Когда мы отправились на экскурсию из Египта в Израиль, то даже не подозревали, что ночевать будем в Палестине. После вечернего странствия по Иерусалиму притомившихся пилигримов привезли в Палестину, где мы провели ночь в отличном отеле Jacir Palace Hotel.
Когда мы захотели посмотреть что-нибудь интересное вокруг отеля, то ничего в темноте не обнаружили, как впрочем и утром следующего дня.
Интересные взаимоотношения были у Израиля и Палестины. Наш израильский гид покинула нас перед пересечением границы Израиля и Палестины, но до отеля добралась со своими палестинскими друзьями.
Когда мы возвращались в Иерусалим, то маневр был повторен.
Утром мы выехали из отеля и, проезжая по Вифлеему, увидели удивительное сооружение.
Это была цепь из четырёх звеньев, устремленная вверх и составляющая число «2000». На стене позади цепи находилась табличка с надписью. Как мы поняли этот необычный памятник появился в 2000 году, когда весь мир праздновал 2000-летие со дня рождения Христа, а в Палестине началась вторая интифада. На цепь были наклеены какие-то фотографии, часть из которых была сорвана.
Буквально через несколько десятков метров мы посетили сувенирную христианскую лавку. Здесь туристы затарились сувенирами.
Далее наш путь лежал к Базилике Рождества Христова.
Многие улочки старой части Вифлеема узенькие
и если учесть, как много людей хотят посетить Базилику Рождества Христова и прочие христианские святыни, которые находятся в городе, то для всех не хватит стоянок. Поэтому не предусмотрено ожидание туристов возле достопримечательностей. Автобусы останавливаются на автобусном терминале Вифлеема (Bethlehem Bus Terminal) и ждут экскурсантов там.
Терминал — это крытый мини автовокзал, где под крышей прячутся автобусы.
Вифлеем находится на двух продолговатых холмах, соединенных между собою коротким хребтом. Поэтому время от времени мы смотрели на окружающие город дома свысока.
Здания словно нависают над бездной.
Для пассажиров в терминале имеется туалет, где заодно можно руки помыть. Правда времени для этого выделено было мало. Возле терминала мы покинули наш автобус.
До базилики и обратно мы шли пешком, много времени это не занимает.
Пришлось преодолевать небольшой подъём,
Дошли спокойно, только наш гид из Египта боялся, что мы заблудимся и регулярно отставал, чтобы подгонять отстающих.
Я попросил его не беспокоиться, т. к. дорогу запомнил и просто хотелось посмотреть древний город, вздохнуть его воздух, пару фоток просто сделать, да и самому сфотографироваться. Здесь я опять отстал от гида.
У Вифлеема много серых красок.
Отчего так произошло — кто его знает.
Просто получалось, что мы всё время едем-едем, а на осмотр достопримечательностей отводятся минуты. Самостоятельно город посмотреть — это в нашей экскурсии было не предусмотрено ни в Вифлееме, ни в Иерусалиме. Хотя из-за нестыковок во времени приходилось иногда ждать автобус в Иерусалиме. А на время ожидания никуда не денешься и не прогуляешься. В Вифлееме же автобус нас дожидался. И это было хорошо.
Вот наша толпа шагает к славному месту, где родился Христос.
Справа тянется длинная кирпичная стена здания с колокольней и крестами наверху.
Входа в это здание не видно.
Потом только выяснилось, что проход возможен только через базилику Рождества Христова. А данное сооружение является армянским монастырем Святой Троицы. В основном постройка его относится к 12 веку, хотя последующие достройки проводились и в 17 веке. Наиболее известным помещением монастыря является библиотека или скрипторий Блаженного Иеронима. Свой современный вид скрипторий приобрел в результате перестроек уже в новое время. В 17 веке комплекс монастыря использовался в качестве конюшни, пока армянский патриарх Григор не принял решения устроить в нём церковь святой Троицы, при этом был произведён ремонт. Насколько мне известно, доступ в монастырь закрыт.
После того, как мы вышли из базилики Рождества Христова, то стало интересно, что же находится немного поодаль (слева от входа в базилику если смотреть на вход). Автомобиль стоит перед входом в отель И тут удивлению моему не было конца. В том же здании, что и базилика находится отель «CASA NOVA PALACE».
Много времени на разговоры не было, но сам факт меня оглоушил. Можно жить, если захочешь рядом с одной из величайших святынь христианства… В отеле есть кафетерий, прачечная, телефон, Интернет, сад для размышлений. Номера двух, трёх и четырёхместные.
На обратном пути я старался, раскрыв широко глаза, смотреть по сторонам. Гиды же нас гнали к автобусу. Даже к фруктам прицениться не дали.
Когда уже уходили назад к автобусу, то увидели мечеть Омара. Она является старейшей мечетью в Вифлееме и единственной в Старом городе. Мечеть Омара расположена на Ясельной площади, рядом с Храмом Рождества Христова.
Мечеть названа именем Омар (Умра) ибн аль-Хаттаб (ок. 581–644 гг.), второго праведного мусульманского халифа. Завоевав Иерусалим, халиф Омар отправился в Вифлеем 637 г., где издал закон, гарантировавший уважение к христианским святыням и безопасность духовенства.
Мечеть Омара была построена в 1860 году и отремонтирована в 1955 году, во время иорданского присутствия в Вифлееме. Земля, используемая для строительства Мечети Омара, была пожертвована греческой православной церкви. В прошлом, до появления лампочек, мусульмане и христиане Вифлеема использовали оливковое масло для совместного освещения Ясельной площади, мечети Омара и храма Рождества.
История Вифлеема насчитывает более двух с половиной тысяч лет. За это время сменилось множество властителей, владевшим им, возводились и исчезали под тяжестью времени или благодаря людским потугам здания. Процесс этот продолжается до сих пор и наряду с древними зданиями возникают новые, специально созданные для нужд города. Когда в 1938 году было построено здание полиции, то никто не знал, что здесь будут размещаться полицейские различных государств. В здании работала сначала британская, затем иорданская, израильская и наконец палестинская полиция. Сменялись владельцы, а сущность здания оставалась всё та же. После ухода израильтян в декабре 1995 года здесь разместилась штаб-квартира палестинской полиции и израильский флаг над зданием сменил палестинский. Но у новых властей Вифлеема были на место, где располагалось здание полиции, свои планы. Им не нравилось, что площадь возле базилики Рождества Христова выглядела убого и неопрятно. Помощь муниципалитету Вифлеема предложило SIDA (Шведское агентство по международному сотрудничеству в целях развития), которое организовало и провело конкурс для палестинских и шведских архитекторов по новому архитектурному решению площади Рождества. В рамках этой концепции было решено избавиться от здания полицейского участка, как напоминания о полицейском произволе предыдущих администраций. Финансирование и надзор за строительством также взяли на себя шведы. В конкурсе победил проект профессора Королевского технологического института в Стокгольме Йохана Мартелиуса (Johan Mårtelius).
В 1997 году здание полиции было разрушено, а 9 декабря 2000 года был торжественно открыт первый культурный центр Вифлеема, получивший название «Центр мира».Это название было также предложено шведом — Пьером Шори (Pierre Schori), который был заместителем министра иностранных дел и помощником государственного секретаря по вопросам оказания помощи развивающимся странам в 1994 — 1999 году и фактически стал крёстным отцом нового центра. В центре сейчас размещается туристический информационный центр, книжный и сувенирный магазины, публичная библиотека, ресторан и кафе. В двух залах (Малом на 30 мест и Большом на 180 зрителей) проводятся различные культурные мероприятия. Принимают участие в деятельности центра и россияне. В частности при поддержке Российского центра науки и культуры в Вифлееме здесь проводятся концерты «Посольство мастерства».
Если посмотреть вдаль между мечетью Омара и зданием-шведским подарком, то позади мечети справа видна колокольня с крестом христианского храма.
Это церковь Святого Иосифа, принадлежащая Патриаршему экзархату Иерусалима Сирийской католической церкви. Интересна и сложна судьба самой Сирийской католической церкви и Патриаршего экзархата Иерусалима в частности. Когда-то существовала только Сиро-яковитская (Сирийская) православная церковь, у которой даже был свой придел в Храме Гроба Господня. В 1662 году патриарх церкви вступил в унию с римско-католической церковью, но многие православные епископы не поддержали его, церковь раскололась на две части. Так появилась Сирийская католическая церковь. Интересно, что у обеих сирийских церквей прослеживается родство — имя патриарха состоит из двух, первым всегда идёт Игнатий в честь третьего епископа Антиохийского Игнатия Антиохийского жившего с 35 по 107 год нашей эры. С 1702 по 1782 год церковь влачила жалкое существование, даже патриарха у неё не было из-за преследований турецких властей, а большинство епископов вернулось в православную веру. В 1829 году Сирийская католическая церковь была признана властями Османской империи. Патриарх церкви находился сначала с 1831 года в Алеппо, с 1850 года в Мардине (южная Турция), а после распада Оттоманской империи переехал в Бейрут, где находится по сию пору.
В Палестине тоже покочевала с места на места резиденция экзархата церкви, хотя всё начиналось неплохо. В 1845 году султан Оттоманской империи Абдель Маджид своим фирманом признал гражданские права сирийского католического Антиохийского Патриархата в Иерусалиме и на Святой Земле, при этом освободил его от всех налогов и таможенных сборов. В 1890 году был создан экзархат, резиденция долгое время находилась у Дамасских ворот, в 1948–1965 году была в Вифлееме, затем снова переехала в Иерусалим.
В Вифлееме храм Святого Иосифа назван в честь Иосифа Обручника (Иосифа Плотника) — обручённого мужа Пресвятой Богородицы, главы и покровителя Святого семейства. С 4 по 8 декабря 2012 года Святую землю посетил Патриарх Сирийской католической церкви Игнатий Иосиф III. В храме Святого Томаса состоялась его встреча с главами представительств всех католических, православных и протестантских церквей в Святой Земле.
В мире насчитывается около 60 различных католических орденов и конгрегаций, о большинстве обычные люди никогда не слышали. Видел я храмы экзотических церквей в Вифлееме и на Кипре. Когда я обратном пути сфотографировался, то получилось я позировал на фоне Салезианского монастыря Святого сердца в Вифлееме, который принадлежит Обществу святого Франциска Сальского, названного в честь католического святого Святого Франциска Сальского (1567–1622).
Это — католическая монашеская конгрегация папского права, основанная 18 декабря 1859 года в Турине (Италия) святым Иоанном Боско (1815 -1888), который считается покровителем подмастерьев, редакторов и книгопечатников, молодёжи. В 1902 была построена церковь Святого сердца в Вифлееме в строгом готическом архитектурном стиле с замечательной акустикой.
Каждое воскресенье здесь проводится месса на арабском языке, на которой присутствует от 50 до 100 прихожан. В первую пятницу июня здесь отмечается Праздник пресвятого сердца Иисуса, после проповеди проводится торжественное шествие по улицам Вифлеема. Интересно, что желающие могут заказать мессу в храме на одном выбранных языков: арабском, английском, итальянском, испанском, французском, тамильском и вьетнамском.
Если смотреть внимательно на фотографию, но внизу можно увидеть католическую школу для девочек Terra Sancta Girls School — Sisters of St. Joseph, которая была открыта в Вифлееме в 1853 году и действует до сих пор.
Большинство студенток являются христианками. Главная цель совместить академическое образование с воспитанием христианских убеждений. Обучение 12-летнее. Интересно, что несмотря на войны двадцатого века и смены хозяев Святой Земли, где сменялись турки, англичане, арабы и евреи, христианские храмы и здания в Иерусалиме, Вифлееме и других городах сохранились хорошо.
Невдалеке от салезианского монастыря находится церковь Пресвятой Богородицы, принадлежащая Мелькитской католической церкви, которая выделилась в 1724 году из Антиохийской православной церкви, с которой у неё с тех пор сложные отношения.
Проповеди читаются на греческом и арабском языках. Здание храма состоит из трёх этажей и пристроенной к нему колокольни. На первом этаже вход, на втором этаже гостевой дом, на третьем этаже собственно сама церковь. Храм не является приходским центром, хотя у него имеется земля, архитектурные планы, а также разрешения на строительство для приходского центра.
Ну, а мы, следуя за нашим гидом из Египта, постепенно подходим к месту, где нас ждёт автобус.
Когда выезжали через КПП из Палестины в Израиль, то произошёл занятный случай. Наш автобус не стали досматривать, когда узнали, что мы- русские. А вот предыдущий автобус притормозили и стали тщательно досматривать.
Что не понравилось проверяющим — было непонятно, но мы от греха подальше уточнять не стали. Так закончился наш вояж в Вифлеем и Палестину.