и будешь жестоко за это наказан. В каждом новом поколении твоего рода лишь один наследник будет доживать до двадцати шести лет, остальные будут погибать".
Шли годы, менялись поколения, а услышанное во сне предсказание сбывалось с поразительной точностью. Из всех детей, рожденных в одном поколении Юсуповых, до двадцати шести лет доживал только один. Но при этом становился очень яркой, известной в истории личностью.
Поэтому владения Юсуповых никогда не делились, оставались в целости, и богатство рода приумножалось из поколения в поколение. Этот род был одним из самых богатых в России, богаче императорской фамилии.
Юсупов говорил: "Архангельское – не доходная деревня, а расходная, для веселья, а не для прибыли, поэтому нужно заводить здесь всё, что редко, и чтобы было лучше, нежели у других".
Г. И. Новиков. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова
Дворец был построен Юсуповым для размещения его великолепной коллекции живописи, скульптуры, редчайших книг, фарфора и хрусталя.
Пятьсот сорок полотен, десятки мраморных скульптур, уникальные предметы археологических раскопок из Рима и Помпей разместились в огромных залах Архангельского.
Выезжая по поручению императрицы за рубеж для пополнения коллекции Эрмитажа, никогда не забывал пополнить из тех же источников свою собственную.
Триумфальные ворота, флигеля и кулисы замкнули двор, поэтому фасад дворца можно рассмотреть только вблизи. Двухэтажный каменный дом — центр всего ансамбля. В нем все хорошо: и строгий портик над низким крыльцом, и гладкие стены с высокими окнами первого этажа, обрамленными белокаменными наличниками, и стройный бельведер, с которого одним взглядом можно окинуть усадьбу и проследить ее планировку.
Фото из интернета
Колонны портика, наличники окон и белокаменный пояс, который отделяет первый этаж от второго,— это все, что украшает главный фасад дворца.
Боковые фасады богаче и живописнее. Здесь три стоящих близко друг к другу портика. Небольшие колонны двух крайних портиков обрамляют двери, выходящие на боковые крылечки, которые украшены мощными фигурами мраморных львов. Портик в центре поднимается до самой крыши, и его колонны подчеркивают основную часть бокового фасада.
Колонны украшают и южный, парковый фасад дома, хотя здесь они имеют лишь декоративный характер. Эта полукруглая часть фасада с куполом и застекленными дверьми, ведущими в парк, чем-то напоминает парковую беседку и смягчает присущую дворцу строгость.
От южного фасада опускаются две террасы с мраморными балюстрадами – невысокими ограждениями террасы с рядами фигурных столбиков – уютно вписались в архитектуру большого дома. Террасы украшены великолепными вазами, статуэтками и бюстами античных героев, полководцев и философов.
Все помещения дворца имеют окна в парк, анфилады комнат названы по сторонам света, куда выходят окна.
Центральная анфилада — это помещения, которые расположены между северным и южным входом в Большой дворец. Их здесь всего несколько – вестибюль, Аванзал и Овальный зал, Входят в вестибюль через проход портика внутреннего двора, колоннада которого словно продолжается в оформлении внутри помещения.
Вестибюль. Решетчатые переплеты дверных створок делают вестибюль схожим с большой парковой беседкой. Стены и потолок приглушенных тонов, выполнены в технике гризайль, это разновидность росписи выполненная в одном цвете и создающая эффект рельефности в изображении. Массивная потолочная люстра, выполненная из бронзы с позолотой, смотрится более ярко на фоне стен и потолка.
Здесь сравнительно немного украшений интерьера – вазы на постаментах у центрального входа, и скульптуры в каминных нишах. Каминные топки в вестибюле одновременно служат постаментами для копий античных скульптур, сделанных неизвестным итальянским мастером.
"Кастор и Поллукс" – братья-близнецы, дети Леды от двоих отцов — Зевса и Тиндарея, один из которых по велению греческой мифологии оказался полубогом, а другой – смертным. Вместе братья совершили немало подвигов, например, участвовали в спасении Елены, путешествовали с аргонавтами и участвовали во многих сражениях. Но из-за незначительного спора Кастор получил смертельную рану и умер на руках у Поллукса. Горько взмолился Поллукс, обращаясь к своему отцу Зевсу, чтобы тот забрал и его жизнь тоже. Тогда Громовержец предложил выбор: или Поллукс будет жить на Олимпе с другими богами, либо разделит судьбу с братом, чередуя жизнь среди богов и обитание в суровом царстве мёртвых. Поллукс не смог разлучиться с братом, и с тех пор их имена стали нарицательными, символизируя преданность и братство, а на небе появилось созвездие Близнецов. Это можно назвать счастливым завершением истории братьев.
В Древней Греции братьев считали покровителями путешественников и мореплавателей.
"Амур и Психея" – ещё одна иллюстрация к греческим мифам. Амур – сын богини красоты Венеры. А Психея была смертной, дочерью царя. О её красоте слагали легенды, и это совсем не нравилось ревнивой Венере. Богиня велела своему сыну Амуру найти худшего из мужей для красавицы Психеи в наказание за столь дерзкую красоту, однако Амур увидел девушку и влюбился в неё сам. Он обратился с просьбой к западному ветру Зефиру, чтобы тот перенёс Психею в свой дворец. Под надзором недовольной свекрови Психее пришлось выдержать множество испытаний, чтобы её сочли достойной супругой для Амура. Но всё кончилось хорошо – девушка справилась, Зевс назначил её богиней, и Венере пришлось признать невестку. У Амура и Психеи родилась дочь, богиня наслаждения, и это символизирует, что истинное счастье является плодом большой любви.
В вестибюле есть скульптуры собак, и это не случайно. Их можно назвать четвероногими дворянами, так как они жили и воспитывались в семьях императоров или князей. Юсуповых тоже можно было назвать "собачниками" – княжеская семья любила французских бульдогов и даже считается первыми заводчиками этой породы в России. Даже на портрете Ф. Юсупова Серов изобразил его с любимой собакой по его просьбе. Скульптуры, правда, изображают собак другой породы.
Аванзал центральной анфилады помещений был закрыт. Фотографировала через стекло. Лестнца, ведущая на второй этаж украшена копиями египетских статуй. Для декора используются снова мотивы парковых беседок.
Проходим в следующий зал.
Овальный зал оформлен торжественно и красочно. В нём устраивались торжественные приёмы высоким гостям и балы. Главными архитектурными элементами здесь являются коринфские колонны из искусственного мрамора, спаренные с такими же накладными пилястрами, они красиво сочетаются с нежно-голубыми стенами.
Капители поддерживают круговой балкон хоров, С них когда-то звучала музыка крепостного оркестра, скрытого балюстрадой.
Над ними возвышается расписной купол Овального зала, живописный плафон "Зефир и Психея" Никола де Куртейля, выполненный по заказу князя Н.Б.Юсупова в 1820-х годах. Он повторяет в аллегорической форме сюжет об Амуре и Психее. Героиню похищает пособник Амура, бог западного ветра Зефир. Эта романтическая история – один из самых популярных вечных сюжетов в истории мировой культуры.
В центре плафона лепная позолоченая люстра на 132 свечи. Она подвешена на цепях к короне из акантовых листьев и увенчана крылатой фигурой Богини Победы.
Люстра настолько искусно сделана из папье-маше и левкаса (смесь олифы, мела и клея), что производит впечатление золоченой бронзы. Русские мастера начала 19 века с большим мастерством заменяли дорогую бронзу золоченым деревом и левкасом.
Северная анфилада
Северный фасадом Большой дворец в Архангельском выходит во внутренний двор и ограничен крытыми галереями. За счет этого на северной стене здания размещены окна только двух помещений – парадной столовой и зала Тьеполо. Как и все прочие помещения первого этажа, они используются для демонстрации многочисленных произведений искусства.
Парадная столовая или Египетский зал
Второе название произошло от тематики настенной и потолочной росписи. Египетские мотивы снова выполнены в технике гризайль, но уже не серыми, а желтыми и розовыми тонами.
На стене одно из крупнейших полотен собрания, картина Дуайена – "Триумф Клавдия". Мне всегда интересен сюжет картины, но довольно часто я не знаю, какое же за событие изображено. Так было и на этот раз, поэтому нашла, что же пишут об этом. Ее сюжет относится к 143 г. д. н.э., когда консул Аппий Клавдий Пульхр решил самостоятельно организовать свой триумф, после того как римский сенат отказал ему в этой чести. Согласно сообщению римского писателя Светония, сестра Аппия, весталка Клавдия, пользуясь своей неприкосновенностью, "взошла к нему на колесницу и сопровождала его до самого Капитолия", чтобы никто не смог сорвать шествия. Стоит заметить, что победителем карфагенян был не упомянутый Аппий Клавдий Пульхр, а его полный тезка и родственник (даже, возможно, дед), который небезуспешно противостоял карфагенскому полководцу Ганнибалу во Второй Пунической войне (221 –207 гг. до н.э.) и принудил к сдаче италийский город Капую, выступивший против римлян.
Габриэляь Франсуа Дуайен, кроме всего прочего, расписывал плафоны Георгиевского зала Зимнего дворца и церковь дома Инвалидов в Париже.
На другой стене Парадной столовой – портрет юного князя Бориса Юсупова, заказанный его отцом Николаем Борисовичем французскому художнику Антуану Гро. Точнее, здесь копия неизвестного мастера, оригинал находится в ГМИИ имени Пушкина. Отдавая дань предкам, ногайским ханам, герой изображен на лошади, в национальном татарском костюме. Построение картины было оговорено заранее, за основу взят конный портрет Наполеона.
.
На картины я, конечно же, обратила внимание, но поначалу меня привлекла декорация сервированного стола для торжественного обеда. Муляжи кулинарных и кондитерских шедевров. Следует упомянуть и о прекрасной коллекции фарфоровых изделий, представленной в Парадной столовой. Для их показа использованы дубовые горки на несколько уровней, а также застекленные витрины.
Японские и китайские декоративные вазы выставлены на открытых полках горок.
В Архангельском был небольшой фарфоровый завод. За границей покупались чисто-белые заготовок, а крепостные художники расписывали его жанровыми сценками, сюжетами картин из местной галереи, видами Архангельского и сушили в специальной печи. В продажу эти чашки-тарелки не пускались, шли исключительно на подарки гостям усадьбы.
К настоящему времени сохранилось семьдесят тарелок, которыми можно полюбоваться в залах усадьбы.
Еще одним обоснованием названия "Египетский зал" считают подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной и золоченой бронзы.
Зал Тьеполо
Последним великим живописцем венецианской школы искусствоведы называют Джованни Батиста Тьеполо, мастера крупномасштабных полотен и настенных росписей. Князь Н.Б. Юсупов купил его большие исторические картины у сына художника, Джованни Доменико. Размещение более чем 6-метровых картин потребовало ликвидации одной из стен, при этом Большой дворец в Архангельском получил один зал из двух смежных комнат.
Фото из интернета
Старший Тьеполо неоднократно изображал сюжеты об Антонии и Клеопатре при росписи дворцов и вилл венецианских и испанских вельмож.
Приобретенные Юсуповым картины живописуют два эпизода дня их знакомства. Первая – "Встреча Антония и Клеопатры". На ней пораженный красотой египетской царицы римлянин бросает к ее ногам богатые трофеи своих боевых походов на фоне военных кораблей.
Работы Дуайена считаются музейной редкостью. В России их можно встретить в нескольких частных собраниях, а на общедоступной выставке – только в Архангельском.
Другая картина — это огромное полотно "Пир Клеопатры", написанное в середине 1740 годах величайшим венецианским художником эпохи барокко Джованни Баттиста Тьеполо и приобретенное в 1800 году князем Николаем Борисовичем Юсуповым у итальянского торговца П. Конколо в Санкт-Петербурге.
Сюжет этой картины Тьеполо взял из "Естественной истории" древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего. В ней он упоминает о том, что Клеопатра обладала несметными сокровищами, и среди них были две самые крупные в мире жемчужины. Эти невероятной красоты камни царица носила как серьги. Однажды царица поспорила с римским полководцем Марком Антонием о том, что сможет потратить на один обед огромную сумму в десять миллионов сестерциев.
Чтобы разрешить спор, назначили день и устроили пир. Клеопатра выставила на стол великолепные блюда, но ничего необычного среди них для Антония не было. Римлянин потребовал подсчитать стоимость угощений, но хитроумная царица сказала, что все это лишь дополнение к главному блюду и потребовала принести кубок с уксусом, в который тут же бросила одну из жемчужин из своих сережек, которая в нём растворилась и выпила эту жидкость.
Известно, что уксуса, который способен растворить в себе жемчуг, не бывает, поэтому полагают, что хитроумная царица просто проглотила жемчужину вместе с жидкостью. Она собирралась проделать то же и со второй но её остановил Луций Планк, провозгласивший поражение Антония.
Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой со знаменитой жемчужиной "Пелегрина". 1894
Эта история в качестве легенды бытовала в семье Юсуповых применительно к легендарной жемчужине "Пелегрине", которая входила в их коллекцию драгоценностей и презентовалась как парная к жемчужине Клеопатры. Однако, согласно тому же Плинию Старшему, вторая жемчужина Клеопатры, попавшей в плен к Октавиану, после ее смерти была вывезена в Рим, где ее распилили на две части для серег статуи Венеры в римском Пантеоне.
Напротив массивного зеркала между двумя полотнами Тьеполо размещена скульптура "Спящая Венера", выполненная из мрамора неизвестным французским ваятелем.
.
Интересны и другие скульптурные работы, особенно ваза в форме головы Медузы Горгоны на каминной доске под зеркалом. Кисти неизвестных авторов принадлежат развешенные в зале Тьеполо пейзажные работы, на столиках со столешницами из декоративного камня выставлены подсвечники и статуэтки.
.
Украшением залов являются и отдельные гарнитуры русской работы из резного золоченого дерева, полированного красного дерева и карельской березы. Особым очарованием отличается мебель, выполненная крепостными мастерами, с росписью яркими гирляндами и букетами цветов. В коллекцию входят также отдельные предметы мебели русской и иностранной работы 16-19 веков, отличающиеся высоким художественным исполнением.
Западная анфилада
Это боковой ряд залов одного из торцов здания. Центральную часть занимает "Антиковый зал",
по краям находятся залы любимого хозяевами дворца французского художника Юбера Робера. Собранные Юсуповыми картины Робера составляют одну из самых представительных коллекций этого известного мастера.
Антиковый зал
Зал античных редкостей, соединяющий два зала Робера. В зале несколько качественных копий скульптурных произведений эпохи античности, которые во множестве изготавливали в Италии и Франции после раскопок древнеримского города Помпеи.
Здесь много изделий декоративно – бытового назначения, выполненных по мотивам изделий древней европейской цивилизации. Интерьерные столики, постаменты со статуэтками соседствуют с подлинными античными редкостями, в основном фрагментами статуй работы древних ваятелей.
Стол-консоль с золочёными деталями, с мраморными наборными столешницами. На нём канделябры из бронзы и мрамора в виде фигуры кариатиды на одну свечу, Франция, Париж, 1790-е — 1800-е. Настольное украшение "Руины", Италия, первая половина 19-го века
Наиболее сохранившаяся подлинно античная скульптура Амура выполнена римским ваятелем предположительно в первом веке нашей эры. Греческое божество любви изображено как шаловливый мальчишка со стрелой в руках, в пылу забав обронивший свой лук.
Удлиненная форма зала подчеркнута низко висящими оригинального силуэта люстрами, гирлянды которых образуют подвижные хрустальные корзины. В нём представлен еще один вариант техники гризайль на стенах и потолке, на сей раз в серебряных тонах, не очень броская, но красивая.
Фото из интернета
Одно из самых больших полотен в усадьбе представленное в Антиковом зале "Тесей и Пейрифой" кисти Анжелики Монже. Известный по мифам герой Древней Греции и его друг, царь лапифов, изображены при освобождении похищенных разбойниками девушек. Сюжет картины Монже намного проще изложенного в древнегреческих мифах. Там похожее сказание повествует, как подружившиеся герои спасают девушек от собственных собутыльников, полудиких кентавров. Художница реалистических воззрений, Анжелика Монже упростила мифическую историю до обычной бытовой разборки, заодно избежав сложности изображения кентавров.
Интересна история приобретения картины.
Юсупов желал заполучить шедевр от французского художника Жака Луи Давида, причём как можно быстрее, но у того была очередь, многие ждали годами написание картин. Князь же был настойчив, и Давид согласился, поставил небольшое предварительное условие – сначала князь обязан приобрести картину его ученицы Анжелики Монжес. У той как раз выставлялось в салонах "Тесей и Пейрифой", но знатоки живописи им не очень-то интересовались. Говорят, что художница была просто красавица, и мастер, таким образом, захотел помочь своей протеже.
Николай Борисович согласился и заплатил немыслимую по тем временам сумму для "дамского творчества", после чего Давид написал для него желаемую картину "Сафо и Фаон" (сейчас она хранится в Эрмитаже). Говорят, в отместку за невыгодную покупку заказчик был как никогда придирчив, и живописец вносил в работу множество исправлений, но разошлись они очень довольные друг другом.
Северный и южный залы Юбера Робера
Два зала известного французского художника располагаются на противоположных концах западной анфилады.
Гюбер Робер — один из ведущих художников Франции второй половины 18 века. Пейзажи Робера и его живописные изображения античных руин и развалин, были особенно современниками и украшали дворцы вельмож и императоров.
Богатое воображение Робера опережало время, он часто рисовал руины вполне исправных известнейших зданий, даже знаменитого Лувра.
Большинство его картин содержат вертикальные элементы. Прочувствовавший особенности живописи Робера крепостной зодчий Стрижаков выполнил боковые залы западной галереи восьмигранными. Обилие вертикалей позволило подчеркнуть особенность картин с высокими зданиями и колоннами.
В Архангельском одно из крупнейших собраний Робера мирового уровня.
Фото из интернета
В Северном зале установлена скульптора – "Амур, делающий лук из палицы Геракла", неизвестного скульптора. Прекрасная аллегория: грубую силу сменяет любовь.
Южный зал Робера украшен скульптурой известного немецкого мастера Эмиля Вольфа – "Воин, одевающий доспехи".
Диковинные птицы, изображенные в орнаментах росписей зала, кажется, прилетели сюда из парка или выпорхнули из этой необычной клетки.
Южная анфилада помещений
Как и центральный Овальный зал, помещения южной анфилады выходят оконными проемами на итальянский террасный парк. Это один из красивейших видов во всей усадьбе, поэтому именно с этой стороны расположен Императорский зал для торжественных приемов. Еще здесь имеются Амурная комната и Салон с каретами, а также Парадная спальня, где, несмотря на наличие спального места, никто никогда не ночевал.
Императорский зал
Портреты особ царствующего дома были непременным украшением парадных гостиных во дворцах русских вельмож.
Владелец Архангельского для размещения портретной галереи русских самодержцев предназначал специальный Императорский зал. Принимая в своей подмосковной резиденции членов императорской фамилии и самих императоров, князь Юсупов не только демонстрировал преданность и верность дому Романовых, но и близость к престолу.
В случае князей Юсуповых это было проявлением истинной преданности Романовым, доказанной несколькими поколениями.
Наиболее впечатляющим в Императорском зале является крупный портрет Александра I со свитой, выполненный редким в старину творческим дуэтом. На этой картине Жак Свебах рисовал лошадей, императора и сопровождающих его офицеров изображал Анри Ризенер.
Князь Николай Борисович Юсупов короновал как председатель официальной государственной комиссии трех императоров, в том числе и Александра Первого. Конный портрет был выполнен в ожидании высочайшего визита в Большой дворец в Архангельском, в ходе которого был удостоен положительного отзыва изображенного.
Фото из интернета
Портрет Павла I художника С. Щукина (ученик Левицкого и учитель Тропинина), отошел от канонов парадного портрета. Он смог уловить натуру надменного императора, презиравшего все русское, но портрет последнему понравился, он даже удвоил художнику гонорар и наградил орденом.
Остальные представленные изображения членов правящего семейства, вернее, их оригиналы, написаны французскими и скандинавскими портретистами.
В строгом порядке расставлена вдоль стен белая с золотом мебель в стиле русского классицизма конца 18 века. Каминные часы в Императорском зале идут до сих пор. Конец 18 века. Франция.
Парадная спальня
Непременно присутствующие в аристократических имениях парадные спальни для сна практически не использовались, кроме исключительных случаев. Большой дворец в Архангельском имел такое помещение, где проходили приемы узкого круга людей.
Парадная комната, которую еще называют "Голубая спальня", создавалась к приезду в усадьбу императора Александра I в 1816 году.
Ощущение высоты и глубины зала усиливается благодаря стройным колоннам с пышными капителями. Они делят зал на две части — альков и будуар.
Нежно-голубые тона преобладают не только в росписях, но и в обивке мебели и драпировках. Из-за плохой сохранности прежнюю обивку мебели пришлось заменить. Новые ткани для мебели, занавесей и балдахина с поразительной точностью выткали на ручных станках ткачи московских экспериментальных мастерских уже в наше время.
В витрине сохранившиеся образцы ткани, по которым реставраторам пришлось восстанавливать исходный материал драпировки. Экспонат закрыт тёмной шторкой, которую после просмотра нужно обязательно закрыть.
Из голубого стекла выполнена центральная часть золоченой бронзовой люстры с изящным хрустальным убором — образец тонкой художественной работы русских мастеров конца 18 века.
Мебель и парадная постель были получены князем Юсуповым в память о почившей сестре Евдокии от ее мужа герцога Курляндского. При оформлении парадных покоев был сохранен дизайн интерьера спальни герцогини Курляндской.
Над балдахином укреплен одноглавый посеребренный орел — герб герцогов Курляндских.
Амуровая комната Название сохранилось со времен нахождения в нем реплики с легендарной скульптуры Антонио Кановы – "Амур и Психея". В настоящее время она хранится в Государственном Эрмитаже. Мне посчастливилось увидеть оригинал в Лувре — нет слов — восхищена!
Сейчас здесь представлены картины. Одна из них работа главы парижской Академии художеств Шарля Лебрена — полотно "Жертвоприношение Ифигении". Сюжетом его послужил эпизод из Троянской войны: царь древних греков Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, чтобы принести победу в войне своим соотечественникам.
В следующем за Амуровой комнатой помещении проводится временные выставки. На момент моего посещения проводилась выставка в "Карете и верхом". На ней демонстрировались парадные экипажи князей Юсуповых.
Парадные кареты такого качества сохранности являются редкостью и могут считаться гордостью любого музея.
Карета – одна из возивших Екатерину Великую, ее Юсупову подарил Николай Первый.
Восточная анфилада
С этой угловой комнаты начинались бывшие жилые покои старого князя: спальня, туалетная и кабинет. Удаленные от парадных залов, они отличались скромностью отделки и небольшими размерами, благодаря чему их было легче отапливать. После смерти князя, в 1837 году первая комната — бывшая спальня — была превращена в Салон Ротари.
Гражданин Венецианской республики, портретист Пьетро Ротари работал в России по приглашению императрицы Елизаветы Петровны с 1756 года до самой смерти в 1762 году. Им выполнено не менее 500 портретных работ, в большинстве девушек и реже – юношей, почти всегда в костюмах разных национальностей. Они были в большой моде у русской знати и сделались обязательным украшением почти каждого царского или княжеского дворца.
.
Вкусам этого времени отвечает и мебель салона. Шкаф-секретер розового дерева, выполненный немецкими мастерами в середине 18I века,— яркий пример вычурной мебели в стиле рококо. В нём нельзя найти ни одной прямой линии: стенки секретера имеют волнообразный изгиб, ножки искривлены, вся поверхность украшена нарядным набором розового дерева, кудрявые завитки золоченой бронзы сплошным потоком обвиваются вокруг ящиков и делают их незаметными.
Рабочий кабинет князя Николая Борисовича Юсупова-младшего обставлен мебелью российского производства из карельской березы. Особенно филигранной работой отличается письменный стол с ножками в форме квадратных колонн, соединенных общей фигурной платформой со статуей сфинкса. Привлекает внимание и кресло хозяина, установленное на современный манер на платформу с колесиками.
Портрет князя со скрипкой и его бюст изображают владельца в различном возрасте, есть в кабинете и другие живописные полотна. Расположение кабинета позволяет через окна любоваться природными красотами английского пейзажного парка, расположенного в этой части усадьбы.
На противоположной стене размещен портрет жены князя Татьяны Александровны Юсуповой, урождённой Рибопьер. Она была дальней родственницей мужа, даже заходила речь о недопустимости такого брака. Действительно, наследника мужского пола у них не родилось, но род не угас из-за императорского решения. Александр Третий передал фамилию и титул мужу старшей дочери Зинаиды, графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону.
Благодаря этой деятельной женщине, отдававшей много сил и времени на благоустройство княжеского поместья, усадьба приобрела славу, чуть ли не аналога Версаля в России.
Второй этаж, на момент моего посещения, был закрыт, поэтому осмотр дворца был завершён, к большому моему сожалению, но, к счастью, оставался ещё прекрасный парк, в котором можно было увидеть много интересного.
Извиняюсь, за плохое качество фотографий, брала с собой "мыльницу", не хотелось носить тяжёлую камеру, а она меня подвела. Какие-то снимки получались, какие-то нет, немного фото с телефона и с предыдущего посещения Архангельского.
Панорамных снимков помещений мало, т.к.это воскресный день и было очень много посетителей, экскурсии шли одна за другой, поэтому лучше посещать в будний день.
- Адрес:
Музей-заповедник Архангельское находится по адресу: р-н, Московская область, пос. Архангельское, Музей-усадьба Архангельское, 1.
- Дополнительная информация:
График работы: Пн-вс: 10:00 — 20:00; касса: пн-вс 10:00—19:00; санитарный день: последний вт месяца; летний период: пн-вс 10:00—21:00.
- Телефон:
7 (498) 653-86-60, 7 (498) 568-95-80
Дешёвый ✈️ по направлению Архангельское
- 28 ноя 2023, 11:38удалитьДавно уже в планах стоит посещение этого музея-заповедника. И вы, Нина, своим рассказом и показом еще больше убедили меня в этом.
Какая красота, но главное, как вы ее подали, с легендами и историей!
Спасибо! - 28 ноя 2023, 12:37удалитьТатьяна, обязательно посетите! Очень интересно и красиво.
- 29 ноя 2023, 17:57удалитьСпасибо за интересное повествование! Хорошо помню свою прогулку по парку, вдоль реки. А вот дворец был закрыт на реставрацию. Это было лет 5-7 назад.
- 29 ноя 2023, 19:17удалитьЯ была несколько раз. В последний дворец был открыт, но только первый этаж. Пишут, что реставрация завершится в 2025 году. 1.5 млрд выделено на неё было.
- 30 ноя 2023, 16:20удалитьПрекрасно! Прекрасно все. Столько исторических справок и подробностей. Удивила легенда о братьях- близнецах. узнала о ней впервые. Не устаю восхищаться вашими работами. У нас почти час ночи.,а все читаю.
- 30 ноя 2023, 16:36удалить!Спасибо, Майнур! Я тоже о близнецах раньше не знала. А про парки пишу, так там ещё столько интересного про Архангельское.
- 1 дек 2023, 08:44удалитьЗинаида Юсупова в завещании отписала его государству
- 13 дек 2023, 13:28удалитьСпасибо, за огромный труд и прекрасное описание дворца!
Эта усадьба, несомненно, самая красивая в Подмосковье! - 13 дек 2023, 14:32удалитьКогда была там, то всё время мелькала мысль:"как же хорошо, что сохранили". Хотя и многое было разграблено.
- 13 дек 2023, 14:50удалитьОсобенно роковую роль играют пожары и ремонты, что однозначно!
Предлог для намеченного воровства. - 13 дек 2023, 18:50удалить
AFINAPOSTнаписала 13 декабря в 15:50
Особенно роковую роль играют пожары и ремонты, что однозначно!
Предлог для намеченного воровства.
Это точно! - 23 фев, 21:43удалитьБыл несколько раз, но никогда внутри, спасибо Нина!